Масло для буксовых и моторно-осевых узлов
Реферат
Сущность изобретения: масло для буксовых и моторно-осевых узлов содержит, мас. ароматический экстракт деасфальтированной остаточной фракции (400° С-к. к.) 48-60, депрессорная присадка 0,5 1,5; остаток адсорбционной очистки депарафинированной дизельной фракции (260°С к.к.) до 100. 1 з.п.ф-лы, 2 табл.
Изобретение относится к составам масел, применяемых в железнодорожном транспорте для смазывания шеек осей колесных пар подвижного состава и моторно-осевых узлов тяговых электродвигателей локомотивов в любое время года.
Известен состав осевых зимних масел на основе прямогонной фракции малосерийных и малопарафинистых нефтей с пределами выкипания 270-415оС, который с целью повышения эксплуатационных характеристик дополнительно содержит остаток вакуумной перегонки мазута [1] Однако смазывающие и капиллярные свойства этого состава недостаточны. Кроме того, он содержит дистиллятную фракцию из уникальной низкозастывающей анастасиевской нефти нафтено-ароматического основания, ресурсы которой ограничены. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является состав для смазывания букс, представляющий собой смесь, мас. Ромашкинское депарафинирован- ное легкое масло с температурой зас- тывания (-17оС) 76,4 Смесь экстрактов селективной очистки саратовских легких и тяжелых дистилля- тов 1:1 (масляной фракции) 22,7 Депрессорная при- садка парафлоу 0,9 Недостатками известного состава являются низкие эксплуатационные свойства: высокая температура застывания (-34оС) и динамическая вязкость при минус 30оС (1984 П) и низкие смазывающие свойства [2] Целью изобретения является повышение эксплуатационных характеристик, то есть улучшение капиллярных, смазывающих, низкотемпературных и вязкостно-температурных свойств. Поставленная цель достигается тем, что масло для буксовых и моторно-осевых узлов, содержащее смесь низкозастывающего депарафинированного дистиллята и экстракта селективной очистки с депрессорной присадкой неполимерного типа, согласно изобретению, в качестве депарафинированного дистиллята содержит ароматизированный остаток депарафинированной дизельной фракции 260оС к.к. в качестве экстракта селективной очистки содержит концентрат ароматических углеводородов остаточной фракции с пределами кипения 400оС к.к. и металлосодержащую депрессорную присадку типа алкилфенолят кальция при следующем соотношении компонентов, мас. Металлсодержащая депрессорная при- садка неполимерного типа 0,5-1,5 Концентрат аромати- ческих углеводородов остаточной фракции с пределами кипения 400оС к.к. 48-60 Ароматизированный остаток депарафини- рованной дизельной фракции с пределами кипения 260оС к.к. До 100 Ароматизированный остаток депарафинированной дизельной фракции представляет собой остаток адсорбционной очистки депарафинированной дизельной фракции с пределами кипения 260оС к.к. на алюмосиликатном каталлизаторе (рафинат 2), который является "ноу-хау". Концентрат ароматических углеводородов остаточной фракции с пределами кипения 400оС к.к. представляет собой высокоароматизированный экстракт селективной очистки деасфальтизата, который также является "ноу-хау". При введении в маловязкий низкозастывающий ароматизированный остаток депарафинированной дизельной фракции с исходной температурой застывания в пределах от минус 45 до минус 65оС концентрата ароматических углеводородов остаточной фракции с пределами кипения 400оС к.к. в количестве 48-60 мас. происходит возрастание вязкости базовой основы масла до требуемых норм (при температуре 50оС для "зимнего" осевого масла не ниже 22 мм2/с и для внесезонного осевого масла не ниже 28 мм2/с). При этом температура застывания смеси повышается. Для доведения температуры застывания масла до требуемых норм в состав введена металлосодержащая депрессорная присадка неполимерного типа в количестве 0,5-1,5 мас. В этом случае температура застывания масла осевого марки "зимнее" составляет не выше -40оС и масла осевого марки "всесезонное" составляет не выше -35оС. Таким образом, отличием предлагаемого масла от известного является то, что в качестве низкозастывающего депарафинированного дистиллята масло содержит ароматизированный остаток адсорбционной очистки депарафинированной дизельной фракции с пределами кипения 260оС к.к. а в качестве экстракта селективной очистки содержит концентрат ароматических углеводородов с пределами кипения 400оС к.к. выделенный из остаточной фракции (деасфальтизата) путем его селективной очистки. Качество исходных компонентов масла представлено в табл.1. Масло (табл. 2) получают прямым компаундированием исходных компонентов. Причем первоначально смешивают ароматизированный остаток депарафинированной дизельной фракции и концентрат ароматических углеводородов с пределами кипения 400оС к.к. в указанных отношениях, а затем в полученное базовое масло вводят металлсодержащую депрессорную присадку неполимерного типа, например алкилфенолят кальция (АФК). П р и м е р 1. Состав получен путем компаундирования ароматизированного остатка депарафинированной дизельной фракции 260оС к.к. (51,0 мас.) и концентрат ароматических углеводородов остаточной фракции с пределами кипения 400оС к.к. (48,0 мас.) с металлсодержащей депрессорной присадкой неполимерного типа АФК (1,0 мас.). По своим физико-химическим свойствам (см.табл.2) он соответствует требованиям на масло осевое зимней марки. П р и м е р 2. Состав масла получен путем компаундирования ароматизированного остатка депарафинированной дизельной фракции 260оС к.к. (43,5 мас. ) и концентрата ароматических углеводородов остаточной фракции с пределами кипения 400оС к. к. (55,5 мас.) с металлсодержащей депрессорной присадкой неполимерного типа АФК (1,0 мас.). Результаты испытаний (см.табл.2) подтвердили его соответствие требованиям на масло осевое марки "всесезонное". П р и м е р 3. Состав масла получен путем компаундирования ароматизированного остатка депарафинированной дизельной фракции 260оС к.к. (39,0 мас. ) и концентрата ароматических углеводородов остаточной фракции с пределами кипения 400оС к. к. (60,0 мас.) с металлсодержащей депрессорной присадкой полимерного типа АФК (1,0 мас.). Он также отвечает требованиям на масло осевое всесоюзной марки (см.табл.2). Изменение содержания концентрата ароматических углеводородов остаточной фракции с пределами кипения 400оС к.к. ниже 48,0 мас. и ароматизированного остатка депарафинированной дизельной фракции 260оС к.к. соответственно выше 52,0 мас. с добавками 1,0 мас. металлосодержащей депрессорной присадки неполимерного типа АФК приводит к снижению уровня вязкости масла до 21 мм г/с при температуре 50оС, что влечет за собой несоответствие данного параметра требованиям потребителя (не менее 22 мм2/с). Повышение содержания концентрата ароматических углеводородов остаточной фракции с пределами кипения 400оС к.к. выше 60,0 мас. и снижение содержания ароматизированного остатка депарафинированной дизельной фракции 260оС к.к. соответственно ниже 40,0 мас. с добавкой 1,0 мас. металлсодержащей депрессорной присадки неполимерного типа АФК приводит к повышению температуры застывания масла до -34оС (вместо -35оС для "всесоюзного" и -40оС для "зимнего" осевого масла согласно требованиям потребителя). При этом величина динамической вязкости также превышает нормируемую величину выше 500 П-при температуре -20оС для "всесоюзного" масла выше 600 П при температуре -30оС для "зимнего" масла. Аналогично влияет уменьшение и увеличение концентрации депрессорной присадки в смеси ниже 0,5 мас. и выше 1,5 мас. на температуру застывания масла. Физико-химические свойства предлагаемых и известного составов представлены в табл.2. Масло, согласно изобретению, удовлетворяет исходным требованиям на разработку, обладает высокими низкотемпе- ратурными, вязкостно-температурными, смазывающими и капиллярными характеристиками. Изменяя содержание исходных компонентов масла в указанных в формуле изобретения пределах, можно унифицировать производство осевых масел на нефтеперерабатывающих заводах и выра- батывать две марки осевых масел "зимнее" и "всесезонное" по единой технологии из обычных парафинистых нефтей, полностью исключив из производства масла, вырабатываемые из уникальных малопарафинистых нефтей, в основном южных районов, ресурсы которых ограничены. Таким образом, применение масла позволит повысить эксплуатационные характеристики, расширить сырьевые ресурсы и снизить затраты на смазочные материала на железнодорожном транспорте за счет применения всесезонного состава и исключения перезаправок буксовых и моторно-осевых узлов.Формула изобретения
1. МАСЛО ДЛЯ БУКСОВЫХ И МОТОРНО-ОСЕВЫХ УЗЛОВ, содержащее низкозастывающий депарафинированный дистиллят, экстракт селективной очистки и депрессорную присадку, отличающееся тем, что в качестве низкозастывающего депарафинированного дистиллята оно содержит остаток адсорбционной очистки депарафинированной дизельной фракции 260oС-КК, в качестве экстракта селективной очистки содержит ароматический экстракт деасфальтированной остаточной фракции 400oС-КК при следующем соотношении компонентов мас. Ароматический экстракт деасфальтированной остаточной фракции 400oС-КК 48 60 Депрессорная присадка 0,5 1,5 Остаток адсорбционной очистки депарафинированной дизельной фракции 260oС-КК До 100 2. Масло по п.1, отличающееся тем, что в качестве депрессорной присадки оно содержит алкилфенолят кальция.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2