Йотека ^

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства ¹

Кл, 171, 5/01

62d, 2

Заявлено 12.XI.1966 (№ 1112292/40-23) с присоединением заявки ¹

Приоритет

Опубликовано 20.Х.196?. Бюллетень № 22

Дата опубликования описания 10.1.1968

МП1(Г 25h

В 64g

УДК 629.78-714.2 (088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

ИСПАРИТЕЛЬ ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ГАЗА

В ГЕРМЕТИЧНЫХ ОТСЕКАХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Изобретение относится к конструкциям теплообменников-испарителей, используемых в системах терморегулирования и жизнеобеспечения космических летательных аппаратов.

Известны испарители кольцевой формы с 5 перекрестным потоком теплообменивающих сред, содержащие охлаждающую поверхность из капиллярных теплообменных трубчатых элементов с раздачей испаряющегося агента через коллектор. 10

Однако в ряде случаев необходимо использовать испаритель, предназначенный для охлаждения газа в герметичном отсеке летательного аппарата во время полета, в наземных условиях. Например, в системе терморе- 15 гулирования ракет и космических кораблей испарители работают только в условиях полета, а в наземных условиях терморегулирование отсеков осуществляют с помощью других систем охлаждения, что приводит к уве- 20 личению взлетного веса.

В описываемом испарителе обеспечение охлаждения газа как "летных, так и в наземных условиях достигается тем, что в центральной части коллекторов концентрично 25 установлены две трубы, одна из которых сообщает полость жидкостного коллектора с входом хладагента от наземной установки, а другая сообщает указанную полость через по. ристый материал, например, алпгшш, с вхо- 30 дом хладагента от бортовои системы.

На чертеже дана конструктивная схема предлагаемого испарителя.

Полости жидкостного коллектора 1 и газового коллектора 2 сообщены между собой теплообменными трубчатыми элементами 8.

Для подачи хладагента из бортовой системы и наземной установки в трубчатую полость испарителя к первому коллектору припаян штуцер 4 с двумя входами 5 и б.

Вход 5 служит для подачи хладагента от наземной установки в жидкостный коллектор через трубу 7, а вход б — для подачи хладагента из бортовой системы в жидкостный коллектор, полость которого соединена через отверстие с полостью 8, сообщающейся с полутороидальной полостью в крышке жидкостного коллектора трубой 9. Для фиксации трубы 9 в трубе 7 имеются четыре ребра 10, а для равномерного распределения хладагента по всей поверхности жидкостного коллектора полость П заполнена алигнином.

Работа испарителя происходиг следующим ооразом.

В зависимости от режима работы теплообменника (наземного или полетного) в испарнтель поступает хладагент от наземной уста. нозки илп бортовой системы.

В наземном режиме работы пспар теля х тaдагент подводится через полость 5 штуцера 4 в коллектор 1 по трубе 7, откуда поступает в охлахкдающпе элементы 8, 204347

ХМдаген

Яогп. сис

П ана3Составитель В. Гуслянников

Текред Т. П. Курилко Корректоры; Г. И. Плешакова и Н. В. Черняк

Редактор А. Шиллер

Заказ 4217,13 Тира>к 535 Подписное

Ц(-1ИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, 2

В полетном режиме работы испарителя хладагент подводится через полость б штуцера 4, откуда через отверстие попадает и полость 8 и по трубе 9 поступает в жидкостный коллектор.

Там хладагент впитывается алигнином, равномерно распределяется по всей поверхности жидкостного коллектора и поступает в охлаждающие элементы, где он, изменяя агрегатное состояние, отбирает тепло от газа.

Предмет изобретения

Испаритель для охлаждения газа в герметичных отсеках летательных аппаратов, содержащий жидкостной и газовый коллекторы, полости которых сообщены трубчатыми теплообменными элементами, отлича ощийся тем, что, с целью обеспечения охлаждения

5 газа как в летных, так и в наземных условиях, в центральной части коллекторов концентрично установлены две трубы, одна из которых сообщает полость жидкостного коллектора с входом хладагента от наземной

10 установки, а другая — сообщает указанную полость через пористый материал, например алигнин, с входом хладагента от бортовой системы.