Лодка
Реферат
Изобретение позволяет улучшить транспортабельность и упростить изготовление и ремонт лодки при сохранении всех достоинств прототипа. Сущность: надувная лодка, содержащая баллон по ее контуру или подковообразного типа и мягкое днище, снабжена фальшднищем из того же материала, что и днище лодки, образующим карман по всей длине лодки, открытый с кормы. В карман вложена жесткая несущая днищевая часть с транцем, выполненная килеватой, разборной и складной. 5 ил.
Изобретение относится к надувным лодкам, предназначенным для плавания с подвесным лодочным мотором при перевозке людей и легкого снаряжения.
Известна лодка (Журнал "Катера и яхты", N 3 (109) 1984 г.), содержащая несущую жесткую днищевую часть с транцем и надувную часть в виде эластичного баллона, размещенного по контуру лодки. Недостатком известной лодки являются ее большие габаритные размеры в транспортном положении. Цель изобретения повышение эксплуатационных качеств путем уменьшения габаритных размеров лодки в транспортном положении. Указанная цель достигается тем, что надувная часть снабжена эластичными днищем и фальшднищем, образующими карман, открытый с кормы, в котором размещена упомянутая днищевая часть, которая выполнена из носовой и кормовой секций, соединенных между собой разъемно, причем каждая из секций выполнена из двух жестких плоских элементов, соединенных между собой шарнирно в диаметральной плоскости лодки, при этом элементы носовой секции сужены в сторону своей носовой кромки, а элементы секции выполнены с полушпангоутами на своих носовых и кормовых кромках, формирующими килеватость всей днищевой части лодки, при этом транец лодки выполнен из двух частей, прикрепленных шарнирно к нижним кромкам полушпангоутов кормовых кромок кормовой секции жесткого днища, а части транца соединены между собой надетой на них сверху коробчатой подмоторной плитой, при этом плоские элементы кормовой секции выполнены с шарнирно связанными с ними подкосами, разъемно соединенными с вышеупомянутой коробчатой подмоторной плитой. На фиг. 1 показана лодка, вид сбоку; на фиг.2 жесткая несущая днищевая часть в сборе, вид сбоку (с вырывом в районе транца); на фиг.3 жесткая несущая днищевая часть в сборе, вид сверху; на фиг.4 разрез А-А (лодки) на фиг. 1; на фиг.5 продольный разрез Б-Б на фиг.3. Лодка содержит две отделяемые друг от друга части: верхнюю надувную 1 и нижнюю (днищевую) жесткую несущую часть 2. Верхняя надувная часть 1 стандартная надувная лодка с баллоном 3 по замкнутому контуру (или баллоном подковообразного типа) и водонепроницаемым днищем 4 снабжена фальшднищем 5 (карманом, открытым с кормы) из того же материала, что и надувная лодка. Нижняя жесткая несущая часть 2 размещена между днищем 4 лодки и фальшднищем 5 (т.е. в кармане, открытом с кормы). При полном наполнении баллона воздухом фальшднище 5 находится в натянутом положении, плотно прижимая нижнюю жесткую несущую часть к баллону 3. Нижняя жесткая несущая часть выполнена разборной (для удобства транспортирования, хранения и ремонта), состоящей из складных носовой 6 и кормовой 7 секций, соединенных между собой разъемно (например, с помощью проушин с пальцами 20). Носовая секция 6 состоит из двух жестких плоских элементов 8, суженных к передней кромке (для удобства вкладывания в карман) и соединенных между собой в диаметральной плоскости шарнирами 9. Кормовая секция 7 состоит из двух жестких плоских элементов. На передних и задних кромках элементов 10 установлены полушпангоуты 11 и 12, придающие всей днищевой части килеватость (для обеспечения необходимых жесткости, мореходности и устойчивости на курсе). Передние полушпангоуты 11 поверху соединены разъемно, например, проушинами с пальцами 13. Задние полушпангоуты 12 расположены заподлицо с кромкой выреза элементов 10. К нижним кромкам задних полушпангоутов прикреплены полутранцы 14 с помощью шарниров 15. Полутранцы 4 соединены между собой надетой на них сверху коробчатой подмоторной плитой 16. Подмоторная плита соединена разъемно, например, проушинами с пальцами 17 с подкосами 18, которые прикреплены к элементам 10 шарнирами 19. Подкосы 18 обеспечивают фиксированное положение полутранцев под углом 90о к плоским элементам днищевой части и жесткую связь с ними. Описанная выше конструкция обеспечивает лодке необходимую жесткость за счет жесткой несущей части. Усилия от лодочного мотора воспринимаются через транец только жесткой несущей частью 2. Надувная верхняя часть (баллон с мягким водонепроницаемым днищем) выполняет только функцию водоизмещения. Перевод лодки из транспортного (разобранного) положения в рабочее, т.е. сборку ее, производят в следующем порядке: верхнюю надувную часть 1 лодки раскладывают на площадке и частично наполняют воздухом (чтобы днище лодки 4 с фальшднищем 5 расправились); кормовую секцию 7 раскрывают, разъемную связь 13 между полушпангоутами 11 замыкают. Полутранцы 14 поднимают в вертикальное положение и на них надевают сверху подмоторную плиту 16. Подкосы 18 поднимают в вертикальное положение и разъемные связи 17 замыкают; носовую секцию 6 раскрывают; соединяют между собой носовую 6 и кормовую 7 секции, замыкая разъемные связи 20; собранную нижнюю жесткую несущую часть 2 вкладывают в карман между днищем 4 и фальшднищем 5, после чего баллон наполняется воздухом полностью и лодка принимает форму поперечного сечения, показанную на фиг.4.Формула изобретения
ЛОДКА, содержащая несущую жесткую днищевую часть с транцем и надувную часть в виде эластичного баллона, размещенного по контуру лодки, отличающаяся тем, что надувная часть снабжена эластичными днищем и фальшднищем, образующими карман, открытый с кормы, в котором размещена жесткая днищевая часть, которая выполнена из носовой и кормовой секций, соединенных между собой разъемно, причем каждая из этих секций выполнена из двух жестких плоских элементов, соединенных между собой шарнирно в диаметральной плоскости лодки, при этом элементы носовой секции сужены в сторону своей носовой кромки, а элементы кормовой секции выполнены с полушпангоутами на своих носовых и кормовых кромках, формирующими килеватость всей днищевой части лодки, при этом транец лодки выполнен из двух частей, прикрепленных шарнирно к нижним кромкам полушпангоутов кормовых кромок кормовой секции жесткого днища, а части транца соединены между собой надетой на них сверху коробчатой подмоторной плитой, при этом плоские элементы кормовой секции выполнены с шарнирно связанными с ними подколесами, разъемно соединенными коробчатой подмоторной плитой.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5