Головоломка
Реферат
Использование: развитие логического мышления, индивидуальные и групповые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сущность изобретения: головоломка содержит полый прозразный корпус, перегородку, игровые элементы. Перегородка жестко закреплена в корпусе и разделяет его на игровые полости. В центре перегородки расположен игровой канал со сквозным отверстием. Полый корпус изготовлен в форме шара или эллипсоида вращения, а перегородка выполнена в форме тела вращения с вогнутой поверхностью по периферии и выпуклой поверхностью в середине. Диаметры входных отверстий от входа до соединения с игровым каналом имеют постепенно уменьшающиеся значения, например исполнение игрового канала вместе с входными отверстиями может быть предусмотрено в форме параболоида вращения. Суть игры заключается в наискорейшем переводе игровых элементов из одной игровой полости в другую, например из верхней полости в нижнюю игровую полость или наоборот, причем сделано это должно быть заранее обговоренным (обусловленным) способом из девяти описанных. 1 ил.
Изобретение относится к играм-головоломкам.
Преимущественно область применения индивидуальные и групповые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Известна объемная логическая игрушка, содержащая корпус с окнами, шар с игровыми полями и игровыми элементами [1] Недостатком известного устройства является недостаточно высокая занимательность из-за малого количества вариантов игры. Известна головоломка "Денис", содержащая полый прозрачный корпус, перегородку со сквозным каналом, имеющим входные отверстия на концах, жестко установленную в корпусе и разделяющую его на две игровые полости, а также свободно размещенные в корпусе игровые элементы с возможностью перемещения из одной полости в другую и обратно через игровой канал. При этом корпус выполнен в форме спаренных по основаниям конусов, а игровой канал сделан по скосом и расположен над перегородкой [2] Данное техническое решение является наиболее близким к предложенному по назначению и количеству сходных признаков, поэтому принято за прототип. Недостаточно высокая занимательность из-за малого количества вариантов игры является недостатком известного устройства. Решаемая изобретением задача повышение занимательности игры посредством возможности применения многовариантности способов решения заданий. Поставленная задача достигается тем, что в головоломке, содержащей полый прозрачный корпус, перегородку со сквозным игровым каналом, жестко установленную в корпусе и разделяющую его на две игровые полости, и игровые элементы, свободно размещенные в корпусе с возможностью перемещения из одной полости в другую и обратно через игровой канал, полый корпус выполнен в форме шара или эллипсоида вращения, а перегородка в форме тела вращения с вогнутой поверхностью по периферии и выпуклой поверхностью в середине, при этом сквозной игровой канал в направлении продольной оси выполнен с уменьшающимся от периферии к центру сечением, например в форме параболоида вращения. На чертеже изображена предложенная головоломка в сечении. Головоломка содержит полый прозрачный корпус 1, перегородку 2, игровые элементы 3. Перегородка 2 жестко закреплена в корпусе 1, например посредством склеивания, пайки или сварки и разделяет его на игровые полости 4,5. По центру перегородки расположен сквозной игровой канал в составе центрального игрового канала 6 с входными отверстиями 7,8. Полый корпус 1 изготовлен в форме шара или эллипсоида вращения, а перегородка 2 выполнена в форме тела вращения с вогнутой поверхностью 9 по периферии и выпуклой поверхностью 10 в середине. Сквозной игровой канал в направлении продольной оси выполнен с уменьшающимся от периферии к центру сечением, например в форме параболоида вращения, двухстороннего усеченного конуса или двухстороннего усеченного конуса в сочетании с цилиндрической, либо параболоидной формой по середине (последние варианты на схеме не показаны, приведен только первый вариант). Игровые полости 4 и 5 сверху и снизу перегородки 2 имеют различное обозначение, т. е. различную цветовую окраску, например внутренняя поверхность шарового корпуса 1 или наружные поверхности перегородки 2 окрашены в различные цвета, привлекательные для детей (ярко-красные, ярко-желтые, ярко-зеленые, ярко-голубые, ярко-оранжевые, белые, черные и т.д.). Игровые элементы могут быть изготовлены из различного материала, например из пластмассы, керамики и ферромагнитного материала, а также иметь различные диаметры. Игра заключается в следующем. Посредством магнитов (в случае изготовления игровых элементов из ферромагнитного материала) или вручную игровые элементы 3 у всех головоломок заранее переводят в одноцветные полости, например ярко-красные или ярко-зеленые. Каждому играющему дают по одной головоломке. Затем ставят задачу строго определенным способом переместить игровые элементы 3 в другую игровую полость 4 или 5 (с другой окраской). Победителем будет считаться тот, кто первым или за меньшее время достигнет цели без нарушения обусловленного способа, За отклонение от заданного способа решения задачи могут назначаться различные штрафные санкции. При этом неизбежно возникновение споров, азарта и соперничества, что обеспечит занимательность детей подобными играми. Примеры способов решения заданий по переводу игровых элементов 3 из одной игровой полости 4 или 5 в другую. Способ 1. Перевод игровых элементов 3 в порядке возрастания или уменьшения их диаметров (любым или строго оговоренным способом вручную или с применением магнита) из верхней игровой полости 4 в нижнюю игровую полость 5. Способ 2. При переводе игровых элементов 3 из верхней игровой полости 4 в нижнюю 5 совершают резкое перемещение полого шара 1 вниз и одновременно в сторону, под углом к вертикали. Если не рассчитать силу рывка или неправильно выбрать направление его, то игровой элемент 3 проскочит мимо верхнего отверстия 7 или выскочит из него, не попадая в игровой канал 6, и переместится в другую сторону этой же игровой полости 4. Способ 3. То же, что в способе 2, но после достижения игровым элементом 3 отверстия 7 совершают резкий подъем вверх полого шара 1. Способ 4. То же, что в способе 2, но после достижения игровым элементом 3 отверстия 7 совершают поворот полого шара 1 в сторону движущегося игрового элемента 3. Способ 5. Перевод игровых элементов 3 из верхней игровой полости 4 в нижнюю 5 посредством резкого поворота полого шара 1 при горизонтальном расположении перегородки 2 вокруг продольной горизонтальной оси за счет резкого поворота кисти руки. Способ 6. Перевод игровых элементов 3 из верхней игровой полости 4 в нижнюю 5 посредством предварительного вращения рукой полого шара 1 по кругу в горизонтальной плоскости с последующим рывком вниз и в сторону. Способ 7. Аналогично способу 6, разница состоит лишь в том, что вращение полого шара 1 по кругу осуществляют в вертикальной плоскости, а по окончании вращения верхнее входное отверстие 7 подставляют под летящие сверху игровые элементы 3. Способ 8. Перевод шариков из нижней игровой полости 5 в верхнюю игровую полость 4 посредством резкого опускания полого шара 1 вниз строго по вертикали и перемещение полого шара в сторону после выхода игрового элемента 3 из отверстия 7. Способ 9. То же, что и в способе 8, только после вращения полого шара 1 вокруг вертикальной оси. Предложенная головоломка характеризуется значительным положительным эффектом, поскольку при использовании развивает у играющих наблюдательность, ловкость, сообразительность, усидчивость, состязательность, фантазию и изобретательность, может стать одной из любимых игрушек у способных детей-инвалидов.Формула изобретения
ГОЛОВОЛОМКА, содержащая полый прозрачный корпус, перегородку со сквозным игровым каналом, жестко установленную в корпусе и разделяющую его на две игровые полости, и игровые элементы, свободно размещенные в корпусе с возможностью перемещения из одной полости в другую и обратно через игровой канал, отличающаяся тем, что полый корпус выполнен в форме шара или эллипсоида вращения, а перегородка в форме тела вращения с вогнутой поверхностью по периферии и выпуклой поверхностью в середине, при этом сквозной игровой канал в направлении продольной оси выполнен с уменьшающимся от периферии к центру сечением, например, в форме параболоида вращения.РИСУНКИ
Рисунок 1