Предохранительное устройство для карданного вала

Реферат

 

Использование: в сельскохозяйственных машинах для защиты от травматизма. Сущность изобретения: устройство сцепления ведущего и ведомого карданного вала выполнено в виде кулачковой муфты, одна из полумуфт которой закреплена на ведущем валу неподвижно, а другая - на ведомом валу с возможностью осевого перемещения. Средство управления устройством сцепления выполнено в виде кольцевого элемента, закрепленного посредством динамической опоры на подвижной полумуфте, стержней, снабженных пружинами сжатия и свободно проходящих сквозь отверстия кольцевого элемента, и опорных осей, жестко зафиксированных в кольцевом элементе и взаимодействующих с фланцем защитного кожуха. Последний установлен на карданном валу и своим фланцем прикреплен с возможностью разъединения к корпусу предохранительного устройства. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технике безопасности при выполнении сельскохозяйственных работ с использованием трактора и сельскохозяйственной машины с приводом от вала отбора мощности трактора.

Известно предохранительное устройство для карданного вала, содержащее корпус, в полости которого размещен ведущий вал, соединенный с ведомым карданным валом, защитный кожух, установленный на карданном валу и взаимодействующий с корпусом своим фланцем, а также сцепное устройство, соединяющее концы валов с возможностью их рассоединения, и средство управления сцепным устройством, выполненное в виде связанного с ним кольцевого элемента с опорными жестко закрепленными в нем осями, взаимодействующими с фланцем кожуха, и стержнями с размещенными на них упругими элементами, один конец которых зафиксирован относительно стержня, а другой относительно кольцевого элемента, причем каждый из стержней гладким концом установлен в отверстии кольцевого элемента, а резьбовым в отверстиях корпуса и фланца кожуха, при этом на резьбовых концах стержней навернуты гайки, обеспечивающие закрепление фланца кожуха на корпусе.

Такое устройство имеет следующие недостатки: низкие эксплуатационные свойства из-за применения шлицевого соединения сцепного устройства с ведущим и ведомым валами и, как следствие, повышение травматизма, так как в момент включения устройства выступы шлицев ведущего и ведомого валов должны совпадать, иначе необходимо вручную проворачивать ведомый вал, а также из-за значительно большего хода включения и выключения устройства (не менее 35 мм) и, как следствие, создание неблагоприятных условий для работы пружин растяжения, увеличение габаритов устройства, размеры которого ограничены конструкцией механизма навески трактора; сложность конструкции из-за использования в устройстве пружин растяжения, требующих для установки дополнительных деталей для их креплений.

Целью изобретения является повышение эксплуатационных свойств и упрощение конструкции устройство и, как следствие, снижение травматизма.

Цель достигается тем, что сцепное устройство выполнено в виде кулачковой муфты, одна из полумуфт которой закреплена на ведущем валу неподвижно, а другая установлена на ведомом валу подвижно в осевом направлении, причем кольцевой элемент закреплен на подвижной полумуфте посредством динамической опоры, стержни снабжены упорами и установлены в отверстиях кольцевого элемента свободно, а упругие элементы выполнены в виде пружин сжатия и размещены на стержнях между упорами и кольцевым элементом, при этом стержни закреплены в корпусе и зафиксированы от непроизвольного отвинчивания.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, продольное сечение; на фиг. 2 сечение А-А на фиг. 1.

Предохранительное устройство содержит корпус 1, соединенный с корпусом 2 приводной машины. В полости корпуса 1 размещены ведущий вал 3 со шлицами на конце, а также ведомый вал 4, соединенный с карданным валом 5 шлицевым соединением.

На карданном валу установлен защитный кожух 6, присоединенный к корпусу 1 своим фланцем. Передача момента от ведущего вала к ведомому осуществляется кулачковой муфтой, одна полумуфта 7 которой неподвижно закреплена на ведущем валу, а другая полумуфта 8 установлена на ведомом валу 4 с возможностью осевого перемещения. На полумуфте 8 посредством подшипника 9 качения закреплен кольцевой элемент 10, имеющий отверстия 11, через которые проходят стержни 12. На кольцевом элементе 10 с помощью резьбы закреплены опорные оси 13, взаимодействующие с фланцем кожуха 6.

Стержни 12 выполнены с упорами 14 на одном конце и резьбой на другом. На стержнях 12 установлены пружины 15 сжатия, размещенные между упорами и кольцевым элементом. Один конец каждой пружины зафиксирован относительно стержня, а другой относительно кольцевого элемента. На резьбовых участках стержня размещены гайки 16 и 17. Гайки 16 фиксируют стержни относительно корпуса, а гайки 17 обеспечивают надежное прижатие фланца к корпусу.

Устройство работает следующим образом.

При установке на карданный вал защитного кожуха 6 он упирается в опорные оси 13, в результате чего происходит перемещение кольцевого элемента 10, а в месте с ним и полумуфты 8, которая своими кулачками входит в зацепление с кулачками неподвижно закрепленной полумуфты 7, при этом пружины 15 сжимаются. Затягиванием гаек 17 обеспечивается жесткое крепление защитного кожуха 6 к корпусу 1 устройства.

При снятии защитного кожуха 6 отворачиванием гаек 17 оси 13 освобождаются, пружины 15, растягиваясь, перемещают кольцевой элемент 10 вправо, выводя из зацепления полумуфту 8. Передача вращения на ведомый вал, а следовательно, и карданный прекращается.

Такое выполнение предохранительного устройства обеспечивает быстроту включения карданного вала при его непредвиденной остановке и повышает безопасность работы при отключении.

Формула изобретения

ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ КАРДАННОГО ВАЛА, содержащее корпус, в полости которого размещен ведущий вал, соединенный с ведомым карданным валом, защитный кожух, установленный на карданном валу и взаимодействующий с корпусом своим фланцем, а также сцепное устройство, соединяющее концы валов с возможностью их рассоединения, и средство управления сцепным устройством, выполненное в виде связанного с ним кольцевого элемента с опорными жестко закрепленными в нем осями, взаимодействующими с фланцем кожуха, и стержнями с размещенными на них упругими элементами, один конец которых зафиксирован относительно стержня, а другой относительно кольцевого элемента, причем каждый из стержней своим гладким концом установлен в отверстии кольцевого элемента, а резьбовым в отверстиях корпуса и фланца кожуха, при этом на резьбовых концах стержней навернуты гайки, обеспечивающие прикрепление фланца кожуха к корпусу, отличающееся тем, что сцепное устройство выполнено в виде кулачковой муфты, одна из полумуфт которой закреплена на ведущем валу неподвижно, а другая установлена на ведомом валу подвижно в осевом направлении, причем кольцевой элемент закреплен на подвижной полумуфте посредством динамической опоры, стержни снабжены упорами и установлены в отверстиях кольцевого элемента свободно, а упругие элементы выполнены в виде пружин сжатия и размещены на стержнях между упорами и кольцевым элементом, при этом стержни закреплены в корпусе и зафиксированы от непроизвольного отвинчивания.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2