Устройство для крепления запасного колеса транспортного средства
Реферат
Использование: применяется в машиностроении, в частности в автомобильном транспорте. Сущность: поворотный рычаг 3 и держатель 5 запасного колеса имеют простую конструкцию нормализованные профили определенной длины. Последний имеет возможность поворота на определенные углы вокруг поворотного рычага 3 и перпендикулярно ему, и, имея длину, определяемую неравенством dнар обода колеса < L < dнар кольца бортового, исключает контакт шины запасного колеса с конструкцией устройства и конструкцией транспортного средства. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в автомобильном транспорте.
Известно устройство крепления запасного колеса под кузовом транспортного средства, содержащее связанный с запасным колесом кронштейн, установленный на раме транспортного средства с возможностью поворота вокруг оси, наклоненной к горизонтальной плоскости и расположенной под углом к продольной оси транспортного средства, и смонтированный на раме фиксатор положения запасного колеса. Кронштейн выполнен в виде двуплечего рычага, одно плечо которого выполнено в виде рукоятки, взаимодействующей с упомянутым известным фиксатором. Недостатком этого устройства являются сложность конструкции и контакт шины с конструкцией рамы транспортного средства. Наиболее близким техническим решением к заявляемому устройству является устройство для крепления запасного колеса, содержащее связанный с запасным колесом поворотный рычаг, установленный на раме транспортного средства с возможностью поворота вокруг наклоненной к горизонтальной плоскости оси, смонтиро- ванный на раме фиксатор положения запасного колеса и держатель запасного колеса. Держатель, смонтированный на поворотном рычаге, предназначен для удержания запасного колеса таким образом, чтобы оно совместно с поворотным рычагом могло быть перемещено из убранного положения в выдвинутое. Держатель, прикрепленный к противоположному от шарнира концу поворотного рычага, выполнен в виде корзины, которая образована кольцом для охватывания запасного колеса и несколькими лентами, закрепленными одними своими концами в общей точке на поворотном рычаге. Ленты радиально отходящие от указанной точки в направлении к кольцу, прикреплены к нему другими концами. Форма каждой ленты соответствует форме запасного колеса. При этом корзина надежно удерживает запасное колесо до тех пор, пока оно не будет принудительно извлечено из нее. Это устройство и принято авторами за прототип. Недостатками этого устройства являются сложность конструкции и контакт шины с конструкцией держателя запасного колеса. У заявляемого устройства имеются общие признаки с прототипом: наличие поворотного рычага; наличие наклоненной к горизонтальной плоскости оси поворотного рычага; наличие держателя запасного колеса; наличие фиксатора положения запасного колеса. Целью изобретения являются упрощение конструкции устройства для крепления запасного колеса и исключение контакта шины запасного колеса с конструкцией устройства и конструкцией транспортного средства. Указанная цель достигается тем, что поворотный рычаг и держатель запасного колеса имеют простую конструкцию нормализованные профили, например прямоугольная труба и швеллер. Длина поворотного рычага находится в прямой зависимости от высоты установки запасного колеса от поверхности земли (н) и в обратной зависимости от величины угла наклона оси поворотного рычага к горизонтальной плоскости (); Длина держателя запасного колеса (L) определяется из неравенства: dнар обода колеса < L < dнар. кольца бортового, что позволяет исключить контакт шины запасного колеса с конструкцией устройства и конструкцией транспортного средства. По отношению к прототипу у заявляемого устройства имеются следующие отличительные признаки: поворотный рычаг и держатель запасного колеса имеют простую конструкцию нормализованные профили, например прямоугольная труба и швеллер; шина запасного колеса не контактирует с конструкцией устройства и конструкцией транспортного средства; держатель запасного колеса имеет возможность поворачиваться вокруг оси поворотного рычага на угол (в обе стороны) в пределах 15-60о и перпендикулярно оси на угол в пределах 10-45о. Между отличительными признаками и целью изобретения существует следующая причинно-следственная связь: применение в конструкции прямолинейных нормализованных профилей снижает трудоемкость изготовления и улучшает технологичность сборки устройства для крепления запасного колеса; отсутствие контакта шины запасного колеса с конструкцией транспортного средства, исключает ее повреждение при эксплуатации транспортного средства; возможность поворота держателя вокруг оси поворотного рычага и перпендикулярно ей позволяет ориентировать запасное колесо в горизонтальной плоскости при опускании на поверхность земли. Из вышеизложенного следует, что совокупность существенных признаков, характеризующих сущность заявляемого объекта, не известна из уровня техники, что позволяет сделать вывод о соответствии технического решения критерию "Новизна". По мнению авторов сущность заявляемого объекта не следует для специалиста явным образом из известного уровня техники, что позволяет сделать вывод о его соответствии критерию "изобретательский уровень". Совокупность существенных признаков, характеризующих сущность изобретения, может быть многократно использована в автомобильном транспортере с получением технического результата, заключающегося в создании устройства для крепления запасного колеса простого по конструкции, технологичного в изготовлении и установке на транспортное средство, и исключающего возможность повреждения шины запасного колеса при эксплуатации транспортного средства. На фиг. 1 показан вид устройства сбоку; на фиг.2 то же, разрез А-А на фиг. 1; на фиг.3 держатель запасного колеса, разрез Б-Б на фиг.2; на фиг.4 поворотный рычаг, разрез В-В на фиг.2. Устpойство для крепления запасного колеса содержит жестко связанную с лонжероном рамы или балкой стреловидного дышла 1 ось 2, расположенную под углом к горизонтальной плоскости. На оси 2 шарнирно закреплен поворотный рычаг 3, заканчивающийся осью 4, на которой крепится держатель 5 запасного колеса, имеющий возможность поворота вокруг оси на угол в обе стороны и перпендикулярно ей на угол . На лонжероне рамы или балке стреловидного дышла 1 жестко закреплен фиксатор 6 держателя запасного колеса 7, закрепленного с помощью плиты 8. Устройство работает следующим образом. При транспортировке запасное колесо 7, закрепленное на оси 4 поворотного рычага 3 посредством держателя 5, удерживается под лонжероном рамы или под балкой стреловидного дышла 1 за счет фиксатора 6. Для демонтажа запасного колеса 7 расфиксируют фиксатор 6 и поворачивают поворотный рычаг 3 с запасным колесом 7 вокруг оси 2 до касания колеса 7 поверхности земли. Отсоединив запасное колесо 7 от плиты 8, его используют по назначению. Монтаж запасного колеса производят в обратном порядке.Формула изобретения
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЗАПАСНОГО КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержашее связанный с запасным колесом держатель, смонтированный на поворотном рычаге с возможностью поворота вокруг наклоненной к горизонтальной плоскости оси, и фиксатор положения запасного колеса, отличающееся тем, что ось и фиксатор положения запасного колеса жестко закреплены на балке стреловидного дышла или раме транспортного средства, а держатель запасного колеса установлен с возможностью ограниченного поворота относительно поворотного рычага в обе стороны на острые углы в плоскостях, расположенных вдоль и перпендикулярно оси поворотного рычага, причем последний и держатель выполнены из нормализованных профилей и для исключения контакта шины запасного колеса с элементами устройства и транспортного средства и длиной, определяемой неравенством dн.о < L < dн.к где dн.о диаметр наружного обода колеса; dн.к диаметр наружного кольца бортовой части барабана колеса. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что нормализованный профиль поворотного рычага и держателя представляет собой прямоугольную трубу. 3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что нормализованный профиль поворотного рычага и держателя представляет собой швеллер.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4