Механизм раскрытия и стопорения рулей и крыльев

Реферат

 

Использование: в летательных аппаратах, а именно в элементах конструкции складывающихся рулей и крыльев. Сущность изобретения: механизм раскрытия и стопорения рулей и крыльев содержит поворотную и корневую части конструкции руля и крыла, раскравающую и стопорящую исполнительные части, пружину в качестве механического привода. Его раскрывающаяся часть, состоящая из ползуна, жесткой тяги, шарнирно соединенной с поворотной частью и имеющей выше оси с ползуном паз, равный половине диаметра оси ползуна, оси ползуна, срезанной на половину своего диаметра в месте вращения тяги и зафиксированной на ползуне, связана через ползун, один конец которого опирается на механический привод, выполненный в виде пружины сжатия, переходным элементом со штырем - фиксатором, являющимся стопорящей частью механизма, что обеспечивает наилучшие аэродинамические характеристики конструкции и минимальный момент инерции на счет компактного размещения механизма вдоль оси поворота. 3 ил.

Изобретение относится к летательным аппаратам, а именно к элементам конструкции складывающихся рулей и крыльев.

Известен механизм фиксации руля [1] содержащий фиксирующий элемент, удерживаемый до полного раскрытия поворотной части руля срезанной на половину диаметра осью вращения. При занятии поворотной частью руля положения, совмещенного по плоскости хорд с неповоротной частью, фиксирующий элемент проскальзывает в срез оси руля и обеспечивает запирание. Конструкция такого типа не оставляет места в теле руля для механизма раскрытия поворотной части. Желание разместить механизм раскрытия в теле руля приводит к значительному утяжелению конструкции.

Известен механизм раскрытия руля [2] в котором механический привод выполнен в виде пружины, помещенной в корневую часть руля вдоль его оси вращения. Раскрывающим элементом служит жесткий стержень, связанный одним концом со складывающейся частью через шарнирную систему и другим концом с пружиной. Складывающаяся часть связана с шарнирной системой через промежуточную ось. Размещение в теле руля дополнительного механизма, обеспечивающего стопорение поворотной части руля, приводит к увеличению габаритов, массы и момента инерции конструкции руля.

Известен механизм раскрытия и стопорения рулей и крыльев [3] взятый в качестве прототипа, содержащий поворотную и корневую части конструкции руля или крыла, раскрывающую и стопорящую исполнительные части, пружину в качестве механического привода.

Недостатком данного механизма является то, что такая конструкция выходит за габариты крыла, увеличивая аэродинамическое сопротивление, а в случае применения для раскрытия рулей дает значительное увеличение момента инерции руля относительно оси вращения.

Технический результат изобретения заключается в том, что соединение воедино механизмов раскрытия и фиксации поворотной части руля или крыла позволяет работать синхронно открывающим и стопорящим элементам, полностью используя энергию привода и инерцию подвижных частей для раскрытия и стопорения, не вызывая их противодействия, при этом обеспечивается компактное размещение механизма в теле конструкции без увеличения ее аэродинамического сопротивления, момента инерции и массы. Кроме того, в механизме раскрытия и стопорения рулей и крыльев, содержащем поворотную и корневую части конструкции руля или крыла, раскрывающую и стопорящую исполнительные части, пружину в качестве механического привода, его раскрывающая часть, состоящая из ползуна, жесткой тяги, шарнирно соединенной с поворотной частью и имеющей выше оси с ползуном паз, равный половине диаметра оси ползуна, срезанной на половину своего диаметра в месте вращения тяги и зафиксированной на ползуне, связана через ползун, один конец которого опирается на механический привод, выполненный в виде пружины сжатия, переходным элементом со штырем-фиксатором, являющимся стопорящей частью механизма, что обеспечивает наилучшие аэродинамические характеристики конструкции и минимальный момент инерции за счет компактного размещения механизма вдоль оси поворота.

На фиг. 1 показано размещение механизма раскрытия и стопорения на общем виде руля или крыла в раскрытом положении; на фиг. 2 сечение по раскрывающей части механизма в рабочем положении руля; на фиг. 3 в сложенном положении руля или крыла.

Механизм раскрытия и стопорения рулей или крыльев включает пружину сжатия 1, ползун 2, ось складывания, состоящую из двух частей 3, ось ползуна 4, промежуточную ось 5, тягу 6, фиксатор 7, переходник 8, корневую часть 9, поворотную часть 10, шайбу 11, заглушку 12. В корневой части 9 расположены пружина 1, шайба 11, ползун 2, связанный с фиксатором 7 через переходник 8. Ползун 2 также через ось 4, имеющую в средней части срез на половину диаметра, связан с тягой 6, имеющей паз, равный по ширине половине диаметра оси ползуна. Тяга 6 связана через промежуточную ось 5 с поворотной частью 10.

Механизм работает следующим образом.

Поворотная часть 10 раскрывается из сложенного положения в положение, являющееся продолжением корневой части 9 (рабочее) под действием силы пружины 1, создающей через ползун 2 и тягу 6 относительно осей складывания 3 раскрывающий момент. Ползун 2, двигающийся в процессе раскрытия поступательно, продвигает через переходник 8 фиксатор 7. В конечный момент раскрытия поворотной части тяга 6 проворачивается относительно оси ползуна 4 и срезанная часть диаметра оси проскальзывает в паз тяги, позволяя совершить дополнительное поступательное движение фиксатору 7 для стопорения поворотной части в рабочем положении.

Формула изобретения

МЕХАНИЗМ РАСКРЫТИЯ И СТОПОРЕНИЯ РУЛЕЙ И КРЫЛЬЕВ, содержащий поворотную и корневую части конструкции руля или крыла, раскрывающую и стопорящую исполнительные части, пружину в качестве механического привода, отличающийся тем, что его раскрывающая часть, состоящая из ползуна, жесткой тяги, шарнирно соединенной с поворотной частью и имеющей выше оси с ползуном паз, равный половине диаметра оси ползуна, оси ползуна, срезанной на половину своего диаметра в месте вращения тяги и зафиксированной на ползуне, связана через ползун, один конец которого опирается на механический привод, выполненный в виде пружины сжатия, переходным элементом со штырем-фиксатором, являющимся стопорящей частью механизма, что обеспечивает наилучшие аэродинамические характеристики конструкции и минимальный момент инерции за счет компактного размещения механизма вдоль оси поворота.