Насос необъемного вытеснения
Реферат
Сущность изобретения: на всасывающем патрубке с посадочным пояском смонтировано посредством крепежного элемента опорное кольцо фильтра, соединенное с радиальными ребрами, обтянутыми защитной сеткой. На каждой ответной поверхности пояска и опорного кольца выполнена кольцевая канавка с сквозным радиальным отверстием. Оси канавок расположены в плоскостях, перпендикулярных оси вращения рабочего колеса, с образованием паза. Крепежный элемент выполнен в виде радиального отгиба проволочного витка, уложенного в направлении вращения колеса, и петли. Отгиб размещен в радиальном отверстии пояска, петля в радиальном отверстии кольца. 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к насосам необъемного вытеснения.
Известны насосы необъемного вытеснения, содержащие на приводном валу два вращающихся качающих узла, выполненных в виде осевых колес, и корпус, выполненный с двумя оппозитно расположенными входами. Однако такие качающие узлы установлены без защитных элементов, в связи с чем механические частицы, перекачиваемые с потоком, могут попасть в рабочие зазоры насоса, что приводит к заклиниванию и поломке вращающихся элементов. Известны также насосы необъемного вытеснения, содержащие рабочее колесо, всасывающий патрубок с посадочным пояском и смонтированное на последнем посредством крепежного элемента опорное кольцо фильтра, соединенное с радиальными ребрами, обтянутыми защитной сеткой. Однако такие насосы не обеспечивают достаточной надежности работы, так как возможно самопроизвольное проворачивание элементов фильтра на посадочных поясках. Целью изобретения является повышение надежности работы насоса. Это достигается тем, что в насосе, содержащем рабочее колесо, всасывающий патрубок с посадочным пояском и смонтированное на последнем посредством крепежного элемента опорное кольцо фильтра, соединенное с радиальными ребрами, обтянутыми защитной сеткой, на каждой из ответных поверхностей посадочного пояска и опорного кольца выполнена кольцевая канавка со сквозным радиальным отверстием, оси канавок расположены в плоскостях, перпендикулярных оси вращения рабочего колеса, с образованием паза, а крепежный элемент выполнен в виде радиального отгиба проволочного витка, уложенного в направлении вращения рабочего колеса, и петли, причем радиальный отгиб размещен в радиальном отверстии посадочного пояска, а петля в радиальном отверстии опорного кольца. На фиг. 1 изображен описываемый насос в разрезе; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1. Насос содержит рабочее колесо 1, расположенное на приводном валу 2, корпус 3, всасывающий патрубок 4 с посадочным пояском 5 и смонтированное на нем опорное кольцо 6 фильтра, которое соединено с радиальными ребрами 7, обтянутыми защитной сеткой 8. Рабочее колесо 1 изготовлено за одно целое с гидротурбиной 9 и имеет входной конус 10. В корпусе 3 за колесом 1 выполнен выходной осерадиальный канал 11, в котором расположены ребра жесткости 12. Приводной вал 2 расположен в подшипнике скольжения 13. На ответных поверхностях посадочного пояска 5 и опорного кольца 6 выполнены кольцевые канавки 14 и 15 (см. фиг. 2) со сквозными радиальными отверстиями 16 и 17. Причем оси канавок 14 и 15 расположены в плоскостях, перпендикулярных оси вращения рабочего колеса 1 и образуют паз. Крепление опорного кольца 6 на посадочном пояске 5 выполнено в виде радиального отгиба 18 проволочного витка 19, уложенного в пазу в направлении вращения рабочего колеса 1, и петли 20. Радиальный отгиб 18 размещен в радиальном отверстии 16, а петля 20 в радиальном отверстии 17. Работа насоса осуществляется следующим образом. При подаче рабочей жидкости к лопаткам гидротурбины 9 последняя приводится во вращение вместе с рабочим колесом 1, которое обеспечивает забор топлива через защитную сетку 8. Рабочее колесо 1 обеспечивает напор потока, который через осерадиальный канал 11 направляется потребителю. Поток с выхода гидротурбины 9 одновременно с потоком с рабочего колеса также направляется к потребителю. Вследствие вращения рабочего колеса 1 перед входом во всасывающий патрубок 4 образуется закрутка входного потока по направлению вращения приводного вала 2. Эта закрутка вызывает появление крутящего момента на радиальных ребрах 7, который передается на опорное кольцо фильтра 6, обеспечивая постоянное усилие, направленное со стороны завода проволочного витка 19 и воспринимается радиальным отгибом 18 и петлей 20, так что предотвращается выход проволочного витка 19 из паза во время работы агрегата.Формула изобретения
НАСОС НЕОБЪЕМНОГО ВЫТЕСНЕНИЯ, содержащий рабочее колесо, всасывающий патрубок с посадочным пояском и смонтированное на последнем посредством крепежного элемента опорное кольцо фильтра, соединенное с радиальными ребрами, обтянутыми защитной сеткой, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы насоса, на каждой из ответных поверхностей посадочного пояска и опорного кольца выполнена кольцевая канавка со сквозным радиальным отверстием, оси канавок расположены в плоскостях, перпендикулярных оси вращения рабочего колеса, с образованием паза, а крепежный элемент выполнен в виде радиального отгиба, проволочного витка, уложенного в направлении вращения рабочего колеса, и петли, причем радиальный отгиб размещен в радиальном отверстии посадочного пояска, а петля в радиальном отверстии опорного кольца.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2