Способ повышения различительной способности глаза
Реферат
Использование: в офтальмологии, при повышении различительной способности глаза. Сущность изобретения: предъявляют тест-объект в виде треугольников с основаниями, образующими квадрат, и общей вершиной в центре, при этом плавно изменяют контрастность внутри треугольников и между ними относительно центра тест-объекта в интервале 0,02-1,0 со скоростью, равной или меньшей 2,0 цикл/с с использованием оппонентных цветов в зоне ближних, промежуточных и дальних оптических установок. 3 ил.
Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии, и может быть использовано для повышения различительной способности глаза у лиц со зрительным утомлением, спазмом аккомодации, аметропиями, а также с амблиопией, косоглазием, частичной атрофией зрительных нервов (ЧАЗН), дистрофическими изменениями сетчатки, помутнениями оптических сред (в том числе после различных кераторефракционных операций).
Известен способ повышения различительной способности амблиопичного глаза, состоящий в том, что вначале у пациента измеряют частотно-контрастные характеристики (ЧКХ) и выбирают участок диапазона, в котором произошло их снижение. Затем предъявляют набор изображений решеток с пространственной частотой в цикл/град (угловыми размерами), соответствующий этому диапазону при минимальном контрасте. Постепенно увеличивают контраст и фиксируют пороговое значение, при котором пациент видит периодичность решетки. После этого начинают предъявлять решетки надпорогового, практически максимального контраста с пространственной частотой в пределах полосы пропускания зрительной системы. Набор предъявляемых частот постепенно расширяют, т.е. сдвигают за пределы видимого диапазона (Шелепин Ю.Е. Колесникова Л.Н. Левкович Ю.И. Визоконтрастометрия. Измерение пространственных передаточных функций зрительной системы. Л. Наука, 1985, с. 85). Недостатком известного способа является то, что он не позволяет осуществлять тренировку различительной способности за счет изменений контраста. Способ не учитывает также различную чувствительность зрительного анализатора к разным цветам, не может быть использован для аутотренинга. Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является способ повышения различительной способности глаза путем проведения курса лечебно-тренировочных упражнений, включающих предъявление тестовых фигур порогового углового размера, с предварительным определением светового диапазона различимости тестовых фигур различной ориентации и последующим изменением освещенности в найденном диапазоне со скоростью, достаточной для переадаптации глаза в течение 5-7 минут. Процедуру повторяют при предъявлении фигур на красном, зеленом, синем и желтом фонах. Для восстановления функции аккомодации лечебно-тренировочные упражнения проводят в зоне дальнего видения моно- и бинокулярно, а в зоне дальнего видения моно- и бинокулярно, а в зоне ближнего видения монокулярно (Патент Российской Федерации N 2003314, кл. А 61 F 9/00 от 30.11.93). Недостатком данного способа является то, что тренировки проводятся за счет изменения освещенности в диапазоне различимости тестовых фигур, что не позволяет осуществлять тренировку различительной способности глаза за счет изменения контраста тестовых фигур, требует предварительного определения указанного диапазона. Кроме того, предъявляются тестовые фигуры только порогового углового размера, что делает необходимым его предварительное определение, не обеспечивает расширение полосы пропускания зрительной системы, не позволяет проводить тренировку цилиарной мышцы глаза на заданном расстоянии. Использование уровней повышенной освещенности приводит к появлению бликов, слепящих яркостей в поле зрения, вызывающих зрительное утомление, снижающих эффективность тренировок. Способ не учитыват также наличия оппонентных пар цветов, что увеличивает длительность цветостимуляции. Использование же сфетофильтров ограничивает возможности ее проведения. Тренировки не проводятся бинокулярно в зоне ближних и промежуточных оптических установок (ближнего видения) под объективным углом косоглазия, что не позволяет лечить косоглазие у детей. Цель изобретения упрощение способа и расширение области клинического применения. Техническим результатом изобретения является повышение остроты зрения, улучшение ЧКХ, увеличение резервов относительной аккомодации. Это достигается тем, что при способе повышения различительной способности глаза путем проведения курса лечебно-тренировочных упражнений, включающих предъявление тестовых фигур различной ориентации, используют тестовые фигуры различной частоты, у которых плавно изменяют контраст структурных элементов относительно центра изображения с созданием эффекта приближения, удаления, в интервале 0,02-1,0, со скоростью, равной или меньшей 2,0 цикл/с. Процедуру повторяют, предъявляя фигуры оппонентных цветов. Для восстановления функций аккомодации упражнения проводят моно- и бинокулярно в зоне ближних, промежуточных и дальних оптических установок. Сопоставительный анализ заявляемого технического решения с прототипом показывает, что оно отличается от известного тем, что используют тестовые фигуры у которых плавно увеличивают, уменьшают конраст структурных элементов относительно центра изображения, со скоростью равной или меньшей 2,0 цикл/сек. Использование таких тестовых фигур позволяет воздействовать на цилиарную мышцу глаза на требуемом рабочем расстоянии за счет возникающего эффекта приближения, удаления изображения. Средняя продолжительность аккомодации при переводе взгляда из бесконечности на близкое расстояние и обратно составляет 1,3-2,8 с, т.е. происходит со скоростью 0,5-0,8 цикл/сек. Поэтому, изменения контраста с равной или меньшей скоростью, позволяют восстанавливать ритмичность работы цилиарной мышцы, а использование большей скорости (до 2,0 цикл/с) обеспечивает тренировку цилиарной мышцы по типу "раскачки" аккомодации, увеличивая резервы аккомодации. Скорость большая 2,0 цикл/с является запредельной, не обеспечивает тренировку цилиарной мышцы глаза и не позволяет достичь поставленного технического результата. Известны технические решения, при которых улучшают различительную способность глаза за счет изменения фоновой яркости в диапазоне различимости тестовых фигур порогового углового размера. Однако, они не предусматривают плавного изменения контраста структурных элементов тестовой фигуры в интервале от 0,02 (минимальный пороговый контраст) до 1,0 (максимальный контраст), что не позволяет проводить тренировку различительной способности глаза за счет "раскачки" диапазона контрастной чувствительности изменяющимся контрастом, требуют предварительного определения диапазона различимости (контрастной чувствительности) у каждого пациента. Кроме того, тренировка различительной способности за счет изменения контраста, позволяет исключить использование высоких уровней фоновой освещенности, при которых появляются блики, слепящие яркости в поле зрения. И наконец, предъявление тестовых фигур, состоящих из структурных элементов различной частоты (углового размера) позволяет расширить полосу пропускания зрительной системы. Кроме того, использование фигур оппонентных цветов, различной ориентации обеспечивает эффективную стимуляцию черно-белого, красно-зеленого, сине-желтого каналов зрительного анализатора, ответственных за цветоразличение, позволяя вдвое сократить время цветостимуляции, сохранив ее эффективность. Это обеспечивает также снижение сферических и хроматических аберраций при сферических аметропиях и способствует их выравниванию между меридианами при астигматизме. Проведение тренировок в зоне ближних и промежуточных оптических установок бинокулярно под объективным углом косоглазия позволяет спроецировать изображения фигур на сетчатке для бифовеального слияния, обеспечивает повышение функциональной активности фовеол при зрительном утомлении, амблиопии, макулодистрофиях, ЧАЗН, способствует формированию нормальной ретино-кортикальной корреспонденции, бинокулярных оптомоторных механизмов. На фиг. 1 изображены черные (1) и белые (2) тестовые фигуры различной ориентации, состоящие из структурных элементов различной частоты (плавное изменение контраста, элементов не показано). Контраст структурных элементов с минимальной пространственной частотой, например, 0,4-5,0 цикл/град равен 0,02 (3). Контраст структурных элементов большей пространственной частоты, например 5,1-10,0 цикл/град, равен 0,35 (4). Контраст структурных элементов с пространственной частотой, например, 10,1-15,0 цикл/град равен 0,75 (5), а структурных элементов с максимальной пространственной частотой, например, 15,0-20,0 цикл/град в центре изображения равен 1,0 (6). На фиг. 2 изображены черные (1) и белые (2) тестовые фигуры различной ориентации, состоящие из структурных элементов различной частоты (плавное изменение контраста элементов не показано). Контраст структурных элементов с минимальной пространственной частотой, например 0,4-5,0 цикл/град, равен 1,0 (3). Контраст структурных элементов большей пространственной частоты, например 5,1-10,0 цикл/град, равен 0,02, т.е. сместился к центру изображения (4). Контраст структурных элементов с пространственной частотой, например, 10,1-15,0 цикл/град равен 0,35 (5), а структурных элементов с максимальной пространственной частотой, например 15,0-20,0 цикл/град, в центре изображения равен 0,75 (6). На фиг. 3 изображены черные (1) и белые (2) тестовые фигуры различной ориентации, состоящие из структурных элементов различной частоты (плавное изменение контраста элементов не показано). Контраст структурных элементов с минимальной пространственной частотой, например, 0,4-5,0 цикл/град равен 0,35 (3). Контраст структурных элементов большей пространственной частоты, например 5,1-10,0 цикл/град 0,75 (4). Контраст структурных элементов с пространственной частотой, например, 10,1-15,0 цикл/град равен 1,0 (5), а структурных элементов с максимальной пространственной частотой, например, 15,0-20,0 цикл/град равен 0,02, т.е. сместился в центр изображения (6). Способ повышения различительной способности осуществляют следующим образом. Пациент располагается в положении на расстоянии 5 м от экрана видеодисплейного терминала ЭВМ, на котором изображены тестовые фигуры. С помощью меню параметров программы устанавливают скорость изменения контраста тестовых фигур, а также необходимые цветовые сочетания. Далее начинается тренировка. Пациент при оптимальной освещенности (тренировки проводят в светлой или темной комнате) концентрирует свое внимание на тестовых фигурах различной частоты и ориентации, у которых плавно изменяют контраст элементов относительно центра изображения с созданием эффекта приближения, удаления, в интервале от 0,02 до 1,0, с установленной скоростью, равной или меньшей 2,0 цикл/с. Процедуру повторяют, предъявляя одновременно фигуры оппонентных цветов (например красные и зеленые, синие и желтые) по описанной методике. Для восстанорвления функции аккомодации упражнения проводят моно- и бинокулярно в зоне ближних, промежуточных и дальних оптических установок. Аналогично проводят упражнения моно- и бинокулярно в зоне промежуточных (1,5 м) и ближних (0,33) оптических установок. При косоглазии тренировки проводят монокулярно и бинокулярно под объективным углом косоглазия. Ежедневно проводят 1-2 сеанса длительностью по 5-10 мин на каждый глаз. Средний курс лечения составляет 10-15 дней. Пациентам со значительным снижением остроты зрения рекомендуется проведение нескольких курсов лечения с интервалом в 2-4 недели. П р и м е р 1. Пациент Л-ов, 48 лет. Профессия ювелир. Беспокоят головные боли, возникающие при работе, отмечает также быструю утомляемость при интенсивной зрительной нагрузке, ухудшение зрения к концу работы. Диагноз: зрительное утомление обоих глаз. Простой обратный гиперметропический астигматизм I правого глаза. Острота зрения правого глаза с кор. +2,0 Дптр 0,8, левого глаза с кор. +2,0 Дптр 0,9. Снижены ЧКХ на средних и высоких пространственных частотах и резервы аккомодации. Проведен курс лечебно-тренировочных упражнений моно- и бинокулярно в зоне ближних и промежуточных оптических установок, состоящий из 10 процедур по 7 минут. Контраст изменяли со скоростью 0,6 цикл/сек. После лечения острота зрения обоих глаз 1,0, нормализовались ЧКХ, резервы аккомодации, жалобы исчезли. П р и м е р 2. Пациентка Ч-ова, 29 лет. Профессия бухгалтер. Жалобы на головные боли, чувство усталости глаз к концу работы, снижение зрения вдаль. Диагноз: миопия средней степени обоих глаз. Макулодистрофия правого глаза (сухая форма). Острота зрения правого глаза с кор. -4,0 Дптр 0,7, левого глаза с кор. -3,5 Дптр0,9. Снижены ЧКХ на средних и высоких пространственных частотах и резервы аккомодации, а также цветовая различительная способность по всем цветам. Проведен курс лечебно-тренировочных упражнений моно- и бинокулярно в зоне ближних и дальних оптических установок из 10 процедур длительностью по 7 минут, со скоростью изменения контраста 0,8 цикл/с. После лечения острота зрения правого глаза с кор. -3,0 Дптр. 0,9, левого глаза с кор. -3,0 Дптр. 1,0; нормализовались ЧКХ, резервы аккомодации, цветовосприятие, жалоб не предъявляет. П р и м е р 3. Пациент П-ов Павел, 8 лет. Диазноз: дисбинокулярная амблиопия средней степени с центральной зрительной фиксацией правого глаза. Содружественное расходящееся косоглазие монолатерального характера. Правый глаз острота зрения 0,2, простой прямой гиперметропический астигматизм I, гиперметропия II; левый глаз острота зрения 0,9; с гиперметропией II. Угол девиации 7о. Проведен курс лечебно-тренировочных упражнений монокулярно в зоне ближних и промежуточных оптических установок, состоящий из 10 процедур длительностью по 15 мин, со скоростью изменения контраста 0,6 цикл/с. Острота зрения правого глаза с коррекцией 0,85, бификсация отсутствует. Повторный курс с интервалом в 2 недели. Тренировки по 15 мин проводились монокулярно для правого глаза и бинокулярно под объективным углом косоглазия, со скоростью 1,5-2,0 цикл/с. Косоглазие самопроизвольно устранилось, восстановлено бифовеальное слияние. П р и м е р 4. Пациент П-ов, 25 лет. Диагноз: частичная атрофия зрительных нервов обоих глаз. Острота зрения правого глаза с кор. +1,5 Дптр 0,75; левого глаза с кор. +2,0 Дптр 0,8. Диски зрительных нервов бледные, границы подчеркнуты, снижены ЧКХ на средних и высоких пространственных частотах, сужены цветовые поля зрения. Проведен курс лечебно-тренировочных упражнений из 10 процедур, длительностью по 7 мин моно- и бинокулярно в зоне ближних оптических установок, со скоростью изменения контраста 0,7 цикл/сек. Острота зрения правого глаза с кор. +2,0 Дптр 0,95, левого глаза с кор. +2,0 Дптр 1,0, нормализовались ЧКХ и цветовосприятие. П р и м е р 5. Пациент С-ов, 24 лет. Профессия программист. Беспокоят головные боли, возникающие при работе с ЭВМ, отмечает быструю утомляемость, ухудшение зрения к концу работы. Диагноз: зрительное утомление обоих глаз. Острота зрения правого глаза 0,9, левого глаза 0,9. Снижение ЧКХ на средних и высоких пространственных частотах и резервы аккомодации. Проведен курс лечебно-тренировочных упражнений моно- и бинокулярно в зоне промежуточных оптических установок, состоящий из 10 процедур по 7 мин. Контраст изменяли со скоростью 2,5 цикл/с. После лечения острота зрения обоих глаз 0,9, не изменились ЧКХ, резервы аккомодации, лечение не эффективно. Способ повышения различительной способности глаза прост, эффективен, не требует использования дополнительных источников освещения, светофильтров, обеспечивает проведение тренировок в амбулаторных условиях, а также в условиях домашнего аутотренинга. Противопоказания к применению способа отсутствуют. Клиническая апробация способа показала, что различительная способность повышается у лиц со зрительным утомлением, спазмом аккомодации, при дальнозоркости до 8,0 Дптр, при близорукости до 12,0 Дптр, астигматизме до 3,0 Дптр, а также у лиц с амблиопией различных степеней, косоглазием, ЧАЗН, дистрофическими изменениями сетчатки, помутнениями оптических сред (в том числе после различных кераторефракционных операций). Тренировки показаны также лицам с повышенной утомляемостью зрения, а также тем, что профессиональная деятельность требует постоянного высокого напряжения зрительных функций.Формула изобретения
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РАЗЛИЧИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ГЛАЗА, включающий моно- или бинокулярное предъявление тест-объектов различного цвета, отличающийся тем, что в качестве тест-объекта используют треугольники с основаниями, образующими квадрат, и общей вершиной в центре, при этом плавно изменяют контрастность внутри треугольников и между ними относительно центра тест-объекта в интервале от 0,02 до 1,0 со скоростью, равной или меньшей 2,0 цикл/с, с использованием оппонентных цветов в зоне ближних, промежуточных и дальних оптических установок.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3