Способ получения дорожного битума
Реферат
Использование: нефтехимия. Сущность: смесь гудрона нефти и асфальта деасфальтизации подвергают окислению воздухом. Используют гудрон нефти, имеющей показатель А + С 2,5П > О, где А, С, П-содержание в нефти соответственно асфальтенов (А), смол (С), парафинов (П), и асфальт, полученный глубокой деасфальтизацией нефти, имеющий показатель А + С 2,5 П < О и следующий состав, мас. парафино-нафтеновые углеводороды 9,0 19,0; ароматические углеводороды 61,0 73,0, в том числе моноциклические ароматические углеводороды 19,0 23,0, Бициклические ароматические углеводороды 10,0 14,0, полициклические ароматические углеводороды - остальное; смолы 11,0 16,0; асфальтены остальное. 4 табл.
Изобретение относится к процессам нефтепереработки, а именно производства окисленных битумов, используемых в дорожном строительстве.
Известен способ получения дорожного битума окислением кислородом воздуха при повышенной температуре смеси нефтяного гудрона и тяжелой флегмы коксования в массовом соотношении (70-85):(15-30) [1] Этот способ позволяет получать морозостойкие битумы. Однако данный способ предусматривает использование продуктов переработки исключительно нефтей, характеризующихся показателем А+С 2,5П > 0 (А содержание асфальтенов, мас. С содержание смол, мас. П содержание парафинов, мас.). Известен способ получения дорожного битума окислением кислородом воздуха продуктов переработки нефтей, имеющих показатель А+С 2,5П > 0 (например, западно-сибирской). В качестве окисляемого сырья вводили смесь гудрона и асфальта деасфальтизации II ступени в соотношении 1:1. Окисление проводилось на пилотной установке колонного типа непрерывного действия при температуре 250оС [2] Однако данный способ не обеспечивает возможность получения качественных битумов из продуктов переработки нефтей, показатель которых А+С 2,5П < 0, а к таким нефтям относятся значительная часть смолистых высокопарафинистых нефтей Мангышлакского полуострова (Дунгинская, Жетыбайская, Узеньская, Тенгинская, Курганбайская), а также смолистые парафиновые нефти Нижнего Поволжья (Жирновская, Коробковская). Целью изобретения является расширение сырьевой базы производства дорожного битума за счет вовлечения в этот процесс продуктов переработки смолистых высокопарафинистых и смолисто-парафинистых нефтей, характеризующихся следующей зависимостью А+С 2,5П < 0. Технический результат, достигаемый изобретением, получение высококачественного битума при использовании в качестве сырьевых компонентов асфальтов деасфальтизации нефтей Нижнего Поволжья и полуострова Мангышлак, ранее сжигаемых в смесях с мазутом. Сущность заявляемого способа заключается в окислении смеси гудрона, полученного из нефтей, характеризующихся А+С 2,5П > 0, и асфальта, полученного из гудрона нефтей, имеющих А+С 2,5П < 0, путем глубокой деасфальтизации, имеющего следующий химический состав, мас. парафино-нафтеновые 9,0-19,0; ароматические углеводороды 61,0-73,0, в том числе моноциклические ароматические 19,0-23,0, бициклические ароматические 10,0-14,0, полициклические ароматические 28,0-40,0. смолы 11,0-16,0, асфальтены 4,0-7,0. Отличительным признаком изобретения является химический состав используемого асфальта деасфальтизации. Изобретение иллюстрируется примерами 1-3. В качестве исходных компонентов были использованы гудрон из западно-сибирской нефти составом, приведенным в табл. 1, и асфальт деасфальтизации мангышлакской и асфальт деасфальтизации смеси жирновской и коробковской нефтей. Асфальты деасфальтизации получают на установке деасфальтизации Волгоградского НПЗ обработкой жидким пропаном нефтяного гудрона в объемном соотношении 8-10:1 с последующей отгонкой пропана и выделения остатка. Показатели полученных асфальтов деасфальтизации приведены в табл. 2. Получение дорожного битума проводили в реакторе, снабженном внешним обогревом и барботером для подачи воздуха. Смесь гудрона и асфальта деасфальтизации в массовом соотношении (1-1,5):(1-1,5) нагревали до температуры 190-200оС и подавали воздух, затем нагревали до температуры окисления 240-250оС. Скорость подачи воздуха 1,8-2,4 л/мин на 1 кг сырья. Окисление проводили 6-8 ч до получения битума с температурой размягчения по кольцу и шару от 45 до 48оС. Технологические параметры получения битума приведены в табл. 3, свойства полученных битумов приведены в табл. 4. Данные табл. 4 показывают, что битумы полученные заявляемым способом, соответствуют требованиям, предъявляемым к дорожным битумам.Формула изобретения
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА окислением при повышенной температуре кислородом воздуха смеси, содержащей гудрон нефти, характеризующейся показателем А + С 2,5П > 0, где А, С, П содержание, мас. в нефти, соответственно асфальтенов, смол, парафинов, и асфальт деасфальтизации, отличающийся тем, что используют асфальт, полученный глубокой деасфальтизацией гудрона нефти, характеризующейся показателем А + С 2,5П < 0, и имеющий следующий состав, мас. Парафинонафтеновые углеводороды 9 19 Ароматические углеводороды 61 73 в том числе: Моноциклические ароматические углеводороды 19 23 Бициклические ароматические углеводороды 10 14 Полициклические ароматические углеводороды Остальное Смолы 11 16 Асфальтены ОстальноеРИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2