Дождевальная установка

Реферат

 

Использование: в сельскохозяйственном машиностроении, в частности в устройствах дождевальной установки. Сущность изобретения: дождевальная установка состоит из дугообразного поливочного трубопровода 1 с прямолинейными концами и выпускными отверстиями - соплами, расположенными на дугообразной части трубопровода. Один свободный конец трубопровода закреплен в корпусе 4 механизма поворота трубопровода, который взаимодействует с опорой 5, выполненной в виде барабана и снабженной внутренним осевым патрубком. В торце опоры крепится ниппель 6 для подсоединения водоподводящей системы. На внутреннем осевом патрубке барабанной опоры 5 насажены два диска-регулятора 7, каждый из которых снабжен кольцевым пазом, кольцевым выступом, ограничивающим поворот дисков-регуляторов один относительно другого, а также периферийным кольцевым пазом. В корпусе 4 механизма поворота размещена турбина 8, блок-распределитель 9 потока воды и редуктор 10. Блок-распределитель 9 состоит из обоймы 11. Торец обоймы 11 закрыт диском 13, который снабжен двумя консольно расположенными осями 14 для редуктора 10 и двумя консольными патрубками 15. Обойма 11 и диск 13 надеты на вал-шестерню 19, свободный конец которого с открытым осевым отверстием входит во внутренний осевой патрубок барабанной опоры 5. Патрубки 15 образуют общую водовыпускную щель 22, в зоне которой расположены лопасти турбины 8, которая свободно установлена на оси дисковой опоры 21. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к сельскому хозяйству, а именно к дождевальным установкам.

Известна дождевальная установка, в которой для регулирования количества поливочной воды используется давление напор воды в сети (Авторское свидетельство СССР N 85150).

Однако данная известная дождевальная установка не обеспечивает изменения положения сопел относительно земли, что приводит к попаданию воды на одно и то же место, а следовательно, к размыву почвы и ее локальному переувлажнению.

Известна дождевальная установка, в которой факел распыла жидкости изменяется под действием давления напора подаваемой воды. Для регулирования положения поливочного трубопровода с соплами по высоте относительно поверхности земли предусмотрен механизм в виде трособлочной системы. Но при этом регулирование осуществляется дискретно, только для подачи воды в систему, т. е. при выключенной системе орошения (Авторское свидетельство СССР N 1029913, кл. A 01 G 25/02, 1981).

Недостатком такого устройства является то, что вода в процессе полива постоянно поступает на одно и то же место, а для изменения места полива, т. е. увеличения площади полива путем изменения положения поливочных сопел относительно земли, необходимо остановить полив, изменить с помощью трособлочной системы положение сопел, а затем снова включить установку.

Техническим результатом, достигаемым при реализации изобретения, является повышение эффективности полива путем автоматического изменения положения сопел относительно поверхности земли, а следовательно, изменения угла распыла воды, а также обеспечение удобства эксплуатации устройства за счет исключения необходимости его выключения в процессе его работы.

Достигается это тем, что в дождевальной установке, включающей подвижный поливочный трубопровод с соплами, механизм изменения его положения относительно поверхности земли, средство для подключения водоподводящей системы и опоры, отличительной особенностью является то, что механизм содержит корпус, внутри которого размещены крыльчатка шестерня с лопастями, редуктор и блок-распределитель потока воды, поливочный трубопровод имеет глухой и открытий концы, причем глухой конец установлен в одной из опор с возможностью вращения в ней, а открытый жестко связан с корпусом, который, в свою очередь, жестко связан с блоком-распределителем, выполненным в виде обоймы, закрытой диском с двумя консольными наружными патрубками, причем внутри обоймы на диске установлена поворотная седловина, взаимодействующая с поворотным коромыслом и установленная с возможностью попеременного перекрывания патрубков, при этом обойма с диском установлены на валу-шестерне, в котором выполнено глухое отверстие, заканчивающееся радиальным сквозным пазом, а консоли патрубка формируют общую щель, в зоне которой расположены лопасти крыльчатки-шестерни, взаимодействующей посредством редуктора c валом-шестерней, свободный конец которого жестко связан с осевым патрубком барабана, служащего второй опорой и снабженного двумя дисками-регуляторами, закрепленными также на осевом патрубке, к которому подключается водоподводящая система.

Диски регуляторы целесообразно снабдить кольцевым пазом, кольцевым выступом и периферийным кольцевым пазом, а коромысло снабдить хвостовиком, выходящим из обоймы и взаимодействующим с кольцевыми пазами дисков-регуляторов. Обойму рекомендуется снабдить пальцем, расположенным диаметрально противоположно от выхода хвостовика-коромысла и взаимодействующего с периферийными кольцевыми пазами дисков регуляторов. Сопла рекомендуется расположить в средней части трубопровода, выполненной дугообразной. Целесообразно щель разделить двугранным углом, ребро которого направлено в сторону крыльчатки-шестерни и параллельно ее плоскости, и расположить щель асимметрично оси крыльчатки шестерни перпендикулярно плоскостям ее лопастей.

На фиг. 1 изображена дождевальная установка, общий вид; на фиг. 2 взаимное расположение лопасти крыльчатки-шестерни и щели.

Дождевальная установка состоит из дугообразного поливочного трубопровода 1 с прямолинейными концами и выпускными отверстиями-соплами, расположенными на дугообразной части трубопровода. Один свободный конец трубопровода глухой (закрыт заглушкой 2) и установлен с возможностью вращения в опоре 3, а другой (открытый) конец закреплен в корпусе 4 механизма вращения трубопровода (механизма изменения положения трубопровода относительно поверхности земли). Механизм взаимодействует с опорой 5, которая выполнена в виде барабана и снабжена внутренним осевым патрубком. В торце опоры крепится ниппель 6 с фильтрующей сеткой, к которому подсоединяется водоподводящая система. В открытом торце барабанной опоры на внутреннем осевом патрубке насажены два диска-регулятора 7, каждый из которых снабжен кольцевым пазом, кольцевым выступом, ограничивающим поворот дисков-регуляторов один относительно другого, а также периферийным кольцевым пазом. Корпус 4 механизма вращения трубопровода выполнен в виде стакана, внутри которого размещены крыльчатка-шестерня 8, блок-распределитель 9 потока воды и редуктор 10. Блок-распределитель 9 потока воды состоит из обоймы 11, в нижней части которой отходит горизонтальный палец 12, взаимодействующий с периферийными кольцевыми пазами дисков-регуляторов 7. Торец обоймы закрыт диском 13, который снабжен двумя консольно расположенными осями 14 для редуктора 10 и двумя консольными патрубками 15. На диске 13 внутри обоймы 11 в зоне отверстий патрубков 15 установлена седловина 16, а на ней подпружиненное коромысло 17 с хвостовиком 18, который выходит за обойму и взаимодействует с кольцевыми пазами дисков-регуляторов 7. Обойма 11 и диск 13 надеты на вал-шестерню 19. Вал-шестерня выполнен с глухим отверстием, переходящим в сквозные радиальные пазы, которые расположены в зоне установки седловины с коромыслом, а торец вала-шестерни со стороны шестерни снабжен хвостовиком 20. Свободный конец вала-шестерни с открытым осевым отверстием входит во внутренний осевой патрубок барабанной опоры 5 и взаимодействует с отверстием ниппеля 6. Концы патрубков 15 входят в отверстие дисковой опоры 21, на которой также выполнены глухие отверстия для осей 14 и хвостовика 20 вала-шестерни 19. На осях 14 установлены шестерни редуктора 10, передающие вращение от крыльчатки-шестерни 8 к валу-шестерне 19.

Патрубки 15 образуют общую водовыпускную щель 22, в зоне которой расположены лопасти крыльчатки-шестерни 8, которая свободно установлена на оси дисковой опоры 21. Щель 22 расположена перпендикулярно лопастям крыльчатки и вертикально разделена двугранным углом, ребро которого расположено параллельно лопастям и направлено в сторону лопастей крыльчатки-шестерни.

Дождевальная установка работает следующим образом.

Вода от водоподводящей системы через ниппель 6 с фильтрующей сеткой поступает в глухое осевое отверстие вала-шестерни 19 и, выйдя через сквозной радиальный паз, заполняет внутренность обоймы 9. При дальнейшем поступлении воды ее струя будут воздействовать на седловину, которая открывает один из патрубков 15, и вода стремится в него. Пройдя патрубок 15, вода выйдет из него, и через щель 22 ее струя будет воздействовать на лопасти крыльчатки, заставляя ее вращаться. Поскольку вода поступает без перерыва, она заполняет корпус механизма и далее поступает в поливочный трубопровод с соплами. В то же время вращение от крыльчатки-шестерни 8 передается на редуктор, который взаимодействует с валом-шестерней 19. Но так как обойма блока-распределителя жестко связана с корпусом механизма, то повернется и он, а следовательно, и поливочный трубопровод, который также связан с корпусом. Но поворот корпуса с обоймой 11 ограничен углом периферийного паза секторов-регуляторов 7, в которые входит палец 12 обоймы. Причем этот угол согласуется с углом кольцевого паза секторов-регуляторов, в который входит хвостовик 18 коромысла 17. Хвостовик 18, дойдя до конца паза, повернет коромысло, которое, в свою очередь, воздействует на седло, перекроющее другой патрубок 15. Вода будет поступать в другой патрубок и ее струя будет выходить из щели 22 и воздействовать на лопасти, заставляя их вращаться в другую сторону до тех пор, пока палец 11 не дойдет до другого периферийного паза диска-регулятора.

Таким образом, поливочный трубопровод, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону, и обеспечивает равномерный полив по всей захватываемой площади.

Формула изобретения

1. ДОЖДЕВАЛЬНАЯ УСТАНОВКА, включающая раму, на которой установлен поворотный поливочный трубопровод, один конец которого связан с корпусом механизма поворота, содержащего редуктор с турбиной и ниппель, отличающаяся тем, что конец трубопровода жестко связан с корпусом механизма поворота, который снабжен неподвижно закрепленным с ним блоком-распределителем потока воды, выполненным в виде обоймы, закрытой диском с двумя консольными наружными патрубками, внутри которой на диске установлена поворотная седловина, взаимодействующая с поворотным коромыслом с возможностью попеременного перекрывания патрубков, при этом обойма с диском установлены на валу-шестерне, закрепленном на опоре, выполненной в виде барабана с осевым патрубком, и имеющем глухое отверстие, заканчивающееся радиальным сквозным пазом, а консоли патрубков формируют общую щель, в зоне которой расположена турбина, взаимодействующая посредством редуктора с валом-шестерней, причем барабан снабжен двумя дисками-регуляторами, закрепленными на его осевом патрубке, соединенном с ниппелем.

2. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что диски-регуляторы снабжены кольцевым пазом, кольцевым выступом и периферийным кольцевым пазом.

3. Установка по п.1, отличающаяся тем, что коромысло снабжено хвостовиком, выходящим из обоймы и взаимодействующим с кольцевыми пазами дисков-регуляторов.

4. Установка по п.1, отличающаяся тем, что обойма снабжена пальцем, расположенным диаметрально противоположно от выхода хвостовика-коромысла и взаимодействующим с периферийными кольцевыми пазами дисков-регуляторов.

5. Установка по п.1, отличающаяся тем, что сопла расположены в средней части трубопровода, которая выполнена дугообразной.

6. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что щель разделена двугранным углом, ребро которого направлено в сторону турбины и параллельно ее плоскости, причем щель расположена асимметрично оси турбины перпендикулярно плоскостям ее лопастей.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2