Гусеничная ходовая тележка горной машины
Реферат
Использование: изобретение относится к горному машиностроению и может быть использовано в конструкции ходовых тележек горных машин, а также в других отраслях народного хозяйства. Сущность: гусеничная ходовая тележка горной машины включает в себя закрепленные на осях опорные катки 4 с подшипниковыми узлами, состоящими из оси 5, подшипников 6, распорных втулок 7 и средств герметизации, установленных на оси расточки катка с каждой его стороны и запертых стопорными кольцами 8. Новым является то, что средства герметизации выполнены в виде пакетных уплотнений 9, каждое из которых содержит собранные попарно и сориентированные уплотняющими кромками в противоположные стороны пылезащитные С-образные, например из полиамида, манжеты с поджимным уплотняющим шнуром, расположенным по наружному диаметру манжет в плоскости симметрии пакета и заключенных в общем корпусе 15. 3 ил.
Изобретение относится к горному машиностроению и может быть использовано преимущественно в конструкциях горных машин.
Известные погрузочные машины и проходческие комбайны снабжены средством передвижения в виде ходовой части, в состав которой входит гусеничная ходовая тележка, содержащая связанные с приводными звездочками бесконечные траковые цепи, поддерживающие опорные катки, смонтированные в корпусах балансирах, шарнирно связанных через оси с рамой машины, либо установленные непосредственно на осях рамы. Катки снабжены подшипниковыми узлами в виде подшипников скольжения запрессованных втулок в расточки катков и установленных на осях, со средствами фиксации от осевого перемещения и смазки. Такое конструктивное исполнение подшипниковых узлов имеет место, например, в ходовых частях погрузочных машин 1ПНБ2, 2ПНБ2, проходческих комбайнов 1ПК3Р, 1ГПКС и 4ПУ, выпускаемых Копейским машиностроительным заводом им. С.М.Кирова. Данные подшипниковые узлы катков, несмотря на очевидную простоту конструкции, имеют существенный недостаток. Отсутствие средств защиты от проникновения загрязнений в полости подшипникового узла приводит к быстрому износу втулок, значительно снижая его надежность и срок службы. На заводе в настоящее время ведутся работы по повышению эксплуатационных качеств выпускаемых горных машин, в частности за счет повышения надежности и долговечности подшипниковых узлов опорных катков гусеничных ходовых тележек. Так в опорных катках гусеничных ходовых тележек ковшовой погрузочной машины МПК-3 установлены подшипники качения. В качестве прототипа и принята гусеничная ходовая тележка погрузочной машины МПКЗ, как наиболее близкое техническое решение к заявляемому устройству. Подшипниковый узел включает в себя ось со средствами смазки установленную неподвижно в раме ходовой тележки, подшипники, распорные втулки и средства герметизации, установленные в расточке катка с каждой его стороны и запертые стопорными кольцами. Средства герметизации выполнены в виде крайних распорных втулок, размещенных на оси и крышек, установленных в расточке катка и образующих лабиринтные уплотнения. Между крышкой и втулкой установлены резиновые уплотнения (воротниковая манжета и кольцо). Для уплотнения между втулками и осью, а также между крышками и катком установлены также уплотняющие резиновые кольца. К недостаткам конструкции данного подшипникового узла следует отнести ненадежность уплотнения, сложность и значительную трудоемкость его монтажа и демонтажа. Уплотнение не обеспечивает необходимой герметизации полостей подшипникового узла. Особенно это наблюдается при работе погрузочной машины в условиях агрессивной среды и избытка влаги со значительным пылеобразованием. Агрессивная жидкость, попадая через лабиринтное уплотнение, контактирует воротниковыми манжетами, вследствие чего последние теряют упругость, становятся рыхлыми и, разрушаясь, пропускают в зону подшипников абразивные и прочие загрязнения, выводя из строя подшипники, оси и в целом подшипниковые узлы катков и ходовые тележки. Задачей изобретения является повышение эксплуатационной надежности, упрощение конструкции, снижение трудоемкости монтажа и демонтажа. В известной гусеничной ходовой тележке горной машины, содержащей опорные катки с подшипниковыми узлами, состоящими из оси, подшипников, распорных втулок и средств герметизации, установленных на оси в расточке катка с каждой его стороны и запертых стопорными кольцами, средства герметизации выполнены в виде пакетных уплотнений, каждое из которых содержит собранные попарно и сориентированные уплотняющими кромками в противоположные стороны пылезащитные С-образные, например из полиамида, манжеты с поджимным уплотняющим шнуром, расположенным по наружному диаметру манжет в плоскости симметрии пакета и заключенных в общем корпусе. Сопоставление заявляемой гусеничной ходовой тележки с прототипом позволяет сделать вывод об отсутствии в последнем признаков, сходных с существенными отличительными признаками в заявляемой гусеничной ходовой тележке средства герметизации выполнены в виде пакетных, собранных попарно, сориентированных уплотняющими кромками в противоположные стороны, пылезащитных С-образных, например из полиамида манжет с поджимным уплотнительным шнуром, расположенным по наружному диаметру манжет в плоскости пакета и заключенных в общем корпусе. Достижение технического результата повышение эксплуатационной надежности, упрощение конструкции подшипникового узла опорного катка, снижение трудоемкости монтажа и демонтажа обеспечивается тем, что средства герметизации выполнены в виде пакетных уплотнений попарно собранных и сориентированных в противоположные стороны уплотняющими кромками полиамидных манжет и заключенных совместно с упругим, размещенным по наружному их диаметру уплотняющим шнуром в общем корпусе. Это позволяет значительно упростить конструкцию и снизить трудоемкость монтажа и демонтажа опорных катков и в целом сборки и разборки гусеничной ходовой тележки; пылезащитные С-образные манжеты выполнены например из полиамида, как наиболее износостойкого, в сравнении с резиной материала повысило надежность и долговечность подшипникового узла, при сохранении необходимой его герметизации; монтаж уплотняющих элементов в общем корпусе с предварительным их поджимом при соединении его половин (за счет некоторой разницы в объемах) обеспечило наиболее плотный обхват уплотняющими кромками манжет осей и дополнительную герметизацию полостей подшипниковых узлов, создав условия для длительной эксплуатации катков и следовательно гусеничной ходовой тележки; пылезащитные С-образные манжеты из полиамида не теряют своей упругости и не разрушаются при работе машины в условиях агрессивных сред, при избытке влаги и запыленности. На фиг. 1 изображен общий вид гусеничной ходовой тележки горной машины, вид сбоку; на фиг.2 сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 общий вид пакетного уплотнения. Гусеничная ходовая тележка 1 включает в себя закрепленные на осях 2 рамы, корпуса 3, несущие опорные катки 4 с подшипниковыми узлами, состоящими из оси 5, подшипников 6, распорных втулок 7, установленные на оси в расточке катка с каждой его стороны и запертые стопорными кольцами 8. Средства герметизации выполнены в виде пакетных уплотнений 9, каждое из которых содержит собранные попарно и сориентированные уплотняющими кромками 10 и 11 в противоположные стороны, с упругим внутренним кольцом 12 С-образные из полиамида манжеты 13, заключенные совместно с расположенным по наружному диаметру манжет в плоскости симметрии пакета поджимным уплотняющим шнуром 14, в общем корпусе 15, выполненным из двух скрепленных с возможностью, поджима за счет некоторой разницы в объемах манжет и уплотняющего шнура чашеобразных половин 16 и 17, скрепленных, например, точечной сваркой. Между корпусами 15 пакетных уплотнений 9 установлены в конусные открытие канавки 18 расточки корпуса катка 4 уплотняющие кольца 19. Для смазки подшипников 6 в осях 5 предусмотрены смазочные устройства 20. На основании предложенного авторами технического решения разработаны чертежи подшипниковых узлов опорных катков для гусеничных ходовых тележек погрузочных машин 1ПНБ2, 2ПНБ2, МПК проходческих комбайнов ПК3Р, 4ПУ и 1ГПКС, выпускаемых заводом.Формула изобретения
ГУСЕНИЧНАЯ ХОДОВАЯ ТЕЛЕЖКА ГОРНОЙ МАШИНЫ, включающая опорные катки с подшипниковыми узлами, состоящими из оси, подшипников и установленных на оси с каждой стороны катка и запертых с торцов средств герметизации, выполненных в виде пакетных уплотнений, каждое из которых включает в себя собранные попарно и сориентированные уплотняющими кромками в противоположные стороны пылезащитные С-образные, например из полиамидов, манжеты, отличающаяся тем, что каждая манжета снабжена уплотняющим шнуром, расположенным по наружному диаметру манжет в плоскости симметрии пакета и заключенных в общем корпусе.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3