Роликовый подшипник качения

Реферат

 

Использование: в машиностроении, а именно в подшипниках качения. Сущность: роликовый подшипник качения содержит наружное и внутреннее кольца и размещенные между ними игольчатые цилиндрические с выпуклыми рабочими поверхностями. Последние выполнены в форме эллипсоида вращения с равными малой и средними осями. Малая и средняя ось эллипсоида равны наибольшему диаметру ролика. Большая ось длине игольчатого цилиндрического ролика. Взаимодействующие с роликами поверхности дорожек качения наружного и внутреннего колец выполнены конгруэнтно наружной поверхности ролика. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения.

Известен игольчатый радиальный роликовый подшипник, содержащий наружное и внутреннее кольца и размещенные между ними игольчатые цилиндрические ролики с выпуклой рабочей поверхностью. Рабочие поверхности дорожек качения конгруэнтны рабочей поверхности роликов.

Известный подшипник обладает недостаточно высокими техническими характеристиками.

Технический результат изобретения улучшение технических характеристик подшипника качения.

Это обеспечивается тем, что в роликовом подшипнике качения, содержащем игольчатые ролики с выпуклой рабочей поверхностью, а также наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, рабочие поверхности которых конгруэнтны рабочей поверхности роликов, рабочая поверхность роликов выполнена в форме вытянутого эллипсоида вращения с равными малой и средней осями, причем малая и средняя оси эллипсоида вращения равны наибольшему диаметру игольчатого ролика, а большая ось его длине.

На фиг. 1 представлен роликовый подшипник качения с эллипсоидными роликами однорядный, разрез; на фиг. 2 игольчатый ролик эллипсоидной формы.

Роликовый подшипник (фиг. 1) содержит наружное кольцо 1, внутреннее кольцо 2 и размещенные между ними игольчатые эллипсоидные ролики 3. Это готовый узел, в конструкции которого предусмотрены особые тела качения игольчатые эллипсоидные ролики 3, имеющие форму вытянутого эллипсоида вращения, малая b-4 и средняя ось с-5 которого равны между собой и уравниваются с наибольшим диаметром известного игольчатого цилиндрического ролика d, а большая ось а-6 игольчатого эллипсоидного ролика уравнивается с длиной l цилиндрического ролика l.

Эллипсоидная форма 8 игольчатого ролика 3 (фиг. 2) и рабочие поверхности для этих роликов 3 на дорожках качения 9 (фиг. 1) колец 1 и 2 выполнены конгруэнтно наружной поверхности 8 ролика 3 и обеспечивают более равномерный характер контактных напряжений по длине ролика (фиг. 1), что повышает грузоподъемность и снижает чувствительность подшипника к осевым нагрузкам, динамическим перекосам колец 1 и 2 (фиг. 1), прогибам вала и позволяет подшипнику (фиг. 1) самоустанавливаться и применять его при менее точных опорах и менее жестких валах.

При вращении одного из колец подшипника игольчатые эллипсоидные ролики 3 катятся по поверхности дорожек качения 9 колец 1, 2 (фиг. 1), одно из которых в большинстве случаев неподвижно и, воспринимая значительные радиальные нагрузки за счет равнозначной кривизны профиля роликов 3 и дорожек качения (желобов) 9 колец 1, 2, воспринимают одновременно с радиальной и осевую нагрузку, составляющую часть неиспользованной радиальной грузоподъемности, а при незначительных динамических, технологических перекосах, прогибах вала самоустанавливаются, создавая тем самым более благоприятные условия работы подшипника и позволяя достичь поставленного результата.

Предлагаемый роликовый подшипник качения с эллипсоидными игольчатыми роликами применим в опорах валов, требующих малогабаритный подшипник большой грузоподъемности, воспринимающий одновременно с радиальной и небольшую осевую нагрузку, в подшипниках, способных самоустанавливаться при незначительных прогибах вала, при перекосах колец, в менее жестких валах и менее жестких опорах.

Формула изобретения

РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ, содержащий игольчатые ролики с выпуклой рабочей поверхностью, а также наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, рабочие поверхности которых конгруэнтны рабочей поверхности роликов, отличающийся тем, что рабочая поверхность роликов выполнена в форме вытянутого эллипсоида вращения с равными малой и средней осями, причем малая и средняя оси эллипсоида вращения равны наибольшему диаметру игольчатого ролика, а большая ось его длине.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2