Устройство пожаротушения энергетической машины
Реферат
Использование: в противопожарной обороне. Сущность изобретения: сводится к соединению маслопровода, идущего к подшипникам скольжения от насосов с водным коллектором через автоматический клапан, открывающийся при потере герметичности маслопровода. В этом случае вода, находящаяся под давлением, большим давления масла, прекрывает подачу масла к подшипникам, что уменьшает количество горючего вещества. 1 ил.
Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано в устройствах для тушения пожара, возникающего в системах маслоснабжения вращающихся агрегатов: паровых и газовых турбин, турбогенераторов, синхронных компенсаторов, компрессоров, крупных электродвигателей и т.д.
Известны устройства пожаротушения энергетических машин, выполненные в виде пенных или порошковых огнетушителей, установленных вблизи вращающихся агрегатов. Недостатком устройства является то, что они приводятся в действие вручную и должны обязательно перемещаться к очагам пожара. К другим недостаткам известного устройства относится ограниченный срок хранения пенообразователей и недопустимость хранения их водных растворов из-за быстрого разложения активной части пенообразователей. Также известно устройство пожаротушения энергетической машины, снабженной подшипниками скольжения, имеющими маслопроводы для подачи масла к подшипникам от источников давления, содержащее находящийся под давлением, превышающим давление масла в маслопроводе, водяной коллектор, размещенный вблизи машины, с отводами от него к местам возможного возникновения пожара. Недостатком устройства является малая надежность, обусловленная тем, что при возникновении пожара из-за нарушений герметичности маслопровода, одновременно с подачей воды масло под давлением от насосов продолжает поступать в зону огня до тех пор, пока не будут отключены насосы, закрыты вентили или не опустошится масляный бак. Кроме того, известное устройство металлоемко из-за использования в системах масло и водоснабжения независимых трубопроводов. Целью изобретения является повышение надежности и упрощение конструкции. Это достигается тем, что в известном устройстве пожаротушения энергетической машины, снабженной подшипниками скольжения, имеющими маслопроводы для подачи масла к подшипникам от источников давления, содержащем находящиеся под давлением, превышающим давление масла в маслопроводе, водяной коллектор, размещенный вблизи машины, с отводами от него к местам возможного возникновения пожара, коллектор соединен с маслопроводами к подшипникам через клапан, открывающийся при потере герметичности маслопровода и возгорании масла. На чертеже показана схема устройства пожаротушения энергетической машины на примере турбогенератора. Энергетическая машина 1 снабжена подшипниками 2 скольжения, которые питаются маслом от напорного устройства маслоснабжения через маслопровод 3. Пожаротушение объекта в случае возгорания обеспечивается водой, подаваемой под давлением в коллектор 4. Для повышения надежности коллектор 4 с патрубками 5 через клапан 6 соединен с маслопроводом 3. Давление воды в коллекторе 4 превышает давление масла в маслопроводе 3. В эксплуатационном режиме подшипники 2 снабжаются маслом под давлением через маслопровод 3. При возникновении аварийной ситуации, например при разрушении лопатки турбины, являющейся приводом машины 1, возникает высокая вибрация валопровода обоих агрегатов, что приводит к разрушению подшипников 2, разгерметизации масляного тракта и попаданию масла на пол и детали конструкции. В этом случае из-за высокой температуры в узлах трения, от искр при задевании элементов конструкции возможно возгорание паров масла и других пожароопасных веществ, используемых в технологическом цикле агрегатов. Для тушения пламени клапан 6 может быть снабжен вибрационным датчиком либо другим устройством, которые при разгерметизации масляного тракта автоматически открывают клапан 6 и подают воду в зону горения масла. Этот же клапан может быть открыт вручную. Поскольку давление воды выше давления масла, его подача к подшипникам перекрывается, что уменьшает количество горючего вещества в зоне пожара. Предлагаемая схема позволяет также упростить коммуникации трубопроводов за счет частичного совмещения труб для подачи масла и воды.Формула изобретения
УСТРОЙСТВО ПОЖАРОТУШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащее находящийся под давлением, превышающим давление масла в маслопроводе машины, водяной коллектор, размещенный вблизи машины, отличающееся тем, что на коллекторе установлен патрубок, связанный посредством клапана с маслопроводом, вблизи подвода масла в подшипники.РИСУНКИ
Рисунок 1