Транспортное модульное средство
Реферат
Использование: изобретение относится к средствам модульной конструкции многофункционального назначения. Сущность изобретения: транспортное модульное средство содержит тяговый модуль на базе мотоцикла, имеющего раму 1 и цепную передачу 3 привода ходового модуля, выполненного в виде приводной оси с разнесенными по ее концам колесами 10 и демультипликатором. Последний обеспечивает реверс и движение на пониженных скоростях. Соединительный модуль в виде дополнительной рамы 19 обеспечивает блокировку подвески 7 и присоединение модуля навески 21 с орудием или непосредственно орудия. Конструкция позволяет получить несколько вариантов различных транспортных средств. 6 ил.
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к модульным конструкциям на базе веломототехники с широкими функциональными возможностями по эксплуатации.
Известно транспортное модульное средство, содержащее тяговый модуль в виде мотоцикла, имеющего заднее приводное от цепной передачи колесо с тормозом, установленное на качающемся рычаге, связанном с подвеской, ходовой модуль, представляющий собой монтируемую на качающийся рычаг при снятии заднего колеса ось с разнесенными по концам колесами, имеющую связываемый с рамой тормоз и ведомую звездочку для привода оси от цепной передачи мотоцикла при демонтаже заднего колеса (см. патент США N 4325449, кл. В 62 К 13/04, 1982). Данная конструкция модульного типа перестраиваемого мотоцикла имеет ходовой модуль, монтируемый на место заднего колеса мотоцикла для повышения проходимости последнего. Подсоединение этого модуля к мотоциклу выполнено традиционным образом, что ограничивает эксплуатационные возможности мотоцикла при использовании его, например, в сельском хозяйстве в качестве тягового агрегата для перемещения технологических орудий. При использовании мотоцикла в качестве тягового средства с технологическим орудием подвеска заднего колеса оказывает негативное влияние на работу ходового модуля и технологического орудия. В режиме технологических работ необходимо блокировать подвеску, чтобы обеспечить надежное перекатывание ведущих колес по грунту. Однако в известном решении конструкцией это не предусмотрено. Другим серьезным недостатком является движение мотоцикла с высокими скоростями, в то время как во многих случаях при производстве технологических работ требуются пониженные скорости перемещения при нормальной работе двигателя и агрегатов трансмиссии. Цель изобретения блокирование подвески при подсоединении ходового модуля взамен заднего колеса мотоцикла и обеспечение пониженных скоростей движения при работе модульного средства с технологическими орудиями. Достигаемый при этом технический эффект заключается в расширении эксплуатационных возможностей транспортного модульного средства за счет преобразования его с одного типа в другой с сообщением последнему свойств, присущих этому типу средств. Для этого транспортное модульное средство, содержащее тяговый модуль в виде мотоцикла, имеющего заднее приводное от цепной передачи колесо с тормозом, установленное на качающемся рычаге, связанном с подвеской, ходовой модуль, представляющий собой монтируемую в качающийся рычаг при снятии заднего колеса ось с разнесенными по концам колесами, имеющую связываемый с рамой тормоз и ведомую звездочку для привода оси от цепной передачи мотоцикла при демонтаже заднего колеса, снабжено соединительным модулем, представляющий собой дополнительную незамкнутого типа раму, соединяемую с рамой мотоцикла и качающимся рычагом для блокирования подвески, модулем навески, представляющим собой механизм навески для присоединения технологических орудий к дополнительной раме, а ходовой модуль выполнен с реверсивным демультипликатором, размещенным между ведомой звездочкой оси и самой осью для перемещения технологических орудий на пониженных скоростях движения. Указанные признаки являются существенными и образуют неразрывную совокупность, обеспечивающую достижение указанного технического эффекта. Выполнение соединительного модуля в виде рамы обеспечивает создание жесткой рамной конструкции, блокирующей подвеску с одной стороны и являющуюся элементом присоединения технологического орудия через механизм навески. Использование такой дополнительной рамы позволяет надежно закрепить ходовой модуль и ввести режимы движения на пониженных скоростях, т.е. именно те режимы, на которых оптимально работают эти технологические орудия (например, плуг, борона). Модули, являясь самостоятельными элементами и агрегатами, работают только друг с другом, так как их конструкция создана с учетом их совместного использования. Настоящее изобретение иллюстрируется одним конкретным примером исполнения, который не является единственным, однако наглядно демонстрирует случай конкретного применения указанной совокупности существенных признаков в конкретном объекте. На фиг. 1 показан тяговый модуль, общий вид; на фиг.2 ходовой модуль, общий вид сверху; на фиг.3 кинематическая схема ходового модуля; на фиг.4 соединительный модуль, вид сбоку; на фиг.5 вариант модуля навески; на фиг.6 транспортное модульное средство, общий вид. Тяговый модуль (см. фиг.1) выполнен в виде мотоцикла промышленного производства, имеющего основную раму 1, на которой смонтирован моторно-трансмиссионный блок 2 привода через цепную передачу 3 ведомой звездочки 4 заднего колеса 5, установленного на оси, смонтированной на качающемся рычаге 6. Качающийся рычаг 6 через подвеску 7 связан с рамой 1 мотоцикла. Конструкция моторно-трансмиссионного блока может быть различной и определяется изготовителем мотоцикла, который используется в качестве тяговой машины. Заднее колесо 5 оснащено тормозом 8 с органами управления, выведенными в зону действия водителя. Данный тяговый модуль может использоваться в случае применения без дополнительных агрегатов и переделки в качестве транспортного передвижного средства одноколейного типа и стандартного в эксплуатационном плане назначения в соответствии с паспортом завода-изготовителя. Ходовой модуль (см. фиг.2) содержит ось 9, на концах которой размещены колеса 10. По типу эти колеса могут быть от мотоцикла или применены специальные колеса широкого профиля и низкого давления для обеспечения повышенной проходимости по грунтам рыхлой композиции (почва и т.д.). Ведомая звездочка 11 может быть свободно смонтирована на этой же оси или на параллельной ей дополнительной оси в зависимости от типа примененного реверсивного демультипликатора 12. Реверсивный демультипликатор 12 (см. фиг.3) в конструктивном исполнении может быть от любого типа вариатора до планетарного редуктора или рядов шестерен постоянного зацепления. Кинематическая схема не является существенной. Главным требованием к реверсивному демультипликатору является обеспечение реверса и прямого хода с увеличением крутящего момента к потребителю с уменьшением скорости его вращения. На фиг.3 показан вариант с использованием зубчатых рядов постоянного зацепления и переключающей муфты. Ведомая звездочка 11 установлена свободно на оси 9 и несет ступицу, на которой свободно установлены две ведущих шестерни 13 и 14, связываемые с ступицей зубчатой муфтой 15 для обеспечения соответственно прямого и обратного реверсивного ходов. Ведомая шестерня 16 обеспечивает вращение оси 9 привода колес 10. Передаточное отношение демультипликатора выбирается из условия оптимальной работы технологического орудия. Увеличение крутящего момента с уменьшением угловой скорости вращения оси 9 позволяет повысить тяговую нагрузку мотоцикла, что является существенным для работы с такими орудиями как плуг, борона и т.д. Демультипликатор формируется в корпусе 17, кинематически связываемом с рамой 1 мотоцикла, что позволяет применить отдельный тормоз 18, по конструкции и связям с системой управления соответствующий тормозу заднего колеса 5 мотоцикла. Такая конструкция ходового модуля позволяет, демонтировав заднее колесо 5 мотоцикла, отсоединив тормоз 8 от системы управления и сняв цепную передачу 3 с ведомой звездочки 4, монтировать его на место заднего колеса 5, устанавливая его в места крепления качающихся рычагов 6 с подсоединением органа управления тормоза 18 к системе управления тормозом мотоцикла. Таким образом, обеспечивается переделка одноколейного мотоцикла в трехколесный нового назначения с новыми функциональными особенностями: повышенная проходимость, пониженная скорость перемещения с сохранением комфортабельности езды, так как подвеска задней оси несблокирована. Наличие трех колес обеспечивает повышенную устойчивость передвижения по поверхности с резко меняющимся профилем. На фиг.4 показан соединительный модуль, представляющий собой дополнительную раму 19, несущую изогнутые профили, образующие при соединении концов с качающимися рычагами 6 и рамой 1 мотоцикла в подседельной зоне замкнутый жесткий контур, обеспечивающий блокирование подвески 7. Дополнительная рама 19 несет присоединительные элементы 20 (показаны условно) для связи с технологическим орудием напрямую или с модулем навески 21. При использовании тягового модуля (мотоцикла) с ходовым модулем в качестве тягового агрегата для выполнения сельскохозяйственных работ необходимо исключение влияния подвески на контакт ведущих колес с почвой. В этом случае тяговый модуль с ходовым модулем оснащается соединительным модулем (см. фиг. 6). Агрегат приобретает свойства трактора по условиям взаимодействия колес с грунтом, тяговым условиям работы агрегата с технологическим орудием, но при этом сохраняет основные свойства мотоцикла с обеспечением работы его основных агрегатов в соответствии с требованиями технического паспорта завода-изготовителя. Модуль навески 21 (см. фиг.5) представляет собой механизм навески. На фиг.5 показан трехточечный механизм навески стандартного конструктивного исполнения, который применяется, например, на тракторе МТЗ-50 (см. Анилович В. Я. и др. Конструирование и расчет сельскохозяйственных тракторов. М. Машиностроение, 1966, с.489). Конструкция конкретного механизма навески не является объектом изобретения, так как определяется типом технологического орудия. В связи с этим модуль навески показан условно пунктирной линией. Естественно, что, используя стандартную конструкцию механизма навеcки, вводятся коррективы по его размерам и присоединительным элементам 22. Использование модуля навески за счет присоединения его элементов 22 к аналогичным элементам 20 соединительного модуля позволяет расширить комплекс технологических орудий, агрегатируемых с мотоциклом, и ввести принудительное управление подъемом и опусканием технологического орудия, например, при транспортировке его или в конце гона на поле. Технологические орудия в предлагаемом изобретении иллюстративно не представлены, так как их многообразие не позволяет выделить возможные желаемые для потребителя варианты. Транспортное модульное средство работает следующим образом. Тяговый модуль в виде мотоцикла без переделки может использоваться в качестве транспортного одноколейного грузопассажирского средства в соответствии с требованиями завода-изготовителя. Возможно использование с прицепом или с боковой коляской. При демонтаже заднего колеса 5 и монтировании на его место ходового модуля (фиг. 2 и 3) происходит преобразование одноколейного транспортного средства быстроходной модификации в трехколесное повышенной проходимости и устойчивости с сохранением комфортабельности передвижения, присущей одноколейному мотоциклу. При этом так же возможно использование этого средства с прицепом или боковой коляской для перевозки грузов и пассажиров в условиях, неблагоприятных для движения мотоцикла. При снабжении трехколесного транспортного средства соединительным модулем (см. фиг.4) происходит преобразование его в транспортное средство тракторного типа для производства технологических работ. При этом подвеска блокируется по типу связи тракторного ведущего моста с остовом. Введение соединительного модуля позволяет преобразованный мотоцикл использовать с прицепными и навесными орудиями для производства технологических работ. При этом конструкция модульного транспортного средства обеспечивает соблюдение всех требований, предъявляемых с одной стороны к мотоциклу, а с другой стороны, к технологическим орудиям и процессу технологических работ. На фиг. 6 показан общий вид такого транспортного модульного средства в варианте, подготовленном для работы с плугом. На фиг.3 показано, что цепная передача может быть закрыта кожухом 23 для исключения снижения загрязнения привода заднего колеса 5 или ходового модуля. Предлагаемое изобретение позволяет использовать мотоцикл стандартного промышленного изготовления в качестве базовой конструкции для получения различного рода средств малой механизации, что является в настоящее время одной из важных задач в условиях небольшого хозяйства.Формула изобретения
ТРАНСПОРТНОЕ МОДУЛЬНОЕ СРЕДСТВО, содержащее тяговый модуль в виде мотоцикла, имеющего заднее приводное от цепной передачи колесо с тормозом, установлленное на качающемся рычаге, связанном с подвеской, ходовой модуль, представляющий собой монтируемую в качающийся рычаг при снятии заднего колеса ось с разнесенными по концам колесами, имеющую связываемый с рамой тормоз и ведомую звездочку для привода оси от цепной передачи мотоцикла при демонтаже заднего колеса, отличающееся тем, что оно снабжено соединительным модулем, представляющим собой дополнительную раму, соединяемую с рамой мотоцикла и качающимся рычагом для блокирования подвески, модулем навески, представляющим собой механизм навески для присоединения технологических орудий к дополнительной раме, а ходовой модуль выполнен с реверсивным демультипликатором, размещенным между ведомой звездочкой оси и самой осью для перемещения технологических орудий на пониженных скоростях движения.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 16.06.2003
Извещение опубликовано: 27.09.2004 БИ: 27/2004