Приводное устройство для мотоцикла
Реферат
Использование: в сельскохозяйственном машиностроении, в частности в средствах малой механизации для сельских и подсобных хозяйств, например в приводном устройстве для мотоцикла. Сущность изобретения: устройство содержит раму, выполненную из смонтированной на мотоцикле неподвижной и подвижной частей, шарнирно соединенных между собой горизонтально расположенной осью, установленные на подвижной части рамы барабан с тросом. Ось барабана размещена параллельно плоскости приводного колеса мотоцикла. На подвижной части рамы установлен редуктор, выходной вал которого перпендикулярен его входному валу и соосен барабану. Подвижная часть рамы соединена с корпусом мотоцикла посредством регулируемой тяги. При вращении приводного колеса мотоцикла через передачу приводится в действие редуктор, который вращает барабан и тянет трос с прицепным орудием. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано в качестве привода средств малой механизации в фермерских и личных подсобных хозяйствах.
Известны мотоблоки, содержащие колесные шасси с установленным на нем двигателем и системой трансмиссии. Недостатки известных мотоблоков состоят в высокой стоимости, малой универсальности и недостаточном тяговом усилии для вспашки из-за малой сцепной массы. Известно также приводное устройство (мотолебедка), содержащее раму, состоящую из нескольких частей основной и дополнительной, приводной барабан с тросом, грунтозацепы. Недостатки известного устройства состоят, во-первых, в значительных потерях времени на перевод из транспортного положения в рабочее, связанных с необходимостью установки барабана с тросом на место колеса мототележки, отсоединения тележки и присоединения дополнительной части рамы, что снижает производительность, во-вторых, в необходимости ручного перемещения мотолебедки по краю участка по мере его обработки, и, в-третьих, в недостаточной универсальности, поскольку мотолебедка предназначена только для привода почвообрабатывающих орудий, перемещения грузов, а при установке колеса и тележки для транспортировки. Целью изобретения является повышение производительности, облегчение условий работы, а также расширение технологических возможностей. Поставленная цель достигается тем, что одна часть рамы жестко закреплена на мотоцикле, а другая соединена с ней шарнирно посредством горизонтально расположенной оси и тягой с корпусом мотоцикла, при этом барабан с тросом установлен на второй части рамы и размещен своей осью параллельно плоскости приводного колеса мотоцикла, причем барабан соединен со смонтированным на второй части рамы редуктором с двумя выходными валами, один из которых перпендикулярен входному валу и расположен соосно барабану, а на втором выходном валу установлена звездочка (или шкив), причем входной вал редуктора связан передачей с дополнительной звездочкой (или шкивом), соединенной с приводным колесом мотоцикла. На фиг. 1 и 2 показано устройство в рабочем положении. Предложенное устройство содержит раму, состоящую из нескольких частей. Часть 1 рамы жестко закреплена на маятниковой вилке мотоцикла, а часть 2 рамы шарнирно соединена с частью 1 с помощью горизонтальной оси 3. Вместо одной оси 3 могут использоваться две полуоси, соосно установленные в правом и левом шарнирах рамы. На второй части рамы установлен барабан 4 с тросом, причем ось барабана размещена параллельно плоскости приводного колеса мотоцикла, а также направляющая троса 5, редуктор 6 с двумя выходными валами. Один из выходных валов редуктора 6 расположен перпендикулярно входному валу (точнее, вертикальные плоскости, проходящие через входной и выходной валы взаимно перпендикулярны) и установлены соосно барабану 4, связанному с последним через муфту 7 и храповой механизм 8. На втором выходном валу редуктора 6 или втором конце выходного вала установлена звездочка (или шкив) 9. А на входном валу редуктора закреплена звездочка (или шкив) 10, связанная передачей 11 с дополнительной звездочкой (шкивом) 12, соединенной с приводным колесом 13 мотоцикла. Тяга 14 связывает кронштейн 15 второй, шарнирно соединенной части 2 рамы, с кронштейном 16, закрепленным на корпусе мотоцикла. Тяга 14 может быть изготовлена как регулируемой, состоящей из двух частей, соединенных между собой гайкой, так и цельной. Регулируемая тяга, в сравнении с цельной, облегчает условия труда, а цельная позволяет сократить время перемещения мотоцикла из одной рабочей позиции в другую по мере обработки участка. Левая часть тяги содержит элемент, например, отверстие "а", для фиксации тяга в транспортном положении. На части 2 рамы установлены также грунтозацепы 17 и элементы 18, например, патрубки, для присоединения навесных орудий. Устройство обслуживают два человека. Один из них включает и выключает муфту сцепления мотоцикла, а другой управляет прицепным или навесным орудием. Устройство работает следующим образом. В транспортном положении устройства часть 2 рамы повернута вокруг оси 3 до совпадения отверстия "а" в тяге 14 с отверстием в кронштейне 16 и зафиксирована с помощью штыря (не показан). Перед работой мотоцикл устанавливают на краю участка перпендикулярно направлению обработки. При нейтральном положении рычага переключения передач мотоцикла или выключенном двигателе вынимают штырь из отверстий в кронштейне 16 и тяге 14, поворачивают подвижную часть рамы 2 вокруг оси 3 и внедряют в почву грунтозацепы 17. Затем тягу 14 с помощью штыря закрепляют в рабочем положении в кронштейне 16, поднимая при этом приводное колесо 13 мотоцикла над поверхностью почвы. Если тяга 14 выполнена регулируемой, то вращением гайки изменяют длину тяги и обеспечивают требуемое натяжение передачи 11. Если же тяга 14 выполнена цельной, то натяжение передачи 11 обеспечивают за счет перемещения редуктора 6 относительно части 2 рамы. Почвообрабатывающее орудие, например плуг, прикрепляют к тросу и перемещают на противоположный мотоциклу край обрабатываемого участка. Храповой механизм 8 дает возможность вращаться барабану 4 и разматывать трос. После перевода передачи мотоцикла в рабочее положение и включения сцепления крутящий момент с вала приводного колеса 13 мотоцикла через звездочки (или шкивы) 12 и 10, передачу 11, редуктор 6, муфту 7 и храповой механизм 8 передается на барабан 4. Барабан, вращаясь, наматывает трос и тянет плуг. Направляющая троса 5 позволяет наматывать на барабан трос неперпендикулярно оси барабана, что дает возможность обработать несколько борозд (рядов) (до 15-20) с одной установки мотоцикла в зависимости от удаления мотоцикла от края участка. После обработки нескольких борозд (рядов) при невращающемся приводном колесе 13 мотоцикла ослабляют расклинивающее действие тяги 14, уменьшая длину тяги вращением гайки, если тяга 14 выполнена регулируемой, или приподнимая навесное устройство, например, с помощью рычага (не показан), вставляемого в патрубок 18, если тяга 14 выполнена цельной. Вынимают штырь из отверстий кронштейна 16 и тяги 14, приводное колесо мотоцикла опускают на почву. Часть 2 рамы поднимают, выводя грунтозацeпы 17 из почвы, и перемещают мотоцикл на нужное расстояние. Затем устанавливают мотоцикл с устройством в рабочее положение и продолжают обработку участка. Навесные установки (кормодробилку, циркулярную пилу, бетономешалку, водяной насос и т.д.) устанавливают на часть 2 рамы с торцовой или боковой сторон. Для их привода используется второй выходной вал (или второй конец входного вала) редуктора 6. При этом барабан 4 отключают. При транспортировке на значительные расстояния (несколько десятков километров) часть 2 рамы и тягу 14 отсоединяют от мотоцикла и перевозят, например, в коляске. Таким образом, за счет того, что одна часть рамы жестко закреплена на мотоцикле, а другая соединена с ней шарнирно посредством горизонтально расположенной оси и тягой с корпусом мотоцикла, при этом барабан с тросом установлен на второй части рамы и размещен своей осью параллельно плоскости приводного колеса мотоцикла, причем барабан соединен со смонтированным на второй части рамы редуктором с двумя выходными валами, один из которых перпендикулярен входному валу и расположен соосно барабану, а на втором выходном валу установлена звездочка (или шкив), причем входной вал редуктора связан передачей с дополнительной звездочкой (или шкивом), соединенной с приводным колесом мотоцикла, повышается производительность труда и облегчаются условия работы, расширяются технологические возможности устройства.Формула изобретения
1. ПРИВОДНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОТОЦИКЛА, содержащее выполненную из нескольких частей раму, приводной барабан с тросом и грунтозацепы, отличающееся тем, что одна часть рамы жестко закреплена на мотоцикле, а вторая соединена с ней шарнирно посредством горизонтальной оси и тягой с корпусом мотоцикла, при этом барабан с тросом установлен на второй части рамы, размещен своей осью параллельно плоскости приводного колеса мотоцикла и соединен со смонтированным на этой же части рамы редуктором с двумя выходными валами, один из которых перпендикулярен входному валу и расположен соосно с барабаном, а на втором выходном валу установлены звездочка или шкив, причем входной вал редуктора связан передачей с дополнительной звездочкой или дополнительным шкивом, смонтированными на приводном колесе мотоцикла. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что тяга выполнена регулируемой.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2