Способ возведения асфальтобетонной диафрагмы грунтовой плотины и устройство для его осуществления

Реферат

 

Область использования: в гидротехническом строительстве. Сущность изобретения: перемещают одну секцию относительно другой сначала поворотом этой секции вокруг горизонтальной оси, расположенной в верхней части стыка секций, с укладкой поворачиваемой секции на неподвижную секцию. Затем поворачивают уложенную секцию вокруг оси, расположенной в противоположном конце неподвижной секции, в результате чего поворачиваемая секция размещается рядом с неподвижной. Устройство, с помощью которого осуществляется способ, состоит из двух связанных секций опалубки коробчатого сечения, связанных разъемным шарнирным соединением, состоящим из проушин, установленных на обоих торцах секций и вынимающей оси. 2 с.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к гидротехническому строительству и касается технологии выполнения противофильтрационных диафрагм из асфальтобетона в грунтовых плотинах.

Известен способ заливки асфальтовой смеси в разборно-переставную опалубку, включающий установку секций опалубки, заполнение их горячей асфальтобетонной смесью, разборку опалубки после остывания асфальтобетона и набора прочности, отсыпку грунта по обе стороны выполненной части диафрагмы. (Г.В. Борисов, Е.И.Кузнецов, В.В. Успенский. Методы строительства асфальтобетонных диафрагм грунтовых гидротехнических сооружений. В сборнике: Материалы конференций и совещаний по гидротехнике: Технология и механизация гидроизоляционных работ промышленных, гражданских и энергетических сооружений. Л.Энергоатомиздат, 1983 г, с. 6-12).

Недостаток этого способа в низкой производительности, так как съем опалубки может производиться только после остывания асфальтовой смеси, что в летнее время может превышать 3 суток, а также большой трудоемкости, связанной с перестановкой опалубки и загрузкой в нее асфальтовой смеси Последняя доставляется самосвалами, перегружается в бадьи, которые краном подаются к секциям опалубки, подлежащим заливке.

Известен способ заливки асфальтобетона в траншею, который заключается в отрыве траншеи в грунте с последующим заполнением ее асфальтобетоном.

Однако такой способ может быть применен только в грунтах, обеспечивающих устойчивость стенок траншеи, что встречается крайне редко в условиях возведения плотин с диафрагмами из асфальтобетона.

Известен также способ выполнения диафрагмы с помощью скользящей формы, заключающийся в заполнении формы асфальтобетонной смесью и отсыпке грунта по ее сторонам при движении формы вдоль оси диафрагмы [1] Однако при движении такой формы возникает опасность увлечения асфальтовой смеси формой. Чтобы избежать этого явления либо ограничивают высоту укладываемого яруса диафрагмы, что резко снижает производительность, либо устанавливают дополнительные устройства толкатели, что значительно усложняет конструкцию.

Наиболее близким к изобретению относится способ выполнения диафрагмы с помощью подъемной опалубки, который заключается в установке ряда секций опалубки коробчатой формы, отсыпке грунта, заполнения опалубки асфальтобетоном и подъеме секций вверх на высоту яруса заливки [2] Недостатки этого способа заключаются в том, что необходимо строго соблюдать вертикальный подъем секций опалубки, что требует применения синхронизационных между собой домкратов, а также потребность в большом количестве секций, обеспечивающих сменную производительность заливки (обычно определяемую сменной производительностью завода по выпуску смеси).

Для устранения указанных недостатков предлагается способ возведения асфальтобетонной диафрагмы грунтовой плотины и устройство для осуществления этого способа.

Целью изобретения является повышение производительности, уменьшение количества используемой опалубки, снижение трудоемкости.

Это достигается тем, что перестановка секций осуществляется перемещением одной из секций относительно другой сначала поворотом этой секции вокруг горизонтальной оси, расположенной в верхней части стыка секций, с укладкой поворачиваемой секции на неподвижную секцию, затем поворотом уложенной секции вокруг оси, расположенной в противоположном конце неподвижной секции, в результате которого поворачиваемая секция размещается рядом с неподвижной.

Устройство, с помощью которого осуществляется способ, включает две связанные между собой секции опалубки коробчатого сечения, связанные разъемным шарнирным соединением, состоящим из проушин и вынимающейся оси, причем проушины установлены на обоих торцах секций, а торцовая стенка каждой секции выполнена в форме части цилиндрической поверхности радиусом, равным длине боковой секции с центром в центре отверстий проушин на противоположном конце секции.

Предлагаемый способ предусматривающий использование только двух секций опалубки, перемещение опалубки до остывания асфальтобетонной смеси, применение для производства работ обычные строительные машины: кран, автосамосвал, бульдозер и т.д. (при этом отпадает необходимость в специальных домкратах, толкателях, направляющих устройствах и т.п.), выполнение по перестановке с высокой точностью, так как теподвижная секция зажата грунтом и служит направляющим устройством при повороте перемещаемой секции. В результате повышается производительность, снижаются материальные и трудозатраты. Следовательно, предлагаемые признаки отвечают критерию "существенные отличия".

На фиг. 1 и 2 показана конструкция опалубки (вид сбоку и сверху); на фиг. 2 а, б, г, д процесс производства работ.

Устройство содержит боковые стенки 1 секции опалубки, торцовую стенку 2, проушины 3, вынимаемую ось 4; причем R радиус кривизны торцовых стенок каждой секции; неподвижную секцию 5; переставляемую секцию 6.

На фиг. 2 показаны а установка опалубки; б отсыпка по обе стороны опалубки грунта 7; в загрузка в секцию 6 асфальтобетона самосвалом 8; г, д поворот секции 6 относительно секции 5 с перестановкой вынимаемой оси 4 из правых проушин секции 5 в левые.

Устанавливаются две секции опалубки 5 и 6, связанные осью 4, отсыпается грунт вокруг одной из секций 6, которая после этого заполняется асфальтобетоном. Затем секция 6 краном поворачивается вокруг оси 4 и укладывается на левую секцию 5. После этого ось 4 вынимается из правых проушин секций и вставляется в левые. Вторым поворотом перемещаемой секции 6 она устанавливается рядом с неподвижной 5, но уже с противоположного конца. После этого отсыпается грунт вокруг секции 5, бывшей неподвижной. Она заполняется асфальтобетоном, после чего поворачивается относительно ранее перемещенной секции. Затем процесс повторяется. Таким образом две секции поочередно переставляются относительно друг друга, осуществляя укладку яруса диафрагмы. По окончании укладки этого яруса опалубка поднимается краном и поворачивается на 180о. Затем производится выполнение следующего яруса, но при перемещении секций опалубки в обратном направлении (слева направо).

Применение изобретения позволяет использовать только две секции опалубки, производить перемещение опалубки до остывания асфальтобетонной смеси, применять для производства работ обычные строительные машины: кран, самосвалы, бульдозеры и т.д. (при этом отпадает необходимость в специальных домкратах, толкателях, направляющих устройствах и т.п.); выполнять операции по перестановке с высокой точностью, так как неподвижная секция зажата грунтом и служит направляющим устройством при повороте перемещаемой секции. В результате повышается производительность, снижаются трудозатраты.

Формула изобретения

1. Способ возведения асфальтобетонной диафрагмы грунтовой плотины, включающий установку секций опалубки вдоль оси диафрагмы, поочередную отсыпку грунта по сторонам опалубки, заполнение асфальтобетонной смесью секций и перестановку секций вдоль оси диафрагмы, отличающийся тем, что перестановку секций осуществляют перемещением одной из них относительно другой сначала поворотом этой секции вокруг горизонтальной оси, расположенной в верхней части стыка секций, с укладкой поворачиваемой секции на неподвижную, а затем поворотом уложенной секции вокруг оси, расположенной в противоположном конце неподвижной секции с размещением поворачиваемой секции рядом с неподвижной.

2. Устройство для возведения асфальтобетонной диафрагмы грунтовой плотины, включающее две связанные между собой секции опалубки коробчатого сечения, отличающееся тем, что связи секций выполнены в виде шарнирных соединений, состоящих из проушин, размещенных на обоих торцах секций, и вынимающейся оси, при этом торцевая стенка каждой секции выполнена в форме части цилиндрической поверхности радиусом, равным длине боковой стенки секции с центром, расположенным в центре отверстий проушин на противоположном конце секции.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3