Транспортная канатная установка с замкнутым тяговым канатом

Реферат

 

Использование: перевозка людей и грузов по наклонным горным выработкам. Сущность изобретения: канатная установка с замкнутым тяговым канатом содержит два подвижных состава, установленных на наклонном рельсовом пути, по середине по длине которого расположено обводное устройство, а также вертикально установленные по концам рельсового пути обводной шкив и приводной шкив трения. Замкнутый тяговый канат выполнен из двух, один из которых соединен с первым подвижным составом, последовательно запасован на приводной шкив трения, шкивы обводного устройства и связан с вторым подвижным составом, а другой трос соединен с вторым подвижным составом, последовательно запасован на обводной шкив, шкивы обводного устройства и связан с первым подвижным составом. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Транспортная канатная установка относится к шахтным транспортным средствам с замкнутым тяговым органом, в частности к напочвенным рельсовым дорогам, предназначенным для перевозки людей и грузов по наклонным горным выработкам, где нельзя применить концевую или локомотивную откатку.

Известна канатная дорога, которая принимается в качестве прототипа и содержит вертикальные управляемые ведомые шкивы трения, расположенные на подвижном составе, связанные с параллельно расположенными по обе стороны рельсового (монорельсового) пути ветвями тягового каната, которые направляются вдоль трассы опорными и ориентирующими устройствами, а также приводной шкив трения, концевой шкив и замкнутый тяговый канат.

Отличием этой канатной дороги является то, что при ее работе замкнутый тяговый канат находится в постоянном движении в одном направлении, при этом управляемые ведомые шкивы подвижного состава, на которых расположены витки трения этого замкнутого каната, в зависимости от приложенного к ним тормозного усилия могут или свободно вращаться вокруг своей оси (при этом состав дороги неподвижен), или один из них может постепенно замедляться (при этом состав будет перемещаться). При полном затормаживании одного из управляемых шкивов скорость состава становится максимальной и равной скорости движения тягового каната.

Направление движения состава зависит от того, какой из шкивов затормаживается. Благодаря управляемым ведомым шкивам возможно регулировать скорость движения состава, что улучшает эксплуатационные характеристики дороги.

Недостатком указанной канатной дороги являются значительные сопротивления при перемещении постоянного движущегося в одном направлении тягового каната, выполненного из троса одного диаметра, а также невозможность использования дополнительного состава, из-за чего снижается ее производительность.

Кроме того, недостатком этой канатной дороги являются ее значительные габариты из-за параллельно расположенных по обе стороны рельсового пути ветвей тягового каната, что исключает возможность применения ее в стесненных горных выработках.

Целью изобретения является повышение производительности надпочвенной дороги и надежности ее при эксплуатации.

Поставленная цель достигается тем, что транспортная канатная установка снабжена дополнительным подвижным составом, установленным на том же рельсовом пути, и обводным устройством с канатными шкивами, установленными в середине по длине рельсового пути, при этом тяговый канат выполнен из двух тросов разного диаметра, первый из которых соединен одним концом посредством прицепного устройства с основным подвижным составом, последовательно запасован на приводной шкив трения, шкивы обводного устройства и связан другим концом с дополнительным подвижным составом, а второй трос связан одним концом посредством прицепного устройства с дополнительным подвижным составом, последовательно запасован на концевой (обводной) шкив, другие шкивы обводного устройства и связан другим концом посредством прицепного устройства с основным подвижным составом.

При этом трос, связанный с установленным у верхнего края рельсового пути приводным шкивом трения, выполнен с большим диаметром, чем трос, связанный с концевым (обводным) шкивом.

Кроме этого, обводное устройство выполнено с амортизированными упорами для предотвращения переподъема подвижных составов, установленными с возможностью взаимодействия с последними.

Благодаря этому повышается производительность транспортной установки и ее надежность при эксплуатации, в том числе в стесненных горных выработках.

На фиг.1 изображена транспортная канатная установка, общий вид, где основной и дополнительный составы находятся в крайних верхнем и нижнем положениях соответственно; на фиг.2 то же, но составы находятся на промежуточных площадках (у обводного устройства); на фиг.3 обводное устройство; на фиг.4 вид по стрелке А на фиг.3.

Транспортная канатная установка содержит подвижной состав 1, установленный на наклонном рельсовом пути, приводной шкив трения 2, обводной (концевой) шкив 3, дополнительный состав 4, трос 5 большего диаметра, трос 6 меньшего диаметра, обводное устройство 7.

Обводное устройство (фиг. 3,4) включает направляющие шкивы 10, закрепленные на раме 11, и амортизированные упоры 12 для погашения энергии составов в случае переподъема.

Трос 5 большего диаметра соединен одним концом с прицепным устройством 8 состава 1, последовательно запасован на шкиве трения 2, направляющих шкивах 10 обводного устройства 7, обеспечивающих перевод троса 5 из верхнего положения а в положение б на уровень прицепных устройств, и другим концом соединен с прицепным устройством 9 состава 4.

Трос 6 меньшего диаметра соединен с прицепным устройством 9 состава 4, последовательно запасован на обводном (концевом) шкиве 3, направляющих шкивах 10 обводного устройства 7, обеспечивающих перевод троса 6 из верхнего положения а в положение б, и другим концом присоединен к прицепному устройству 9 состава 1.

Транспортная канатная установка работает следующим образом.

В начальный момент состав 1 находится на верхней приемной площадке I, а состав 4 на нижней приемной площадке II, где происходит посадка людей.

При включении приводного шкива 2 производится одновременное движение составов 1 и 4 до тех пор, пока они не достигнут промежуточных площадок III и IV, между которыми размещено обводное устройство 7 для перевода тросов 5 и 6 из верхнего положения а в положение б на уровень прицепных устройств составов. На промежуточных площадках происходит пересадка людей из одного состава в другой, после чего производится движение составов 1 и 4 в обратном направлении.

При эксплуатации предлагаемой транспортной канатной установки одновременно в двух составах перевозится в два раза больше людей по сравнению с обычной напочвенной канатной дорогой.

При этом при работе транспортной установки трос 5 большего диаметра, приводимый в движение шкивом трения 2, постоянно охватывает шкив трения и передает тяговое усилие через прицепное устройство 8 составу 1 или 4, движущемуся на подъем.

Трос 6 меньшего диаметра, соединенный с нижними прицепными устройствами 9 составов 1 и 4, при работе транспортной установки постоянно охватывает концевой блок и воспринимает значительно меньшие нагрузки. Эти нагрузки возникают в нижнем тяговом канате в случае, если составляющая от веса состава 4, движущегося под уклон (фиг.2), будет недостаточна для перемещения троса 5.

Предлагаемая транспортная канатная установка позволяет повысить производительность и надежность эксплуатации.

Формула изобретения

1. ТРАНСПОРТНАЯ КАНАТНАЯ УСТАНОВКА С ЗАМКНУТЫМ ТЯГОВЫМ КАНАТОМ, содержащая подвижной состав, установленный на наклонном рельсовом пути, а также вертикальные обводной шкив и приводной шкив трения, установленные на противоположных концах рельсового пути, отличающаяся тем, что она снабжена дополнительным составом, установленным на упомянутом рельсовом пути, и обводным устройством с канатными шкивами, установленным в середине по длине рельсового пути, при этом тяговый канат выполнен из двух тросов различного диаметра, первый из которых соединен одним концом посредством прицепного устройства с основным подвижным составом, последовательно запасован на приводной шкив трения, шкивы обводного устройства и связан другим концом посредством прицепного устройства с дополнительным подвижным составом, а другой трос связан одним концом посредством прицепного устройства с дополнительным подвижным составом, последовательно запасован на обводной шкив, шкивы обводного устройства и связан другим концом посредством прицепного устройства с основным подвижным составом.

2. Установка по п.1, отличающаяся тем, что трос, связанный с установленным у верхнего конца рельсового пути приводным шкивом трения, выполнен с большим диаметром, чем трос, связанный с обводным шкивом.

3. Установка по п.1, отличающаяся тем, что обводное устройство выполнено с амортизированными упорами для предотвращения переподъема подвижных составов, установленными с возможностью взаимодействия с последними.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4