Гидротехнический затвор
Реферат
Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано преимущественно в судопропускных сооружениях с большой шириной пролета, устраиваемых в защитных дамбах, предназначенных для защиты портовых городов от наводнений. Цель изобретения повышение надежности работы в условиях воздействия ветровых волн. В водотоке 2 на шарнире 6 установлено пролетное строение в виде понтона 1 с балластными отсеками 7. В верхней части потока 1 выполнен изолированный от его полости канал 8, в котором размещена цепь 9, концы которой прикреплены к массивам 10. На цепи и на понтоне в передней части канала 8 закреплены захваты 11 и 12, образующие сцепное приспособление, фиксирующее понтон 1 на цепи 9. Для перекрытия водотока 2 в отсеки 7 подают сжатый воздух. Понтон 1 всплывает и, поварачиваясь вокруг шарнира 6, занимает вертикальное положение. При этом захваты 11 и 12 сцепляются между собой и понтон 1 прочно удерживается цепью 9 в вертикальном положении. Для опускания понтона 1 в нишу 15 производят расцепление захватов 11 и 12 подачей в них сжатого воздуха и выпуск воздуха из отсеков 7. Вода заполняет отсеки 7 и понтон 1 укладывается в нишу 15. Водоток 2 открыт. 4 ил.
Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано преимущественно в защитных дамбах, возводимых в море вблизи крупных портовых городов для защиты их от наводнений.
Цель изобретения повышение надежности работы в условиях воздействия ветровых волн. На фиг.1 изображен затвор, вид спереди; на фиг.2 разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 узел I на фиг.2; на фиг.4 узел II на фиг.3. Затвор содержит пустотелое пролетное строение, выполненное из отдельных понтонов 1 и установленное поперек водотока 2 между устоями 3 защитной дамбы 4. Водоток 2 является судопропускным пролетом. Понтоны 1 установлены основанием на флютбете 5 посредством шарниров 6. Каждый понтон 1 имеет балластные отсеки 7, сообщающиеся нижней частью с водотоком 2, а верхней с системой подачи сжатого воздуха (на чертеже не показана). В верхней части каждого понтона 1 выполнен изолированный от его полости поперечный канал 8, в котором размещен гибкий элемент, выполненный в виде цепи 9, прикрепленной концами к массивам 10, расположенным по обе стороны пролетного строения. Массивы 10 являются составными частями флютбета 5. Каждый понтон 1 снабжен сцепным приспособлением, состоящим из двух соединяемых между собой захватов 11 и 12, один из которых закреплен в канале 8 с верховой стороны понтона, а другой на цепи 9. Цепи 9 и захваты 11 и 12 образуют средство фиксации пролетного строения. Сцепное приспособление выполнено по типу сцепного приспособления железнодорожных вагонов. Каждый захват 11 и 12 имеет приводной замковый элемент 13, привод которого выполнен пневматическим от системы подачи сжатого воздуха. В верхней части каждого понтона 1 с верховой стороны установлены волногасящие элементы 14. Для размещения пролетного строения в открытом его положении во флютбете 5 выполнена ниша 15. При необходимости перекрытия водотока 2, например при угрозе наводнения, в балластные отсеки 7 каждого понтона 1 подают сжатый воздух, который вытесняет из них воду в водоток 2. Понтоны 1 всплывают, поворачиваясь относительно шарниров 6, и занимают вертикальное положение, перекрывая водоток 2. При этом захват 11 сцепляется с захватом 12, фиксируя цепью 9 каждый понтон 1 в вертикальном положении. После окончания наводнения подачей воздуха отводят замковые элементы 13 в каждом захвате 11 и 12 и выпускают воздух из отсеков 7 понтонов 1. Вода заполняет отсеки 7 и понтоны 1 возвращаются в нишу 15. Водоток 2 открыт для пропуска судов.Формула изобретения
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАТВОР, включающий установленное поперек водотока пустотелое пролетное строение, выполненное в виде отдельных понтонов, прикрепленных шарнирно к флютбету и сообщающихся с водотоком и системой подачи сжатого воздуха, и средство фиксации пролетного строения в рабочем положении, выполенное в виде гибкого элемента, прикрепленного одним концом к флютбету с низовой стороны пролетного строения, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы в условиях воздействия ветровых волн, он снабжен сцепным приспособлением, состоящим из двух соединяемых между собой захватов, а в верхней части пролетного строения выполнен изолированный от полости пролетного строения поперечный канал, в котором размещен гибкий элемент, причем второй конец гибкого элемента прикреплен к флютбету с верховой стороны пролетного строения, один захват закреплен в канале пролетного строения, а другой на гибком элементе.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4