Устройство для регулирования подачи топлива в двс
Реферат
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к аппаратуре автоматического регулирования подачи топлива в цилиндры двигателя внутреннего сгорания. Техническая сущность изобретения состоит в том, что устройство, содержащее в едином корпусе подпружиненную мембрану, взаимодействующую с регулирующим органом в виде односедельного затвора со штоком, имеет цилиндропоршневую пару и упругодеформируемую тонкостенную втулку, взаимодействующую с пружиной мембраны с ее внутренней стороны, обуславливая возникновение сил трения в месте контакта втулки с витками пружины. Эти силы трения являются дополнительными средствами для регулирования подачи топлива в цилиндры ДВС наряду с силами упругости мембранной пружины. 4 ил.
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к технике автоматического регулирования подачи топлива в цилиндры двигателя внутреннего сгорания.
Известно регулирующее устройство, содержащее датчик, связанный с управляющим элементом, выполненным в виде коромысла, одно плечо которого связано с регулирующим органом, а другое - с задатчиком, выполненным в виде пружины с регулировочным элементом, связанной с опорной шайбой [1]. Пружина расположена на коромысле через качающуюся опору, выполненную в виде тарелки со сферическими углублениями, опирающейся на сферический наконечник. Недостатком известного устройства является то, что при посадке пружины непосредственно на коромысло увеличивается приведенная к оси датчика жесткость пружины. При посадке пружины на тарельчатую опору со сферическим углублением вследствие неперпендикулярности торцов пружины и эксцентриситета силы пружина устанавливается относительно оси опоры с некоторым перекосом. При перекосе несколько изменяется момент силы от пружины на коромысле за счет изменения направления силы. Поскольку не известно, в какую сторону произойдет перекос опоры пружины и проворот ее вокруг оси при работе, изменение момента силы пружины будет неопределенным и приведет к перестройке регулирующего устройства. Кроме того, качающиеся опоры можно применить в случаях установки регулировочного винта внутри опоры. Известно также устройство для регулирования режима работы путем дозирования определенного количества рабочей жидкости. Это устройство устанавливает необходимое проходное сечение между клапаном и седлом регулирующего органа и содержит датчик, соединенный с управляющим элементом, выполненным в виде коромысла, установленного на оси, одно плечо которого связано через клапан с седлом регулирующего органа, а другое плечо связано с задатчиком, выполненным в виде пружины, и регулировочный элемент [2]. Особенность известного устройства в том, что коромысло имеет двухточечный контакт через опорную шайбу с пружиной сжатия. Введение передаточных элементов ухудшает быстродействие исполнительных устройств за счет возрастания инерционности, а также снижает их надежность из-за увеличения количества деталей, каждая из которых может быть источником отказа. В известной конструкции устройства для регулирования используется пружина с заданной жесткостью, которая в процессе эксплуатации изменяется по величине за счет "старения", т.е. материал пружины изменяет свою структуру от многоцикловой деформационной нагрузки. Широко известно и устройство для регулирования расхода рабочей среды, устанавливаемое на трубопроводе и выполненное в виде регулирующего двухседельного клапана с мембрано-пружинным исполнительным механизмом. Командный сигнал с помощью мембраны и возвратной пружины преобразуется в перемещение штока с затвором, который изменяет проходное сечение, а следовательно и пропускную способность регулирующего клапана [3]. Регулирующий клапан содержит регулирующий орган и пневматический исполнительный механизм. Конструкция клапана имеет мембрану, возвратную пружину, шток, корпуса регулирующего органа и исполнительного механизма, трубопровод для подвода сжатого газа в мембранную полость, затвор, седло, входную и выходную полости в корпусе регулирующего органа для рабочей среды. В корпусе исполнительного механизма имеется надмембранная полость для сжатого газа и полость для размещения возвратной пружины. Недостатком известного устройства является использование дополнительной материальной среды - сжатого газа для воздействия на мембрану исполнительного механизма, что усложняет устройство и снижает надежность регулирования подачи топлива в ДВС. Цель изобретения - повышение надежности и устойчивости процесса регулирования как за счет оптимизации процесса регулирования, так и за счет моделирования процесса "старения" - изменения характеристик объекта регулирования при эксплуатации. Разработано устройство для регулирования подачи топлива в ДВС, содержащее подпружиненную мембрану в корпусе исполнительного механизма, регулирующий орган в виде односедельного затвора со штоком, взаимодействующего с мембраной, полость для размещения возвратной пружины мембраны в корпусе исполнительного механизма и полость для материальной среды, воздействующей на мембрану, а также входную и выходную полости для рабочей среды, разделенные затвором с седлом в корпусе регулирующего органа, и трубопровод для подвода материальной среды к полости мембраны. Особенности устройства состоят в том, что оно снабжено цилиндропоршневой парой и упругодеформируемой тонкостенной втулкой с несколькими продольными надрезами в средней ее части; втулка размещена в корпусе исполнительного механизма с соосным расположением возвратной пружины мембраны и с возможностью контактирования с витками пружины с внутренней стороны при радиальном упругом деформировании втулки и оперта одним торцом на поршневой элемент цилиндропоршневой пары, а другим торцом - на неподвижную площадку в виде кольца внутри возвратной пружины. Устройство имеет общий разветвленный трубопровод для подачи топлива, одно ответвление которого имеет вход в полость мембраны через регулируемый дроссель, другое ответвление - вход в полость цилиндропоршневой пары, а третье основное ответвление - во входную полость корпуса регулирующего органа. Трубопровод для подвода материальной среды к полости мембраны имеет постоянный дроссель и сообщает полость мембраны и выходную полость регулирующего органа. Существенной особенностью разработанного устройства является введение дополнительного физического параметра регулирования в виде автоматического изменения величины жесткости мембранной пружины за счет действия сил упругости цилиндрической винтовой пружины при ее осевом сжатии и сил трения, возникающих при контакте витков пружины с внешней поверхностью упругодеформируемой в диаметральном направлении цилиндрической втулки с надрезами в средней ее части. На фиг.1 показана схема устройства регулирования подачи топлива в ДВС; на фиг.2 - втулка с надрезами в средней ее части в состоянии упругого деформирования в диаметральном направлении; на фиг.3 - схема процесса контактирования мембранной пружины и втулки с надрезами; на фиг.4 - графическое изображение изменения характеристики мембранной пружины. Устройство регулирования подачи топлива в ДВС содержит корпус 1 регулируемого органа и корпус 2 исполнительного механизма, при этом в корпусе регулируемого органа размещен затвор 3 со штоком 4, а также образованы входная и выходная полости, разделенные затвором 3 с посадкой в седло. В корпусе 2 исполнительного механизма установлена мембрана 5 с возвратной пружиной 6, а также выполнена цилиндрическая пара, поршневой элемент 7 которой воздействует на втулку 8, имеющую надрезы в средней ее части и расположенную соосно пружине 6 с возможностью контактирования с витками пружины при диаметральном деформировании, втулка опирается на кольцевую неподвижную площадку 9. Устройство регулирования подачи топлива в ДВС имеет разветвленный топливопровод, одно ответвление которого через регулируемый дроссель 10 имеет вход в подмембранную полость, другое ответвление - вход в полость цилиндропоршневой пары, третье ответвление, основное - вход в полость корпуса регулируемого органа. Выход топлива из подмембранной полости через постоянный дроссель 11 по трубопроводу направлен в выходную полость корпуса регулируемого органа (фиг.1). Цилиндрическая тонкостенная втулка 8 имеет несколько надрезов в ее средней части с образованием упругого деформирования стенки в диаметральном направлении при воздействии на ее торцы силы сжатия (фиг.2). При диаметральном деформировании втулка 8 приобретает форму "бочки", и витки пружины 6 соприкасаются с внешней поверхностью втулки (фиг.3). Изменение характеристики мембранной пружины представлено кривой линией 12 от начала координат в точке 0 до точки А, соответствующей положению максимальной силы нагружения на пружину 6, т.е. действию силы Рmax. При отсутствии сил трения в месте соприкосновения втулки 8 и витков пружины 6 характеристика пружины имеет вид прямой штрихпунктирной линии 13 при действии сил нагружения, представленных на графике (фиг.4) в виде прямой линии, т.е. нагрузки от Рmin = 0 до Pmax (линия ОА) при осевом перемещении пружины на величину . Регулирование подачи топлива в ДВС обеспечивается тем, что устройство поднастраивается путем перераспределения потока топлива по ответвлениям посредством регулируемого дросселя 10. Такая регулировка обеспечивает изменение силы трения витков пружины 6 о внешнюю стенку втулки 8 при ее диаметральном деформировании под действием поршневого элемента 7 цилиндропоршневой пары. Действие сил трения и сил упругости пружины обуславливает изменение ее характеристики по кривой ОВС (фиг.4). Такое изменение упругости деформирования пружины обеспечивает автоматическую установку требуемого проходного сечения между затвором 3 и седлом регулируемого органа в процессе эксплуатации при естественном "старении" материала пружины. Экспериментальные данные показали, что процесс разгрузки мембранной пружины распадается на два этапа. Вначале (прямая АВ), при уменьшении нагрузки от Рmax до PB, внутренние силы упругости уравновешиваются силами трения. Затем при значительном уменьшении нагрузки внутренние силы упpугости, все еще сохранившие свое наибольшее значение, в состоянии преодолеть трение. Они возвращают сопряжение втулки и пружины в исходное положение (линия ВО на фиг.4). Для предотвращения заклинивания угол принимают больше угла трения . Общеизвестно, что tg = f, т.е. равен коэффициенту трения, который принимается в пределах f = 0,1-0,16 для сопрягаемых металлических элементов конструкции. При конструировании таких сопряжений принимают = 14-17o; = - ; = - , где D - диаметр пружины; Н - шаг витков пружины; В - толщина стенки втулки. Осевое перемещение втулки вычисляется по зависимости: = + , где n - число витков пружины; Р - сила действия на втулку; Е - модуль упругости материала втулки; - угол сопряжения втулки и витков пружины; - угол трения; Dв - диаметр центров кривизны бочкообразной формы втулки; Dн - средний диаметр витков пружины; Fв - площадь сечения втулки; Fн - площадь сечения витка пружины. Достоинство устройства для регулирования подачи топлива в ДВС состоит в том, что процесс регулирования осуществляется при использовании энергии топлива, подаваемого под давлением в цилиндры двигателя.Формула изобретения
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ДВС, содержащее подпружиненную мембрану в корпусе исполнительного механизма, регулирующий орган в виде односедельного затвора со штоком, взаимодействующего с мембраной, полость для размещения возвратной пружины мембраны в корпусе исполнительного механизма и полость для воздействия энергии материальной среды на мембрану, а также входную и выходную полости для рабочей среды, разделенные между собой затвором с седлом в корпусе регулирующего органа, и трубопровод для подвода энергии материальной среды к полости мембраны, отличающееся тем, что оно снабжено цилиндропоршневой парой и упругодеформируемой тонкостенной втулкой с несколькими продольными надрезами в средней ее части, при этом втулка размещена в полости корпуса исполнительного механизма с соосным расположением возвратной пружины мембраны и с возможностью контактирования с витками пружины с внутренней стороны при радиальном упругом деформировании втулки и оперта одним торцом в поршневой элемент цилиндропоршневой пары, а другой торец оперт на неподвижную площадку в виде кольца внутри возвратной пружины, кроме того, устройство имеет общий разветвленный трубопровод подачи топлива, одно ответвление которого имеет вход в полость мембраны через регулируемый дроссель, другое ответвление - в полость цилиндропоршневой пары и третье основное ответвление - во входную полость корпуса регулируемого органа, кроме того, трубопровод для подвода энергии материальной среды к полости мембраны имеет постоянный дроссель и соединяет полость мембраны и выходную полость регулируемого органа.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4