Способ определения технического состояния механических передач

Реферат

 

Использование: область диагностики технического состояния, определения качества изготовления и ремонта механических передач. Сущность изобретения: стабилизируют нагрузочный момент на входном валу испытуемой передачи, обеспечивают последовательно равномерное движение передачи в двух противоположных направлениях, фиксируют самопишущим прибором момент сопротивления в виде замкнутой (прямоугольной формы) диаграммы и сравнивают полученные диаграммы с эталонными. 3 ил.

Изобретение относится к технической диагностике, в частности к способам определения технического состояния сопряжений зубчатых механизмов, и может быть использовано при оценке качества изготовления, качества ремонта и технического состояния.

Известны различные способы оценки технического состояния механических передач (непосредственное измерение геометрических размеров, по рабочим и сопутствующим процессам, по углу закручивания вала и др.). Их недостатком является малая точность и, как следствие, низкая достоверность результатов диагностирования [1] Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является способ определения технического состояния механических передач, заключающийся в определении КПД механической передачи прямого и обратного хода при переменном моменте нагрузки и постоянной скорости вращения, при этом КПД прямого и обратного ходов испытуемой передачи определяется при различных постоянных скоростях двигателя по моментам на входном и выходном валах передачи [2] Цель изобретения упрощение и повышение точности определения технического состояния механизма без его разборки.

Это достигается тем, что стабилизируют нагружателем значение крутящего момента на входном валу в интервале от минимальных до предельных значений, на выходном валу создают момент, обеспечивающий равномерное движение передачи в прямом направлении, затем уменьшают величину крутящего момента на выходном валу до значения, обеспечивающего равномерное движение передачи в обратном направлении, фиксируют величину изменения крутящего момента в передаче при движении ее в прямом и обратном направлениях в виде замкнутой (прямоугольной формы) диаграммы, полученную диаграмму сравнивают с диаграммой, соответствующей испытаниям эталонной механической передачи.

Кроме того, указанная цель может быть достигнута за счет стабилизации крутящего момента на выходном валу и фиксирования крутящих моментов при двух противоположных направлениях движения передачи в виде замкнутой диаграммы на входном валу.

По сравнению с прототипом новым в предлагаемом решении является то, что фиксируют с помощью самопишущего прибора последовательно крутящий момент на выходном валу при вращении вала в двух противоположных направлениях в виде особой (замкнутой) диаграммы и при этом значение крутящего момента на входном валу сохраняется неизменным на всех стадиях измерений (записи) крутящего момента на выходном валу.

Износ элементов передачи вызывает изменение величины момента Мс сопротивления, поэтому Мс является носителем информации о техническом состоянии передачи.

Поскольку величина потерь на трение составляет несколько процентов от передаваемого крутящего момента то, чтобы обеспечить возможность использования Мс в качестве диагностического параметра необходимо измерять величину крутящего момента с ошибкой порядка один процент. Получить необходимую точность измерений можно только отказавшись от ряда дестабилизирующих факторов. В частности, на время проведения измерений удалить смазку, а измерения проводить на предельно малых скоростях, чтобы исключить динамические явления в передаче.

С целью повышения чувствительности измерительного устройства замеры проводят при прокручивании передачи в двух направлениях: в прямом и обратном, благодаря чему измеряемая величина Мс фиксируется самописцем в масштабе 2:1.

На фиг. 1 показан стенд для реализации данного способа, общий вид; на фиг. 2 то же, план; на фиг. 3 замкнутая диаграмма момента сопротивления, фиксируемая самопишущим прибором.

Стенд состоит из рамы 1, на которой установлена диагностируемая передача 2, приводной механизм 3 (в рассматриваемом примере в качестве приводного механизма используется лебедка), который посредством нерастяжимой нити 4, поворотного блока 9 и шкива 7 кинематически связан с выходным валом передачи 2. Усилие натяжения нити 4, пропорциональное крутящему моменту на выходном валу, регистрируется самопишущим устройством 5, соединенным с нитью 4 посредством блока 9. Барабан самопишущего устройства 5 имеет механическую связь 10 с одним из валов исследуемой передачи 2. На входном валу передачи 2 установлен шкив 8 с подвешенными к нему с помощью гибкой связи тарировочными грузами 6.

Определение технического состояния механических передач осуществляется следующим образом.

На входной вал диагностируемой передачи устанавливают нагружатель 6 (в самом простом варианте тарировочные грузы). Выходной вал механически связывают с приводным устройством (лебедкой) 3, усилие которого передается на этот вал и фиксируется самопишущим устройством 5. Затем последовательно осуществляют измерительные операции при вращении передачи в двух противоположных направлениях. При вращении в прямом направлении (грузы поднимаются) на диаграмме самопишущего устройства (фиг.3) регистрируется максимальный крутящий момент М1, равный моменту, передаваемому передаче от нагружателя, плюс момент сопротивления Мс, возникающий в самой передаче.

При обратном вращении (грузы опускаются) будет регистрироваться минимальный крутящий момент М2, равный нагрузочному моменту за вычетом момента Мс сопротивления. Благодаря кинематической связи 10 с одним из валов испытуемой передачи движение ленты самописца при прямом вращении передачи происходит в направлении А, при обратном вращении передачи в направлении Б (см.фиг.3).

Таким образом, в результате проведенных операций самопишущим устройством строится замкнутая диаграмма (фиг.3), на которой расстояние между значениями М1 и М2 является удвоенным Мс, что повышает точность измерений в два раза.

Изменяя нагрузочный момент, осуществляют нагружение передачи различными по величине рабочими нагрузками: при малой нагрузке диагностируется состояние подшипников, при больших нагрузках состояние зубчатых колес. Это объясняется тем, что при увеличении нагрузки момент трения в подшипниках остается практически неизменным, а в зубчатых передачах при малых нагрузках момент трения имеет небольшие значения, но при увеличении нагрузки происходит значительное его возрастание. Полученные диаграммы сравнивают с диаграммой, соответствующей испытаниям с эталонной механической передачи, и делают вывод о техническом состоянии передачи и ее отдельных сопряжений.

Использование предлагаемого способа определения технического состояния механических передач по сравнению с существующими способами позволяет улучшить качество диагностирования за счет повышения точности измерений и упрощения самого процесса диагностирования.

Формула изобретения

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МЕХАНИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ, заключающийся в том, что к передаче прикладывают крутящий момент, исследуют передачу на прямом и обратном ходе, а о техническом состоянии судят по одному из контролируемых параметров, отличающийся тем, что обеспечивают равномерный прямой ход передачи за счет того, что стабилизируют нагружателем значения погрузочного момента на входном или выходном валу в интервале от минимальных до предельных значений, прикладывают соответственно к выходному или входному валу постоянный крутящий момент больше нагрузочного, обеспечивают равномерный обратный ход передачи за счет того, что изменяют величину крутящего момента до величины, меньшей величины нагрузочного момента в передаче при движении ее в прямом и обратном направлении в виде замкнутой диаграммы, а полученную диаграмму сравнивают с диаграммой, соответствующей испытаниям эталонной механической передачи.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3