Способ контроля остойчивости судна
Реферат
Использование: в судостроении. Сущность изобретения: способ контроля остойчивости судна заключается в измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацинтрической высоты. При определении метацентрической высоты измеряют осадку носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость кажущегося ветра, температуру воздуха и температуру забортной воды. 1 ил.
Изобретение относится к судостроению, в частности к способам контроля остойчивости в условиях эксплуатации судна, и может быть использовано при разработке навигационных экспертных систем.
Известен способ контроля остойчивости судна, заключающийся в измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты. Данный способ принят в качестве прототипа. Недостатком способа является то, что он не дает достоверной оценки остойчивости судна в условиях эксплуатации за счет влияния обледенения. Технический результат изобретения достигается тем, что в известном способе при определении метацентрической высоты дополнительно измеряют осадку носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость кажущегося ветра, температуру воздуха и температуру забортной воды. На чертеже представлена функциональная схема устройства, реализующая данный способ. Устройство содержит датчик бортовой качки 1, датчики 2 и 3 осадок судна носом и кормой, датчик скорости ветра 4, коммутатор 5, аналого-цифровой преобразователь 6, интерфейс 7, ЭВМ 8, дисплей 9, принтер 10, датчик температуры воздуха 11, датчик температуры воды 12. Способ осуществляют следующим образом. Измеряют период бортовой качки, осадки судна носом и кормой кажущийся период волны, курсовой угол и скорость судна на нерегулярном волнении и одновременно производят измерение скорости кажущегося ветра, температуры воздуха и температуры забортной воды. По данным измерений устанавливают 1. Массу образовавшегося льда M f()[0,0531N+0,0001N2+0,18S-15,20F-64,30(F)2-3,17(H/hw)- -0,85()2+2,76 т/ч (1) где f( ) -=e0+e1 +e22 +e33 +e45 +e5 9, e0 0,54; е1 1,52; е2 1,38; е3 0,17, е4 0,024, е5 -0,0014, N Wk(|tA| +tW|); Wk скорость кажущегося ветра, м/с, tA температура воздуха, оС; tW температура забортной воды, оС, S Av/LT-1,5, Av площадь парусности, м2; L длина судна; Т средняя осадка судна, м; F (F/L)-0,05; F высота надводного борта на носовом перпендикуляре с учетом фальшборта, м; (H/hw) (H/hw)-1,7; H T+F; ( /L)-1,0; - средняя длина волны, м; Vs (Vs/9)-1,0; Vs скорость судна, уз; hw 0,3280,63 высота волны. 2. Приращение аппликаты центра тяжести судна Zi Zg(1+0,05 S)[0,34Mi/Di+1,65(Mi/Di)2] м (2) где Zg r+Zc-h аппликата центра тяжести судна, определенная по результатам измерения метацентрической высоты h до начала обледенения, м; r и rc метацентрический радиус и аппликата центра величины, соответствующие водоизменению D при средней осадке Т, установленной по данным измерений осадок судна носом и кормой, м; Mi Mti масса образовавшегося льда за ti ч, т; Di D+mi, т. 3. Время допустимого нахождения судна в условиях интенсивного обледенения t tкр при hi hкр (3) где hi h-Zi; hкр критическая метацентрическая высота, м. Функциональная схема, реализующая способ контроля остойчивости судна, работает следующим образом. Данные измерений от датчиков 1-4 через коммутатор 5 аналого-цифровой преобразователь 6 и интерфейс 7 поступают для дальнейшей обработки в ЭВМ 8, где осуществляются операции по анализу исходной информации и оценке влияния обледенения по выражениям (1)-(3), результаты которых демонстрируются на дисплее 9 и документируются с помощью принтера 10. Данные о температуре воздуха 11 и температуре заборной воды 12 вводятся в ЭВМ 8 с клавиатуры.Формула изобретения
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА, заключающийся в измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты, отличающийся тем, что при определении метацентрической высоты дополнительно измеряют осадку носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость кажущегося ветра, температуру воздуха и температуру забортной воды.РИСУНКИ
Рисунок 1