Электропривод переменного тока
Реферат
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в легкой промышленности. Сущность изобретения заключается в том, что статорная обмотка асинхронного электродвигателя соединена по схеме "звезда", начало двух фаз снабжены зажимами для подключения источника питания, автотрансформатор подключен к третьей фазе источника питания, подвижный контакт - к началу третьей фазы статорной обмотки, общая точка "звезды" статорной обмотки и конец обмотки автотрансформатора подключены к нулевому выводу источника питания. При этом достигаются регулируемые механические характеристики. 4 ил.
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в легкой промышленности.
Известны устройства для регулирования скорости. В устройстве [1] содержащем мостовую схему преобразователя со ступенчатым фильтром гармонического напряжения для каждой из фаз, регулировка напряжения для регулирования скоростей и момента при работе потребителя осуществляется с помощью амплитудной и широтно-импульсной модуляции с высокочастотным преобразователем. Недостатком такого устройства является его сложность и, как следствие, невысокая надежность. Наиболее близким по технической сущности к заявленному устройству является выбранный в качестве прототипа электропривод переменного тока [2] содержащий трехфазный асинхронный двигатель, статорная обмотка которого соединена по схеме "звезда", причем начала двух фаз статорной обмотки снабжены зажимами для подключения к двум фазам источника питания, подвижный контакт обмотки трансформатора подключен к началу третьей фазы статорной обмотки. Недостатками электропривода являются невозможность плавного регулирования момента, отсутствие возможности создания несимметричного режима. Цель изобретения расширение функциональных возможностей и улучшение показателей надежности электропривода. Цель достигается тем, что в электропривод переменного тока, содержащий трехфазный асинхронный электродвигатель, статорная обмотка которого соединена по схеме "звезда", причем начала двух фаз статорной обмотки снабжены зажимами для подключения к двум фазам источника питания, введен автотрансформатор, один вывод обмотки которого снабжен зажимом для подключения к третьей фазе источника питания, при этом подвижный контакт обмотки автотрансформатора подключен к началу третьей фазы статорной обмотки, общая точка "звезды" статорной обмотки и конец обмотки автотрансформатора подключены к нулевому выводу источника питания. На фиг.1 изображена структурная схема машины; на фиг.2 схема подключения электродвигателя; на фиг.3 векторная диаграмма при различных режимах работы (т. е. при различном положении подвижного контакта автотрансформатора); на фиг.4 показаны механические характеристики электропривода. Устройство содержит электpодвигатель 1, узел 2 сопряжения исполнительного механизма 3 (фиг.1). Электродвигатель 1 содержит три обмотки 4, 5, 6, подключенные по схеме "звезда", т.е. начала двух из них подсоединены к фазам А, В, начало третьей к подвижному контакту 7 автотрансформатора, выводы которого подключены к фазе С и "нулевой" точке, образованной соединением обмоток 4, 5, 6. Устройство работает следующим образом. Узел 2, например фрикционная передача или муфта скольжения, содержащая ведомый и ведущий диски, дает возможность регулировать скорость вращения рабочего вала швейной машины, воздействующего на привод исполнительного механизма. Передача крутящего момента от ведущего к ведомому диску осуществляется посредством момента трения Мтр под воздействием усилия Q, прижимающего диски узла 2 друг к другу. Включение муфты в устройстве производится нажатием друг к другу контактных поверхностей, сцепляющихся частей фрикционной муфты от ножной рычажной передачи (педали). Путем изменения силы сцепления (силы нажатия педали) трущихся поверхностей регулируется сила трения и осуществляются пуск и плавное регулирование ведомого вала при постоянной скорости вращения электродвигателя. Можно показать, что скорость вращения ведомого вала определяется как Vвв Vдв(1 S), где Vдв скорость вращения электродвигателя; S величина скольжения. Аналогично момент трения, передаваемый парой дисков, Mтр= QRcp, где - коэффициент трения, зависящий от материала дисков; Q усилие нажатия; Rср (Rм + Rm)/2 средний радиус рабочей поверхности дисков, где Rм и Rm максимальное и минимальное значения этого радиуса. Исходя из общего уравнения привода устройства (Мдв Мтр + Мтр Мс + Мтр, где Мтр потери момента в режиме проскальзывания; Мдв момент двигателя; Мс момент статического сопротивления, определяемый величиной нагрузки исполнительного механизма 3) можно построить векторные диаграммы обмоток 4, 5, 6 в зависимости от положения подвижного контакта 7 узла (фиг.3), а также характеристики n f(M), где n скорость вращения (фиг.4), или эквивалентные им характеристики Мтр= f(S); Мдв f(S), из которых следует, что для получения одной и той же скорости Vвв необходимо уменьшить усилие нажатия дисков Q (усилие на ножную педаль). Величину износа дисков можно определить величиной потерь на трение Aтр= (Pmx-Pн)t m1I21N-Pt, где Рмх механическая прочность, развиваемая электродвигателем на ведущем валу; Рн полезная мощность нагрузки; m1 число фаз двигателя; I1 величина тока, потребляемого фазами статора; r2' активное сопротивление ротора; t время работы. Предложенное устройство уменьшает Мдв, что ведет к уменьшению Мтр, одновременно снижается величина тока, потребляемого фазой, в которую включен узел, что ведет к уменьшению Ртр, расходуемой на износ дисков. Исходя из того, что Ртр mI2rэ, где m число фаз; I Iн, т.е. току нагрузки; rэ= r- эквивалентное сопротивление двигателя, можно определить Ртр', т. е. величину потерь в предложенном режиме работы и величину потерь Ртр в симметричном режиме, т.е. в режиме прототипа. Расчет показывает, что K 0,7 и Np (1/K) Nн ресурс муфт сцепления по отношению к нормативному ресурсу Nн увеличивается примерно на 30% а ток в фазе С уменьшается на 55% при сохранении тока в двух фазах, что уменьшает и потребляемую мощность, кроме того, обеспечивается более плавная регулировка скорости ведомого вала и исполнительного механизма. Таким образом, предлагаемое устройство обладает повышенными характеристиками по надежности и может обеспечить, например, использование швейных машин с прямой строчкой для ручной художественной вышивки.Формула изобретения
ЭЛЕКТРОПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА, содержащий трехфазный асинхронный электродвигатель, статорная обмотка которого соединена по схеме звезда, начала двух фаз статорной обмотки снабжены зажимами для подключения к двум фазам источника питания, автотрансформатор, один вывод обмотки которого снабжен зажимом для подключения к третьей фазе источника питания, подвижный контакт обмотки автотрансформатора подключен к началу третьей фазы статорной обмотки, отличающийся тем, что общая точка звезды статорной обмотки и конец обмотки автотрансформатора подключены к нулевому выводу источника питания.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4