Двигатель

Реферат

 

Использование: в машиностроении, преимущественно в двигателестроении. Сущность изобретения: двигатель снабжен по крайней мере одной консолью 4, один конец которой жестко закреплен на валу 3 ротора. Рабочее колесо последнего выполнено в виде сегнерова колеса 6, установлено с возможностью вращения на другом конце консоли 4 и размещено внутри витка спиралеобразной направляющей, выполненной тороидальной формы с прорезью 5 для возможности перемещения консоли 4, при этом вал 3 и консоль 4 выполнены с каналами 9 для подачи рабочего тела в полость сегнерова колеса 6. 2 ил.

Известен двигатель, наиболее близкий по технической сущности и достигаемому результату к изобретению, содержащий выполненный в виде вала с по крайней мере одним рабочим колесом ротор и корпус с жестко установленными на нем спиралеобразными элементами, образующими спиралеобразную направляющую для движения рабочего колеса ротора, при этом ротор размещен в корпусе с выводом его вала наружу.

Недостатком двигателя является его сложность и пониженный КПД, так как взаимодействие между рабочим колесом и спиралеобразными направляющими происходит только через трение скольжения, которое невозможно заменить на трение качения, размеры рабочего колеса жестко ограничены спиралеобразными направляющими, а для нормальной их работы при изготовлении необходима высокая точность, жесткие допуски и обильная смазка.

Цель изобретения упрощение устройства и повышение КПД.

Сущность изобретения заключается в том, что двигатель снабжен по крайней мере одной консолью, один конец которой жестко закреплен на валу ротора, причем рабочее колесо последнего выполнено в виде сегнерова колеса, установлено с возможностью вращения на другом конце консоли и размещено внутри витка спиралеобразной направляющей, выполненной тороидальной формы с прорезью для возможности перемещения консоли, при этом вал и консоль выполнены с каналами для подачи рабочего тела в полость сегнерова колеса.

На фиг. 1 изображен предлагаемый двигатель, на котором спиралеобразная направляющая условно изображена спиралеобразной линией; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1.

Двигатель содержит корпус 1, на котором жестко закреплена спиралеобразная направляющая 2 тороидальной формы и установлен ротор, состоящий из вала 3, выходящего наружу, с консолями 4, одними концами, жестко закрепленными на нем, а другими, пропущенными через круговую прорезь 5 в спиралеобразной направляющей внутрь витков и на них установлены рабочие колеса 6, выполненные в виде сегнерова колеса с соплами 7. Рабочие колеса снабжены упорами 8, выполненными в виде подшипников скольжения или качения, взаимодействующими с направляющей 2. Сопла 7 рабочего колеса соединены с каналами 9 консоли и вала. При упорах, выполненных в виде подшипников качения, не нужна смазка между ними и направляющей 2, так как подшипники выполняются со своей смазкой.

Двигатель работает следующим образом.

В полость канала 9 вала 3 подается рабочее тело (пар, газ, жидкость), проходит через полость консоли и сопла 7, истекает под большим давлением и скоростью, создавая реактивные силы, вращающие рабочее колесо, которое упорами 8 скользит или катится по виткам спиралеобразной направляющей, перемещаясь по окружности, и через консоль вращает вал. При этом крутящий момент на валу прямо пропорционален количеству витков спиралеобразной направляющей.

Формула изобретения

ДВИГАТЕЛЬ, использующий рабочее тело и содержащий выполненный в виде вала с по крайней мере одним рабочим колесом ротор и корпус с жестко установленными на нем спиралеобразными элементами, образующими спиралеобразную направляющую для движения рабочего колеса ротора, при этом ротор размещен в корпусе с выводом его рабочего вала наружу, отличающийся тем, что он снабжен по крайней мере одной консолью, один конец которой жестко закреплен на валу ротора, при этом рабочее колесо последнего выполнено в виде сегнерова колеса, установлено с возможностью вращения на другом конце консоли и размещено внутри витка спиралеобразной направляющей, выполненной тороидальной формы с прорезью для возможности перемещения консоли, а вал и консоль выполнены с каналами для подачи рабочего тела в полость сегнерова колеса.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2