Универсальный шарнир

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАН ИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Содивлистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 11.Xl 1.1965 (№ 1043301/25-27) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 28ЛХ.1967. Бюллетень № 20

Дата опубликования описания 19.XII.1967

Кл. 47с, 4

МПК Г 06«I

УДК 621.825.6(088.8) Комитет по делам изобретений и открытий ври Совете Министров

СССР

Авторы изобретения Г. Н. Башилов, А. Я. Занин, Ю. И. Хворостянко, О. П. Соколовский и К. В. Корякин

Зая витель

Уральский завод тяжелого машиностроения

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШАРНИР.Изливе«стны универсальные шарниры, састоян ие из обоймы, в которую вмо нтиро ва«ны

ПОДШИ«ПНИКОВЫЕ УЗЛЫ, И,BHJI«IK С КОНСОЛЬНЫМИ цапфами и со с«авозными каналами. Одна ко такие шар«ниры требуют большой точности изгото«вления и имеют большие габа«риты.

Отличительная особенность описьхваемого шарнира состоит в том, что внутри вилок установлены взаимодействующие друг с другом втулки со сферическими выступающимз« г1оверх«ностями, имеющими р адиальные прорези и входящими через эти прорез и од на B другую так, что Они образуют шаровую поверхность с геометрическим центром в точке

1тово«рота вилок, а на оси одной из вилок имеет«ся канал, в который вмонтировано приспособление для регулирования положения вилок пр и сборке шарнира, вы полнвнпого в виде стержня, опирающегося на сферичес«кую псверхность втулок и проходящего через отверстие на пра«вляющей втулки, расположенНоН Bíóò«ðH цвнтрирующего кольца, уста«новленного на торце соответствующей BHJIки.

Такое выполнение шарнира обеопеч«и«ваег соосно сть сое«диняемых валов относительно цен пра поворота и возможность регулирования при нал«ичии угла перекоса между валами, а также повышает срок его службы.

На фиг. 1 — показа на схема опи сываемого шарнира; на фиг. 2 — схема приспособления для регулирования положения вилок.

Вилки 1 и 2 имеют консольные цапфы 8, выпол ненные с ними как одно целое. Радиальная нагрузка во спринимаегся сферичеcKHMIH роликоподшипниками 4, осевая нагрузка — ша рикоподшип никами 5.

Подшипниковые узлы, состоящие из сферических роликоподшипн!Иков 4 и ша рикоподшипников 5, мо нтируюгся,в,разъемной обойме б, части которой стяпиваются болтами 7.

Подши пник 8 по внутреннему кольцу устанавли«ваегся неподвижно в осевом направлении и прижи«мается к бурту цапфы 8 центрирующим кольцом 9, на последнее монтируется подшип ник 10. Оси (соединяемых валов) вилок 11 и 12 наклонены при работе под углом а.

В каждой цапфе 8 шарнира выполнены ск«возные осевые каналы размером М. В каждую вилку консольно установлены втулки 18, консольные части которых выполнены в виде выступов со сферическими поверхностями, имеющими рад««альные прорез и и входящими

:ерез эти,п рорези один в другую так, что они

Образуют шаровую по верхность с геометрическим центром в точке поворота вилок. На оси

Одной,из вилок имеется канал 14, в котором монтируется приспособление для регулирования положен«ия Вил01, сосгоящее из сте1??кпя

15 и втулки 1б. Приспособление применяется

30 для регулирования п сборки шарнира, а при работе шпинделя убирается.

203387

В деталях шпинделя с точным допуском изготавляваенся только два размера: А и К.

Все остальные детали шпинделя изготавливаются по свободным, размерам.

При регулировании шарнвра на соосность опускают в канал М вилки 12 стержень 15 до упора в сферу втулки 18, которая запре"сована в вилку 11, а,выступающие ее поверх. ности развер нуты против канало в М втулки

12. Втулку 1б устанавливают также до упора.

Стержень 15 ймеет в верхней части поперечный паз 17, который с торцом, втулки 1б образует зазор В.

Таким образом, по величине зазора В можно знать взаимное положение центров поворота вилок 11 и 12 относительно друг друга по одной из осей.

Устана вли вая приспособление в каждый подшипниковый узел, измеряют положение центров поворота вилок по,всем четырем осям та к, чтобы размер В во всех подшипнико вых узлах был одинаковым. После такого регулирования в шарнире достигается полная соосность.

Окончательная фиксация отрегулирова н ного шар ни ра произ водится установкой шлифованной прокладки 18 по фактическому размеру Б в каждом подш ипниковом узле.

При такой конструкции и регулировании точность изготовления деталей самого приспособления не влияет на точность регулирования, так как измеряется величина зазора В одним и тем же приспособлен ием во всех четырех подшипни ковых узлах.

Высота Д втулки 1б выбирается такой, чтобы контроль размера В можно было свободно производить вне габаритов шарнира, а длина стержня 15 от торца до паза будет равна

В+Я+В. Вместо обоймы может быть установлена кресто в ина, топда последняя должна иметь в центре сквозвое отверстие для размещения втулки 18 и осевые ка налы в цапфах для измерительного стержня.

5 Та иим образом, в предложенной конструкции регул и рования и измерение благодаря сфере можно производить при наличи и угла перекоса между соединяемыми валами.

П р е д м ет и з о б р е т е н и я

1. Универсальный шарнир, содержащий обойму, две вилки с кон солыными цапфами и со сивозными канала ми и подшипнико вые

15 узлы, вмонтиро ва нные в обойму, состоящ ие из сферического роликоподши пника и шарикоподши пии ка, отличающийся тем, что, с целью обеспечения соосности соединяемых вало|в относительно центра поворота и воз20 можно сти регулирования шарнира при наличии угла перекоса между валами, а также повышения срока его службы, .в нутри вилок установлены взаимодействующие друг с другом втулки со сферическими выступающими

25 поверлно стями имеющими радиальные про. рези и входящими через эти прорези одна в другую та к, что они ооразуют шатровую поверхность с геометрическим центром в точке поворота вилок, на оси одной из вилок имеет30 ся канал, в который вмонтировано п риспособление для репул иро вания положения в|илок при сборке шарнира.

2. Шар ни р п о п. 1, отличающийся тем, что при способление для регули ро ва ния положе35 ния нилок выполнено в виде стержня, установленного в ка|нале вилочки, и втулки расположенной на торце,в илки, при этом стержень в верхней части имеет поперечный паз, который с торцом втулки образует зазор.

203387

Составитель Запольскнй

Редактор Цветкова Тскред A. А. Камышникова Корректоры: С. А. Башлыкова и Е. Ф, Полнонова

Заказ 3857/13 Тираж 535 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений ii открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типографии, пр. Сапунова, 2