Судопропускное устройство защитной дамбы
Реферат
Изобретение относится к гидротехнике, а именно к судопропускным устройствам защитных дамб, размещаемых в море для защиты портовых городов от наводнений, вызываемых нагонными волнами. Цель изобретения - повышение надежности работы. Устройство содержит образованный в защитной дамбе флютбетом и устоями канал, в котором установлен пустотелый затвор с тремя балластными отсеками. Во флютбете выполнена ниша для размещения в ней затвора в нерабочем положении. Затвор нижним торцем со стороны его верховой грани соединен с дном ниши посредством шарнира, размещенного у низовой стенки ниши. В рабочем положении затвор взаимодействует с флютбетом с низовой стороны ниши упорной поверхностью, расположенной выше шарнира. Первый и второй отсеки соединены с системой подачи сжатого воздуха. Подачей сжатого воздуха в первый и второй отсеки или стравливанием его изменяют плавучесть и положение центра тяжести затвора, устанавливая затвор в рабочее положение с опиранием поверхности на флютбет или убирая его в нишу. 2 ил.
Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано преимущественно в гидротехнических напорных сооружениях с большой шириной судопропускного пролета, например в защитных дамбах, возводимых вблизи крупных портовых городов, для защиты их от наводнений.
Цель изобретения повышение надежности работы. На фиг.1 изображен затвор, вид спереди; на фиг.2 устройство в разрезе. Судопропускное устройство содержит образованный в защитной дамбе 1 флютбетом 2 и устоями 3 канал 4 (фиг.1), в котором установлен пустотелый плоский затвор 5, разделенный по ширине канала 4 на несколько секций. Во флютбете 2 выполнена ниша 6 для размещения затвора 5 в нерабочем положении. Затвор 5 нижним торцем со стороны его верховой грани соединен с дном 7 ниши 6 посредством шарнира 8, размещенного у низовой стенки 9 ниши 6. На нижнем торце затвора 5 имеется упорная поверхность 10, расположенная выше шарнира 8, взаимодействующая с флютбетом 2 в рабочем положении затвора 5 с низовой стороны ниши 6. Полость затвора 5 разделена перегородками 11 на балластные отсеки 12, 13 и 14, сообщенные отверстиями 15 с каналом 4. Возможно сообщение отсека 12 с каналом 4 путем соединения его с другим отсеком 13 отверстием или трубопроводом в перегородке 11 между ними (не показано). Отсек 14 сообщен отверстием 16 с атмосферой. Отсеки 12, 13 и 14 соединены с системой подачи сжатого воздуха (не показана). Затвор 5 снабжен волногасящими элементами 7, размещенными в верхней части затвора 5 с верховой его стороны. При необходимости перекрытия канала 4, например при угрозе наводнения, в отсеки 12 и 13 подают сжатый воздух, вода при этом вытесняется через отверстия 15 в канал 4. Затвор 5 всплывает, принимая вертикальное положение и взаимодействуя поверхностью 10 с флютбетом 2. Подъем уровня воды в верхнем бьефе способствует установке затвора 5 в рабочее положение. Затем, стравливая воздух из отсеков 12 и 13, заполняют их водой через отверстия 15, что обеспечивает разгрузку шарнира 8. Возможно заполнение водой только отсека 13. Для опускания затвора 5 в нишу 6 сначала подают воздух в отсек 12 для некоторого поворота затвора 5 относительно шарнира 8 в сторону верхнего бьефа. Затем заполняют водой и этот отсек 12. Затвор 5 укладывается в нишу 6.Формула изобретения
СУДОПРОПУСКНОЕ УСТРОЙСТВО ЗАЩИТНОЙ ДАМБЫ, включающее образованный в дамбе флютбетом и устоями канал и установленный поперек канала пустотелый затвор с упорной поверхностью на нижнем торце, разделенный перегородками на балластные отсеки, сообщающиеся нижними частями с каналом и соединенные с системой подачи сжатого воздуха, причем на флютбете выполнена ниша для размещения затвора, а затвор нижним торцом со стороны его верховой грани соединен с дном ниши посредством шарнира, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности в работе, шарнир размещен у низовой стенки ниши, а упорная поверхность затвора расположена выше шарнира и размещена в рабочем положении затвора на флютбете с низовой стороны ниши.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2