Способ определения гидролитической устойчивости материалов

Реферат

 

Использование: при исследовании свойств текстильных полимерных материалов, работающих в агрессивных средах. Сущность изобретения: образцы материала обрабатывают газовой смесью, содержащей пары воды и добавки, катализирующие процесс гидролиза, количество которых составляет 0,1 1,0% от массы воды в герметично закрытом сосуде при температуре 100 200°С, затем определяют разрывную нагрузку и по изменению ее величины судят о гидролитической устойчивости. 2 табл.

Изобретение относится к технике ис-следования свойств материалов, в частности к способам для определения гидролитической устойчивости текстильных полимерных материалов.

Известен способ определения гидролитической устойчивости материалов, заключающийся в обработке образцов в герметично закрытом сосуде газовой смесью, содержащей пары воды и добавки, катализирующие процесс гидролиза, последующем определении разрывной нагрузки и определении гидролитической устойчивости по изменению величины разрывной нагрузки.

Недостатками известного способа являются большая продолжительность исследований из-за невозможности получения больших температур, высокие энергозатраты и невозможность испытания материалов с высокой устойчивостью к гидролизу.

Цель изобретения сокращение продолжительности исследований, снижение энергозатрат и обеспечение возможности испытания текстильных материалов с повышенной устойчивостью к гидролизу.

Поставленная цель достигается тем, что в способе определения гидролитической устойчивости материалов путем обработки при нагревании образцов в герметично закрытом сосуде газовой смесью, содержащей пары воды и добавки, катализирующие процесс гидролиза, последующего определения разрывной нагрузки и определения гидролитической устойчивости по изменению величины разрывной нагрузки, согласно изобретению, обработку образцов осуществляют при температуре 100-200оС, при этом количество добавок составляет 0,1-1,0% от массы воды в сосуде.

Способ осуществляют следующим образом: в герметично закрытый сосуд, выдерживающий высокое давление, помещают образцы текстильных материалов, затем заливают воду, содержащую катализатор гидролиза (например, хлористый водород), в количестве 0,1-1,0% от массы воды. Помещенные в него материалы обрабатывают при температуре 100-200оС и давлении 0,1-1,5 МПа. После обработки и высушивания образцов определяют их разрывную прочность и по изменению ее величины определяют гидролитическую устойчивость исследуемого материала.

П р и м е р. Образец оксалоновой ткани ТТО-3 размером 300х30 мм помещали в автоклав емкостью 2,0 л, заливали 1,0 л воды, содержащей 0,1% хлористого водорода. Выдерживали образец в течение 0,5 ч при температуре 175оС и давлении 0,9 МПа. Затем образец охлаждали, высушивали. Изменение разрывной нагрузки составило 30% В таблицах приведены сравнительные данные лабораторных испытаний текстильных материалов предлагаемым и известным способами.

При температуре 90оС и ниже и давлении <0,1 МПа процесс не происходит, что не позволяет использовать эту область температур и давлений для проведения испытаний. При температуре более 200оС и давлении выше 1,5 МПа происходит глубокое разрушение текстильного материала (уменьшение разрывной нагрузки составляет 95-99%), не позволяющее в этой области температур и давлений производить дифференциальную оценку гидролитической стойкости текстильных материалов.

Формула изобретения

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГИДРОЛИТИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ МАТЕРИАЛОВ, преимущественно текстильных, путем обработки при нагревании образцов в герметично закрытом сосуде газовой смесью, содержащей пары воды и добавки, катализирующие процесс гидролиза, последующего определения разрывной нагрузки и определения гидролитической устойчивости по изменению величины разрывной нагрузки, отличающийся тем, что, с целью сокращения продолжительности исследований, снижения энергозатрат и обеспечения возможности испытания текстильных материалов с повышенной устойчивостью к гидролизу, обработку образцов осуществляют при 100-200oС, при этом количество добавок составляет 0,1-1,0% от массы воды в сосуде.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3