Плужный снегоочиститель

Реферат

 

Изобретение относится к плужным снегоочистителям сдвигающего и накапливающего действия. Плужный снегоочиститель содержит базовое шасси 1, несущее отвал, состоящий из двух секций 4 и 5 с возможностью поворота в горизонтальной плоскости. Секции 4 и 5 связаны шарнирно закрепленными раскосами 22 и 23 с ползуном, установленным на продольной направляющей, выполненной в виде ходового винта 6, соединенного с трансмиссией базового шасси 1. Ползун выполнен в виде двух половин 9 и 10, разделенных вдоль своей продольной оси, которые установлены симметрично друг другу на винте 6 с возможностью перемещения по резьбе вдоль этого винта и шарнирно соединены с рычагами управления 11 и 12 с возможностью перемещения в плоскости, перпендикулярной продольной оси винта 6. Шарниры крепления рычагов 11 и 12 установлены на ползунах 15 и 16, которые с возможностью продольного перемещения смонтированы на дополнительных направляющих 17 и 18. Одновременный или последовательный ввод в зацепление с резьбой винта 6 половин 9 и 10 при прямом или реверсивном вращении винта 6 обеспечивает перемещение ползунов 15 и 16 вдоль направляющих 17 и 18 и поворот посредством раскосов 22 и 23 секций 4 и 5 отвала относительно шарнира 3 в горизонтальной плоскости. 8 ил.

Изобретение относится к области плужных снегоочистителей сдвигающего и накапливающего действия, предназначенных для уборки от снега дорог и городских территорий.

Известен плужный снегоочиститель, содержащий базовое шасси, толкающую раму и связанный с ней центральным шарниром отвал в виде двух секций, снабженных гидроцилиндрами поворота в горизонтальной плоскости (авт. св. СССР N 1118734, кл. Е 01 Н 5/06, 1983). Гидроцилиндры обеспечивают поворотом секций трансформацию отвала в соответствии с требованиями технологии уборки снега.

Недостаток известного устройства состоит в наличии гидроцилиндров поворота секций отвала, что предполагает использование гидропривода системы управления. В то же время современные плужные снегоочистители, базирующиеся на высокоманевренных минитракторах и мотоблоках, выпускаются с механической (ручной, рычажной) системой управления рабочими органами и установка на них специальной гидросистемы управления поворотом секциями отвала не является целесообразной.

Известен также плужный снегоочиститель, содержащий базовое шасси, раму и отвал с шарнирно закрепленными поворотными в горизонтальной плоскости боковыми секциями, которые снабжены винтовыми раскосами-талрепами (патент США N 4356645, 1982).

Недостатком данной конструкции является необходимость ручного вращения винтовых раскосов для изменения угла установки секций отвала в горизонтальной плоскости, что осуществляется при остановке машины, занимает большое количество времени, резко повышает трудоемкость работы и снижает производительность снегоочистителя.

Прототипом изобретения является плужный снегоочиститель, содержащий базовое шасси, раму и отвал в виде двух секций, соединенных с рамой посредством центрального цилиндрического шарнира с возможностью поворота в горизонтальной плоскости и связанных при помощи шарнирно закрепленных раскосов с ползуном, установленным на продольной направляющей рамы с возможностью продольного перемещения (патент США N 5050322, кл. Е 01 Н 5/04, 1991). Ползун фиксируется в различных положениях на продольной направляющей рамы при помощи пальца-фиксатора, а шарнирно связанные с ползуном и секциями отвала раскосы обеспечивают при этом поворот секций отвала симметрично друг другу и установку их углом вперед или углом назад.

Недостаток прототипа состоит в симметричном изменении угла установки секций отвала, что исключает установку их в одну линию под углом к продольной оси машины для перемещения призмы волочения только в один боковой вал вправо или влево относительно направления движения машины. Кроме того, для трансформации отвала также требуются остановка снегоочистителя и проведение ручных операций переналадки оборудования.

Изобретение направлено на решение задачи повышения производительности плужного снегоочистителя путем механического автономного изменения угла установки секций отвала в горизонтальной плоскости с приводом от вала отбора мощности базового шасси. Автономный поворот в горизонтальной плоскости одной из секций отвала или обеих секций одновременно при механической передаче механизму управления крутящего момента от вала отбора мощности обеспечивает любые варианты трансформации отвала непосредственно во время движения снегоочистителя.

Для этого плужный снегоочиститель, содержащий базовое шасси, раму и отвал в виде двух секций, соединенных с рамой посредством центрального цилиндрического шарнира с возможностью поворота в горизонтальной плоскости и связанных при помощи шарнирно закрепленных раскосов с ползуном, установленным на продольной направляющей рамы с возможностью продольного перемещения, согласно изобретению, выполнен таким образом, что продольная направляющая рамы выполнена в виде ходового винта, соединенного с трансмиссией базового шасси, а ползун выполнен в виде двух половин гайки, разделенной вдоль продольной оси этой гайки, установленных на указанном ходовом винте с возможностью перемещения по резьбе вдоль этого винта и шарнирно соединенных с рычагами управления с возможностью перемещения в плоскости, перпендикулярной продольной оси ходового винта, причем шарниры крепления указанных рычагов управления установлены на ползунах, которые с возможностью продольного перемещения смонтированы на дополнительных направляющих рамы, жестко закрепленных одним концом на базовом шасси параллельно продольной оси ходового винта и другим концом жестко соединенных с передней частью рамы, соосной этому ходовому винту и соединенной с этим винтом при помощи подпятника. Половины гайки установлены на ходовом винте симметрично друг другу.

На фиг.1 показан вид сбоку на плужный снегоочиститель; на фиг.2 вид сверху; на фиг.3 кинематическая схема снегоочистителя; на фиг.4-8 вид сверху на отвал снегоочистителя соответственно при положении секций отвала перпендикулярно продольной оси машины, при установке секций отвала углом вперед и углом назад симметрично друг другу и при установке секций в одну линию под углом вправо и влево относительно продольной оси машины.

Плужный снегоочиститель содержит базовое шасси 1 в виде одноосного мотоблока, жестко соединенное с рамой 2, в передней части которой посредством центрального цилиндрического шарнира 3 смонтирован отвал, состоящий из двух секций 4 и 5, с возможностью поворота этих секций в горизонтальной плоскости. Рама 2 снабжена продольной направляющей, которая расположена соосно продольной оси машины и выполнена в виде ходового винта 6, соединенного в задней части при помощи муфты 7 (фиг.3) с трансмиссией базового шасси. На направляющей 6 установлен с возможностью продольного перемещения ползун 8, выполненный в виде двух половин 9 и 10 гайки, разделенной вдоль продольной оси этой гайки. Половины 9 и 10 гайки установлены симметрично друг другу на ходовом винте 6 с возможностью перемещения по резьбе вдоль этого винта и шарнирно соединены с двуплечими рычагами управления 11 и 12 с возможностью перемещения в плоскости, перпендикулярной продольной оси ходового винта 6. Для этого половины 9 и 10 гайки установлены с возможностью перемещения на направляющих соответственно 13 и 14, расположенных в горизонтальной плоскости перпендикулярно ходовому винту 6 и жестко соединенных соответственно с ползунами 15 и 16, которые смонтированы на дополнительных направляющих 17 и 18 рамы, жестко закрепленных одним концом на базовом шасси параллельно продольной оси ходового винта 6 и другим концом жестко соединенных с передней частью 19 рамы, соосной ходовому винту 6, с которым эта передняя часть 19 соединена при помощи подпятника 20. Центральный цилиндрический шарнир 3 смонтирован на передней части 19 рамы (фиг.3), которая снабжена опорным колесом 21 (фиг. 1). Рычаги управления 11 и 12 шарнирно смонтированы соответственно на ползунах 15 и 16. Половины 9 и 10 гайки соединены шарнирно закрепленными раскосами 22 и 23 с тыльными сторонами секций 4 и 5 отвала и с ползунами 15 и 16 посредством возвратных пружин 24 и 25.

Плужный снегоочиститель работает следующим образом.

При поступательном движении базового шасси 1 в направлении, указанном стрелкой А, секции 4 и 5 отвала взаимодействуют со слоем снега на поверхности 26 дороги или тротуара. При этом снег образует перед секциями 4 и 5 отвала призму волочения 27. Отвал опирается на дорогу опорным колесом 21. Оператор находится сзади базового шасси 1.

При установке секций 4 и 5 перпендикулярно продольной оси базового шасси (фиг. 2 и 4) отвал обладает накапливающими снег качествами; отсутствует движение призмы волочения 27 относительно секций отвала, что используется при челночной разработке снега, сгребании снежных куч и т.п. операциях.

При разработке смежных заносов большой высоты секции 4 и 5 отвала устанавливаются зеркально-симметрично друг другу под углом относительно продольной оси машины (фиг.5). Для этого оператор включает коробку отбора мощности базового шасси 1 на вращение ходового винта 6 и рычагами управления 11 и 12 перемещает половины 9 и 10 гайки по направляющим 13 и 14 перпендикулярно винту 6 до установки этих половин 9 и 10 гайки по резьбе винта 6, растягивая пружины 24 и 25. При установке половин 9 и 10 гайки по резьбе вращение винта 6 обеспечивает одновременное перемещение ползунов 15 и 16 по направляющим 17 и 18 назад вдоль ходового винта 6. Половины 9 и 10 также перемещаются назад и раскосами 22 и 23 поворачивают секции 4 и 5 назад относительно шарнира 3 под углом к продольной оси машины, после чего рычагами управления 11 и 12 оператор выводит из зацепления с резьбой винта 6 половины 9 и 10 гайки, которые возвращаются пружинами 24 и 25 в исходное положение. В рабочем положении половины 9 и 10 гайки удерживаются на направляющих 13 и 14 фиксаторами обычной конструкции, например шарикового типа (не показаны). Установка секций 4 и 5 углом вперед обеспечивает сход призмы волочения 27 по стрелкам Б по обе стороны отвала с образованием боковых снежных валов 28. Возврат секций 4 и 5 отвала в исходное положение перпендикулярно продольной оси машины производится аналогичным включением рычагов управления 11 и 12 при реверсивном вращении ходового винта 6.

При образовании разрывов снежного вала и т.п. операциях, требующих повышенной накапливающей способности отвала, секции 4 и 5 устанавливаются углом назад зеркально-симметрично друг другу, каждая из них располагается под углом к продольной оси машины (фиг. 6). Это обеспечивается одновременным включением при помощи рычагов управления 11 и 12 в зацепление с резьбой ходового винта 6 половин 9 и 10 гайки при реверсивном вращении винта 6. В данном случае потери снега из призмы волочения 27 в боковые валы практически отсутствуют, а накапливание призмы 27 ограничено тягой по сцеплению колес базового шасси 1 с дорогой.

При патрульной очистке от снега поверхности дорог и тротуаров секции 4 и 5 устанавливаются в одну линию под углом вправо или влево относительно продольной оси машины (фиг.7 и 8). Для этого при помощи рычагов управления 11 и 12 оператор обеспечивает последовательно зацепление с резьбой ходового винта 6 сначала половины 9 гайки при прямом вращении винта 6, а потом половины 10 гайки при реверсивном вращении этого винта или наоборот.

Перед косо установленными под углом секциями 4 и 5 отвала образуется призма волочения 27, которая перемещается вдоль отвала по стрелке Б в боковой вал 28 в установившемся режиме. Возможна также установка секций 4 и 5 под различными углами , например, когда угол установки секции 4 в положении, показанном на фиг.7, меньше, чем угол установки секции 5, это позволяет увеличить скорость схода призмы волочения 27 с отвала при минимальном уменьшении ширины захвата отвала и тем самым снизить тяговое сопротивление движению снегоочистителя, увеличить его рабочую скорость и производительность. Возможна также корректировка угла установки секций 4 и 5 отвала непосредственно в процессе уборки снега без остановки машины.

Преимуществом изобретения является возможность изменения угла установки секций отвала в горизонтальной плоскости за счет механического привода их поворота от трансмиссии базового шасси непосредственно в процессе разработки снега, что повышает универсальность снегоочистителя, обеспечивает его адаптацию к различным технологическим условиям разработки снега, существенно снижает трудоемкость управления и повышает производительность машины.

Формула изобретения

ПЛУЖНЫЙ СНЕГООЧИСТИТЕЛЬ, содержащий базовое шасси, смонтированную на нем раму, несущую двухсекционный отвал, секции которого соединены с рамой посредством центрально расположенного на шасси вертикального цилиндрического шарнира и шарнирно закрепленных на них одними концами раскосов, также шарнирно соединенных другими концами с ползуном, установленным с возможностью перемещения на продольной направляющей рамы, отличающийся тем, что она снабжена смонтированной на раме дополнительной продольной направляющей, установленным на ней дополнительным ползуном, расположенным между направляющими винтом, связанным с трансмиссией базового шасси, и разрезной гайкой, каждая часть которой подпружинена относительно соответствующего ползуна с возможностью перемещения перпендикулярно к продольной оси винта и связана с закрепленным на нем соответствующим рычажным механизмом.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8