Водные мотолыжи

Реферат

 

Применение: спортивные транспортные средства на воде. Сущность изобретения: водные мотолыжи содержат корпус, двигатель и орган управления рулем и двигателем, который выполнен в виде двух рукояток управления типа лыжных палок, закрепленных сзади на корпусе и связанных дифференциальным механизмом для управления рулем поворота и газом в зависимости от характера движения рукояток. Использование изобретения расширяет возможности мотолыж, позволяя имитировать движения горнолыжников и слаломистов. 5 ил.

Изобретение относится к области спортивных водных транспортных средств.

Известны принятые в качестве ближайшего аналога водные мотолыжи, представляющие собой водоизмещающий корпус-доску с расположенным внутри его двигателем внутреннего сгорания и водоместным движителем. На верхней части корпуса установлены калоши-фиксаторы для ног, одна рукоятка управления, к которой прикреплен воздуховод для питания и охлаждения двигателя (Пат. США N 6062377, кл. В 63 В 35/73, 1991).

Недостатком указанных мотолыж является необходимость хорошей физической подготовки и координации спортсмена, что снижает круг занимающихся, ограничивает спортивные и зрелищные возможности снаряда.

Целью настоящего изобретения является устранение указанных недостатков и повышение спортивной привлекательности, мореходности, расширение контингента занимающихся, упрощение управляемости снаряда, имитации движений горнолыжников и слаломистов на воде.

Указанная цель достигается тем, что мотолыжа имеет две рукоятки, закрепленные сзади на выступе кормы корпуса шарнирно с двумя степенями свободы, горизонтальные поперечные оси вращения рукояток соединены между собой дифференциальным механизмом для поворота руля и управления дроссельной заслонкой карбюратора двигателя в зависимости от характера движения рукояток.

На фиг.1 представлено устройство водных мотолыж, общий вид; на фиг.2 то же, вид сбоку; на фиг.3 общий вид дифференциального механизма; на фиг.4 соединение дифференциального механизма с рулем направления; на фиг.5 дифференциальный механизм в разрезе.

Мотолыжи состоят из герметичного водоизмещающего корпуса 1 дедвейтом 120-150 л, длиной 1,5-2 м, шириной 0,3-0,4 м. Внутри корпуса 1 размещен двигатель внутреннего сгорания и водометный движитель 2. На корпусе имеется руль 3 на вертикальной оси 4. На корпусе размещены калоши-фиксаторы 5, две рукоятки управления 6 и 7, закрепленные шарнирно сзади на выступе 8. К одной из рукояток 6 прикреплен воздуховод 9 для двигателя диаметром несколько сантиметров, а входное отверстие его 10 находится на высоте ручки. Внизу воздуховод соединен с корпусом мотолыжи через гибкий патрубок 11. Для доступа к двигателю на верхней части корпуса имеется люк 12.

Управление мотолыжами осуществляется двумя рукоятками 6 и 7 лыжного типа, закрепленными шарнирно на осях 13 и 14 дифференциального механизма М. Каждая рукоятка 7 и 6 имеет две степени свободы и может поворачиваться вверх-вниз на осях 13, 14 и в стороны на осях 15, 16 на наружных концах осей 13, 15.

Оси 13 и 14 соединены между собой дифференциальным механизмом М, с помощью которого производится управление рулем 3 на оси 4 и газом двигателя.

Дифференциальный механизм М состоит из качающейся рамки 17 на осях 13 и 14, в средней ее части на вертикальной оси 18 имеется поворотный двуплечий рычаг 20, в оба конца которого в виде вилок входят концы рычагов 20, 21, жестко закрепленных на осях 13 и 14. Одно из плеч рычага 19 связано с осью 4 руля с помощью тяги 22 и шарнира 23, центр которого находится на линии К-К осей 13 и 14.

Верхняя часть оси 18 с помощью оси 24 и тяги 25 соединена с дроссельной заслонкой карбюратора двигателя (на чертежа условно не показаны).

Работа и управление мотолыж происходит следующим образом.

При повороте рукояток 6 и 7 в разные стороны, например рукоятки 6 вниз, а рукоятки 7 вверх, происходит поворот рычагов 20, 21 в разные стороны, поворот рычага 19 по часовой стреле и с помощью тяги 22 происходит поворот руля 3 по часовой стрелке, что соответствует повороту судна влево по курсу. При этом движении рукояток 6 и 7 вертикальная ось 18 остается неподвижной и воздействие на двигатель не оказывается.

При одновременном опускании (или подъеме) рукояток 6 и 7 весь дифференциальный механизм М и ось 18 поворачивается вокруг оси К-К по часовой стрелке и с помощью тяги открывается заслонка карбюратора, что отвечает большей скорости движения. При этом движении рукоятками 6 и 7 и поворота рамки 17 центр шарнира 23 остается на оси К-К и поворота оси 4 и руля 3 не происходит, т.е. изменения курса мотолыж не происходит.

Указанное движение рукоятками 6 и 7 вниз и вверх позволяет спортсмену в левой кривой наклонять тело влево для лучшего сохранения равновесия.

При разведении рукояток 6 и 7 в стороны (из-за разного роста телосложения, телодвижений влево-вправо) никаких управляющих воздействий (поворота судна, скорости) не происходит.

Наличие четырех точек связи человека с аппаратом дает большую устойчивость спортсмену, позволяет реализовать более сложные виды движений аппарата на воде.

Формула изобретения

ВОДНЫЕ МОТОЛЫЖИ, содержащие герметичный водоизмещающий корпус с установленным внутри него двигателем внутреннего сгорания, водометный движитель, руль, калоши-фиксаторы, размещенные на верхней плоской части корпуса, и орган управления рулем и двигателем с трубопроводом для подачи воздуха к двигателю, отличающиеся тем, что орган управления выполнен в виде двух рукояток, закрепленных на выступе кормы корпуса с двумя степенями свободы на горизонтальных поперечных осях, соединенных с дифференциальным механизмом, выполненным в виде плоской прямоугольной вертикальной рамки с вертикальной неподвижной осью в средней части, выступающий конец которой шарнирно через тягу связан с дроссельной заслонкой карбюратора двигателя, при этом на оси внутри рамки установлен с возможностью вращения симметричный двуплечий рычаг с вилками на концах, а на горизонтальных поперечных осях рукояток, входящих внутрь рамки, жестко закреплены одноплечие рычаги, входящие своими концами в вилки двуплечего рычага, на одном из плеч которого установлен вертикальный кронштейн с шарниром на конце, центр которого находится на горизонтальной оси вращения рукояток управления и который связан через тягу с рулем поворота.