Способ повышения различительной способности глаза

Реферат

 

Использование: в офтальмологии, при повышении различительной способности глаза. Сущность изобретения: представляют тест-объекты в виде полос с синусоидальным распределением контраста, который плавно изменяют в интервале 0,02 1,0 со скоростью, равной или меньшей 2,0 цикл/с с использованием оппонентных цветов, при этом тест-объекты предъявляют с возрастающими или убывающими угловыми размерами в зоне ближних, промежуточных и дальних оптических установок, причем при астигматизме используют тест-объекты с ориентацией, соответствующей их осям. 1 з. п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии, и может быть использовано для повышения различительной способности глаза у лиц со зрительным утомлением, спазмом аккомодации, аметропиями, а также с амблиоскопией, косоглазием, частичной атрофией зрительных нервов (ЧАЗН), дистрофическими изменениями сетчатки, помутнениями оптических сред (в том числе после различных кераторефракционных операций).

Известен способ повышения различительной способности амблиопичного глаза, состоящий в том, что вначале у пациента измеряют частотно-контрастные характеристики (ЧКХ) и выбирают участок диапазона, в котором произошло их снижение. Затем предъявляют набор изображений решеток с пространственной частотой в цикл/град (угловыми размерами), соответствующей этому диапазону при минимальном контрасте. Постепенно увеличивают контраст и фиксируют пороговое значение, при котором пациент видит периодичность решетки. После этого начинают предъявлять решетки надпорогового, практически максимального контраста с пространственной частотой в пределах полосы пропускания зрительной системы. Набор предъявляемых частот постепенно расширяют, т.е. сдвигают за пределы видимого диапазона (Шелепин Ю.Е. Колесникова Л.Н. Левкович Ю.И. Визоконтрастометрия. Измерение пространственных передаточных функций зрительной системы. Л. Наука. 1985. с.85).

Недостатком известного способа является то, что он не позволяет осуществлять тренировку различительной способности за счет изменений контраста. Способ не позволяет также тренировать цилиарную мышцу глаза, не учитывает различную чувствительность зрительного анализатора к разным цветам, не может быть использован для аутотренинга.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является способ повышения различительной способности глаза путем проведения курса лечебно-тренировочных упражнений, включающих предъявление тестовых фигур порогового углового размера с предварительным определением светового диапазона различимости тестовых фигур различной ориентации и последующим изменением освещенности в найденном диапазоне со скоростью, достаточной для переадаптации глаза в течение 5-7 мин. Процедуру повторяют при предъявлении фигур на красном, зеленом, синем и желтом фонах. Для восстановления функции аккомодации лечебно-тренировочные упражнения проводят в зоне дальнего видения моно- и бинокулярно, а в зоне ближнего видения монокулярно (Патент Российской Федерации N 2003314, кл. А 61 F 9/00 от 30.11.93).

Недостатком данного способа является то, что тренировки проводятся за счет изменения освещенности в диапазоне различимости тестовых фигур, что не позволяет осуществлять тренировку различительной способности глаза за счет изменения контраста тестовых фигур, требует предварительного определения указанного диапазона. Кроме того, предъявляются тестовые фигуры только порогового углового размера, что делает необходимым его предварительное определение, не обеспечивает расширение полосы пропускания зрительной системы, не позволяет проводить тренировку цилиарной мышцы глаза на заданном расстоянии. Использование же уровней повышенной освещенности приводит к появлению бликов, слепящих яркостей в поле зрения, вызывающих зрительное утомление, снижающих эффективность тренировок.

Способ не учитывает также наличие оппонентных пар цветов, что увеличивает длительность цветостимуляции. Использование же светофильтров ограничивает возможности ее проведения.

Тренировки не проводятся бинокулярно в зоне ближних и промежуточных оптических установок (ближнего видения) под объективным углом косоглазия, что не позволяет лечить косоглазие у детей.

Цель изобретения упрощение способа и расширение области клинического применения.

Техническим результатом изобретения является повышение остроты зрения, улучшение ЧКХ, увеличение резервов относительной аккомодации.

Это достигается тем, что при способе повышения различительной способности глаза путем проведения курса лечебно-тренировочных упражнений, включающих предъявление тестовых фигур различной ориентации, используют тестовые фигуры с синусоидальным распределением контраста, который плавно изменяют в интервале от 0,02 до 1,0 с созданием эффекта приближения, удаления изображения со скоростью, равной или меньшей 2,0 цикл/с. Процедуру повторяют, предъявляя фигуры оппонентных цветов. Для восстановления функции аккомодации последовательно предъявляют тестовые фигуры возрастающего или убывающего углового размера с созданием эффекта приближения, удаления изображения. Упражнения проводят моно- и бинокулярно в зоне ближних, промежуточных и дальних оптических установок.

Сопоставительный анализ предлагаемого технического решения с прототипом показывает, что оно отличается от известного тем, что используют тестовые фигуры с синусоидальным распределением контраста, который плавно увеличивают, уменьшая со скоростью, равной или меньшей 2,0 цикл/с. Использование таких тестовых фигур позволяет воздействовать на цилиарную мышцу глаза на требуемом рабочем расстоянии за счет возникающего эффекта приближения, удаления изображения. Средняя продолжительность аккомодации при переводе взгляда из бесконечности на близкое расстояние и обратно составляет 1,3-2,8, т.е. происходит со скоростью 0,5-0,8 цикл/с. Поэтому изменения контраста с равной или меньшей скоростью позволяют восстанавливать ритмичность работы цилиарной мышцы, а использование большой скорости (до 2,0 цикл/с) обеспечивает тренировку цилиарной мышцы по типу "раскачки"аккомодации, увеличивая резервы аккомодации. Скорость большая 2,0 цикл/с является запредельной, не обеспечивает тренировки цилиарной мышцы глаза и не позволяет достичь поставленного технического результата.

Известны технические решения, в которых улучшают различительную способность глаза за счет изменения фоновой яркости в диапазоне различимости тестовых фигур порогового углового размера. Однако они не предусматривают плавного изменения контраста тестовой фигуры в интервале от 0,02 (минимальный пороговый контраст) до 1,0 (максимальный контраст), что не позволяет проводить тренировку различительной способности глаза за счет "раскачки" диапазона контрастной чувствительности изменяющимся контрастом, требуют предварительного определения диапазона различимости (контрастной чувствительности) у каждого пациента. Кроме того, тренировка различительной способности за счет изменения контраста позволяет исключить использование высоких уровней фоновой освещенности, при которых появляются блики, слепящие яркости в поле зрения. Последовательное же предъявление тестовых фигур возрастающего или убывающего углового размера позволяет расширить полосу пропускания зрительной системы, обеспечивает проведение дополнительной стимуляции цилиарной мышцы на заданном расстоянии за счет возникновения эффекта приближения и удаления изображения, дефокусировки изображения на сетчатке.

Кроме того, использование фигур оппонентных цветов, различной ориентации обеспечивает эффективную стимуляцию черно-белого, красно-зеленого, сине-желтого каналов зрительного анализатора, ответственных за цветоразличение, позволяя вдвое сократить время цветостимуляции, сохранив ее эффективность. Это обеспечивает также снижение сферических и хроматических аберраций при сферических аметропиях и способствует их выравниванию между меридианами при астигматизме.

Проведение тренировок в зоне ближних и промежуточных оптических установок бинокулярно под объективным углом косоглазия позволяет спроецировать изображения фигур на сетчатке для бифовеального слияния, обеспечивает повышение функциональной активности фовеол при зрительном утомлении, амблиопии, макулодистрофиях, ЧАЗН, способствует формированию нормальной ретино-кортикальной корреспонденции, бинокулярных оптомоторных механизмов.

На фиг. 1 изображены черные (1) и белые (2) тестовые фигуры в виде полос вертикальной ориентации с максимальными угловыми размерами, например 0,4 цикл/град и синусоидальным распределением контраста равным, например 0,2; на фиг. 2 черные (1) и белые (2) тестовые фигуры в виде полос вертикальной ориентации с максимальными угловыми размерами, например 0,4 цикл/град, и синусоидальным распределением контраста равным, например 0,6; на фиг. 3 черные (1) и белые (2) тестовые фигуры в виде полос вертикальной ориентации с максимальными угловыми размерами, например 0,4 цикл/град, и синусоидальным распределением контраста равным 1,0; на фиг. 4 черные (1) и белые (2) тестовые фигуры в виде полос вертикальной ориентации меньшего углового размера, например 5,0 цикл/град, с синусоидальным распределением контраста равным, например, 0,2; на фиг. 5 черные (1) и белые (2) тестовые фигуры в виде полос вертикальной ориентации меньшего углового размера, например 5,0 цикл/град, с синусоидальным распределением контраста равным, например 0,6; на фиг. 6 черные (1) и белые (2) тестовые фигуры в виде полос вертикальной ориентации меньшего углового размера, например 5,0 цикл/град, с синусоидальным распределением контраста равным 1,0.

Способ повышения различительной способности осуществляют следующим образом.

Пациент располагается в положении сидя на расстоянии 5 м от экрана видеодисплейного терминала ЭВМ, на котором изображена тестовая фигура. С помощью меню параметров программы устанавливают скорость изменения контраста тестовых фигур, а также необходимые цветовые сочетания. Далее начинается тренировка. Пациент при оптимальной освещенности (тренировки проводят в светлой или темной комнате) концентрирует свое внимание на тестовой фигуре с синусоидальным распределением контраста, который изменяется плавно в интервале от 0,02 до 1,0 с созданием эффекта приближения, удаления изображения, с заданной скоростью, равной или меньшей 2,0 цикл/с. Последовательно предъявляют тестовые фигуры различной ориентации, возрастающего (убывающего) углового размера с созданием эффекта приближения (удаления) изображения. После предъявления тестовой фигуры максимального (минимального) углового размера цикл повторяют, используя тестовые фигуры с другими цветовыми сочетаниями по описанной методике. Аналогично проводят упражнения моно- и бинокулярно в зоне промежуточных (1,5 м) и ближних (0,33 м) оптических установок. При косоглазии тренировки проводят монокулярно и бинокулярно под объективным углом косоглазия.

Ежедневно проводят 1-2 сеанса длительностью по 5-10 мин на каждый глаз. Средний курс лечения составляет 10-15 дней. Пациентам со значительным снижением остроты зрения рекомендуется проведение нескольких курсов лечения с интервалом 2-4 недели.

П р и м е р 1. Пациент П-ов, 38 лет. Профессия оператор ЭВМ. Беспокоят головные боли, возникающие при работе с ЭВМ, отмечает также быструю утомляемость при интенсивной зрительной нагрузке, ухудшения зрения к концу работы. Диагноз: зрительное утомление обоих глаз. Простой прямой гиперметропический астигматизм I правого глаза. Острота зрения правого глаза 0,8, левого глаза 0,85. Снижение ЧКХ на средних и высоких пространственных частотах и резервы аккомодации.

Проведен курс лечебно-тренировочных упражнений моно- и бинокулярно в зоне промежуточных оптических установок, состоящий из 10 процедур по 5 мин. Контраст изменяли со скоростью 0,5 цикл/с. После лечения острота зрения обоих глаз 1,0, нормализовались ЧКХ, резервы аккомодации, жалобы исчезли.

П р и м е р 2. Пациентка К-ова, 26 лет. Профессия бухгалтер. Жалобы на боли во лбу, глубине орбит, макропсию, снижение зрения вдаль. Диагноз: миопия средней степени обоих глаз. Макулодистрофия правого глаза (сухая форма). Острота зрения правого глаза с корр. 4,5 Дптр. 0,6, левого глаза с кор. 4,0 Дптр. 0,8. Снижение ЧКХ на средних и высоких пространственных частотах и резервы аккомодации, а также цветовая различительная способность по всем цветам.

Проведен курс лечебно-тренировочных упражнений моно- и бинокулярно в зоне ближних и дальних установок из 10 процедур длительностью по 7 мин со скоростью изменения контраста 0,8 цикл/с.

После лечения острота зрения правого глаза с кор. 3,0 Дптр. 0,9, левого глаза с корр. 3,0 Дптр. 1,0; нормализовались ЧКХ, резервы аккомодации, цветовосприятие, жалоб не предъявляет.

П р и м е р 3. Пациент Ц-ов Саша, 6 лет. Диагноз: дисбинокулярная амблиопия средней степени с центральной зрительной фиксацией левого глаза. Содружественное расходящееся косоглазие монолатерального характера. Правый глаз острота зрения 0,8, гиперметропия ll; правый глаз острота зрения 0,2; сложный обратный гиперметропический астигматизм I с гиперметропией II. Угол девиации 15о.

Проведен курс лечебно-тренировочных упражнений монокулярно в зоне ближних оптических установок, состоящий из 10 процедур длительностью по 15 мин, со скоростью изменения контраста 0,8 цикл/c. Острота зрения левого глаза с коррекцией 0,8 бификсация отсутствует.

Повторный курс с интервалом 2 недели. Тренировки по 15 мин проводились бинокулярно под объективным углом косоглазия, со скоростью 1,5-2,0 цикл/с. Косоглазие самопроизвольно устранилось, восстановлено бифовеальное слияние.

П р и м е р 4. Пациент Ар-ов, 37 лет. В анамнезе травма 3-х месячной давности. Диагноз: посттравматическая частичная атрофия зрительных нервов обоих глаз. Острота зрения правого глаза с кор. +2,0 Дптр 0,8; левого глаза с кор. +2,0 Дптр 0,7. Диски зрительных нервов бледные, границы подчеркнуты, снижены ЧКХ на средних и высоких пространственных частотах, сужены цветовые поля зрения на синий и желтый цвета.

Проведен курс лечебно-тренировочных упражнений из 10 процедур длительностью по 5 мин, со скоростью изменения контраста 0,8 цикл/с моно- и бинокулярно в зоне ближних оптических установок. Острота зрения правого глаза с кор. + 2,0 Дптр 0,95, левого глаза с кор. +2,0 Дптр 1,0, нормализовались ЧКХ и цветовосприятие синего и желтого цветов.

П р и м е р 5. Пациент И-ов, 35 лет. Профессия программист. Беспокоят головные боли, возникающие при работе с ЭВМ, отмечает быструю утомляемость, ухудшение зрения к концу работы. Диагноз: зрительное утомление обоих глаз. Острота зрения правого глаза 0,9, левого глаза 0,9. Снижены ЧКХ на средних и высоких пространственных частотах и резервы аккомодации.

Проведен курс лечебно-тренировочных упражнений моно- и бинокулярно в зоне промежуточных оптических установок, состоящий из 10 процедур по 5 мин. Контраст изменяли со скоростью 2,5 цикл/с. После лечения острота зрения обоих глаз 0,9, не изменились ЧКХ, резервы аккомодации, лечение не эффективно.

Способ повышения различительной способности глаза прост, эффективен, не требует использования дополнительных источников освещения, светофильтров, обеспечивает проведение тренировок в амбулаторных условиях, а также в условиях домашнего аутотренинга. Противопоказания к применению способа отсутствуют. Клиническая апробация способа показала, что различительная способность повышается у лиц со зрительным утомлением, спазмом аккомодации, при дальнозоркости до 0,8 Дптр, при близорукости до 12,0 Дптр, астигматизме до 3,0 Дптр, а также у лиц с амблиопией различных степеней, косоглазием, ЧАЗН, дистрофическими изменениями сетчатки, помутнениями оптических сред (в том числе после различных кераторефракционных операций).

Тренировки показаны также лицам с повышенной утомляемостью зрения, а также лицам, чья профессиональная деятельность требует постоянного высокого напряжения зрительных функций.

Формула изобретения

1. СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РАЗЛИЧИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ГЛАЗА, включающий моно- или бинокулярное предъявление тест-объектов различного цвета и ориентации, отличающийся тем, что используют тест-объекты в виде полос с синусоидальным распределением контраста, который плавно изменяют в интервале от 0,02 до 1,0 со скоростью, равной или меньшей 2,0 цикл/с, с использованием оппонентных цветов, при этом тест-объекты предъявляют с возрастающими или убывающими угловыми размерами в зоне ближних, промежуточных и дальних оптических установок.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при астигматизме используют тест-объекты с ориентацией, соответствующей его осям.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6