Тормозное устройство моторной пилы
Реферат
Использование: в лесопильно-деревообрабатывающей промышленности, в частности в устройствах для переносных моторных пил. Сущность изобретения: устройство включает шарнирно установленный на корпусе поворотный рычаг с выступами, находящимися во взаимодействии с выступом исходного положения откидного рычага, подпружиненного пружиной и выступом собачки, подпружиненной пружиной в направлении выступа рабочего положения откидного рычага. Тормозная лента охватывает ступицу ведущей звездочки, которая связана с пильной цепью, и закреплена шарнирно посредством петли и крепежного элемента с откидным рычагом. Устройство снижает затраты на изготовление, обслуживание и ремонт, а также повышает безопасность работы с пилой. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к лесной и деревообрабатывающей промышленности и может быть использовано на переносных моторных пилах.
Известно тормозное устройство для пильной цепи моторной пилы, которое включает защитный поворотный рычаг, ось поворота которого размещена на корпусе монопилы, пружинный механизм для натяжения ленточного тормоза барабана муфты, имеющей шток и подпружиненную защелку, взаимодействующую с защитным рычагом (патент США N 3937306, кл. 188/166, 1976). Конструкция ненадежна в работе, т.к. защитный поворотный рычаг посредством предварительно напряженной пружины ленточного тормоза и защелки оказывает постоянное воздействие через неподвижную ось на фигурные пазы рычага. Во время срабатывания защитного рычага при обратном ударе пилы, т.е. затягивании ленточного тормоза вокруг барабана муфты и при последующем взводе защитного рычага для растормаживания ленточного тормоза происходит интенсивное изнашивание фигурных пазов защелки. Сложный профиль защелки после износа приводит к неработоспособности тормоза. Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является тормозное устройство моторной пилы (авт. св. СССР N 1435427, кл. B 27 B 17/00, B 23 D 57/02, 1987), содержащее установленный на корпусе поворотный рычаг с фиксатором, подпружиненный откидной рычаг, шарнирно соединенный с одним концом тормозной ленты, размещенной вокруг ступицы муфты, соединенной посредством звездочки с пильной цепью, при этом рабочий конец поворотного рычага выполнен двуплечим для взаимодействия второго плеча с тормозной лентой, а другой конец тормозной ленты отогнут с возможностью его размещения в гнездах, выполненных на поворотном рычаге, снабженном крепежным винтом, пропущенным через продольный паз, выполненный в тормозной ленте. Недостатками известного тормозного устройства моторной пилы являются ненадежность в работе, т.к. износ тормозной ленты, фиксатора поворотного рычага и профиля откидного рычага приводит к неработоспособности устройства вследствие жесткого упора фиксатора поворотного рычага в профиль откидного рычага; нетехнологичность конструкции из-за сложного профиля фиксатора поворотного рычага и откидного рычага, а также наличия гнезд для фиксации тормозной ленты на зажимном плече поворотного рычага. Выполнение на тормозной ленте продольного паза нетехнологично, а изгиб тормозной ленты при срабатывании поворотного рычага приводит к поломкам ленты, тем самым снижается надежность тормозного устройства. Предлагаемое изобретение решает задачу повышения надежности и технологичности тормозного устройства моторной пилы. Это достигается благодаря тому, что тормозное устройство моторной пилы содержит установленный на корпусе посредством оси поворотный рычаг, имеющий выступ рабочего положения, откидной рычаг, имеющий выступы исходного и рабочего положений и шарнирно соединенный с концом тормозной ленты, размещенной вокруг ступицы муфты, связанной посредством ведущей звездочки с пильной цепью, причем на оси поворотного рычага установлена собачка с выступом, подпружиненная в направлении откидного рычага и взаимодействующая с выступом рабочего положения последнего, при этом выступ собачки взаимодействует с выступом рабочего положения поворотного рычага, на котором выполнен выступ его исходного положения, взаимодействующий с выступом исходного положения откидного рычага. Кроме того, тормозная лента шарнирно соединена с откидным рычагом посредством петли с рядом отверстий под крепежный элемент, при этом расстояния между отверстиями на петле и тормозной ленте выполнены с разным шагом. На фиг. 1 изображено тормозное устройство, исходное положение; на фиг.2 то же, после торможения; на фиг.3 то же, с обратной стороны; на фиг.4 вид по стрелке А на фиг.3, уступ собачки. Тормозное устройство моторной пилы включает установленный на корпусе 1 шарнирно поворотный рычаг 2 с выступом 3 исходного положения и выступом 4 рабочего положения, находящимися соответственно во взаимодействии с выступом 5 исходного положения откидного рычага 6, подпружиненного пружиной 7, и выступом 8 собачки 9, подпружиненной пружиной 10 в направлении выступа 11 рабочего положения откидного рычага 6. Поворотный рычаг 2 и собачка 9 установлены на одной оси 12, а откидной рычаг 6 на другой оси 12. Тормозная лента 13 охватывает с зазором S ступицу 14 ведущей звездочки 15, которая связана с пильной цепью 16, и закреплена шарнирно посредством петли 17 и крепежного элемента 18 с откидным рычагом 6. Предварительное формирование зазора S между тормозной лентой 13 и ступицей 14 обеспечивается упорами 19. Регулировка оптимального зазора S осуществляется за счет установки крепежного элемента 18 в соответствующее этому зазору отверстие петли и тормозной ленты, расстояния между которыми у петли и тормозной ленты выполнены с разным шагом. Устройство работает следующим образом. В исходном положении выступ 3 исходного положения поворотного рычага 2 расположен у выступа 5 исходного положения откидного рычага 6, выступ 4 рабочего положения поворотного рычага 2 расположен у выступа 8 собачки 9, а выступ 11 рабочего положения откидного рычага 6 находится в зацеплении с собачкой 9. При работе пилы тормозная лента 13, шарнирно связанная одним концом с корпусом 1, а другим с откидным рычагом 6, находится вблизи вращающейся ступицы 14, которая через ведущую звездочку 15 приводит в движение пильную цепь 16. Для торможения поворотный рычаг 2 отклоняют по направлению стрелки, выступ 4 рабочего положения поворотного рычага 2 взаимодействует с выступом 8 собачки 9, которая освобождает выступ 11 рабочего положения откидного рычага 6 из зацепления с собачкой 9. Под действием пружины 7 откидной рычаг 6 перемещает тормозную ленту 13, которая, выбирая зазор S, прилегает к ступице 14 на угле 270.300о, затормаживает ступицу, и пильная цепь 16 прекращает движение. Для приведения тормозного устройства в исходное положение поворотный рычаг 2 отклоняют в направлении, обратном стрелке. При этом выступ 3 исходного положения поворотного рычага 2 взаимодействует с выступом 5 исходного положения откидного рычага 6, а выступ 11 рабочего положения откидного рычага 6 взаимодействует с выступом 8 собачки 9, откидной рычаг 6 поворачивается на некоторый угол, выступ 11 под действием пружины 10 собачки 9 входит в углубление за выступом 8 собачки 9, при этом тормозная лента 13 отходит от ступицы 14. При прекращении действия на поворотный рычаг 2 пружины 7 и 10 фиксируют выступ 11 на собачке 9. Тормозное устройство подготовлено к работе. Конструкция тормозного устройства позволяет снизить затраты на изготовление, обслуживание и ремонт за счет большей технологичности деталей и надежности устройства. За счет большей надежности устройства повышается безопасность работы с пилой.Формула изобретения
1. ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО МОТОРНОЙ ПИЛЫ, содержащее установленный на корпусе посредством оси поворотный рычаг, имеющий выступ рабочего положения, подпружиненный откидной рычаг, имеющий выступы исходного и рабочего положений и шарнирно соединенный с концом тормозной ленты, размещенной вокруг ступицы муфты, связанной посредством ведущей звездочки с пильной цепью, отличающееся тем, что оси поворотного рычага установлена собачка с выступом, подпружиненная в направлении откидного рычага и взаимодействующая с выступом рабочего положения последнего, при этом выступ собачки взаимодействует с выступом рабочего положения поворотного рычага, на котором выполнен выступ его исходного положения, взаимодействующий с выступом исходного положения откидного рычага. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что тормозная лента шарнирно соединена с откидным рычагом посредством петли с рядом отверстий под крепежный элемент, при этом расстояние между отверстиями на петле и тормозной ленте выполнены с разным шагом.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4