Шиберная задвижка

Реферат

 

Использование: на трубопроводах, транспортирующих вязкие жидкости, пульпу с взвесями абразивных материалов. Сущность: в корпусе расположена каретка, соединенная с шпиндалем и перемещаемая по направляющим ребрам корпуса. В некруглом отверстии каретки установлена ось тарелки, перекрывающей установленное в корпусе седло при взаимодействии каретки с упорами, установленными в отверстиях корпуса, ось которых перпендикулярна продольной оси корпуса. В ребрах выполнены впадины, в каретке отверстия, в которых установлены рычаги с возможностью взаимодействия своими концами с осью тарелки и впадинами. 3 ил.

Изобретение относится к трубопроводной запорной арматуре, в частности к шиберным задвижкам, и может быть использовано на трубопроводах, транспортирующих вязкие жидкости, пульпу со взвесями абразивных материалов и т. п.

Известна задвижка (авт. св. N 1399557), в которой запорный диск снабжен осью с роликами, перемещающими под действием шпинделя по пазам с наклонным участком, выполненным в корпусе. В момент закрытия задвижки запорный диск скользит вдоль седла, что отрицательно сказывается на работоспособности, так как происходит в этот момент интенсивный износ уплотнительных полей задвижки.

Известна шиберная задвижка (авт. св. N 1265431), свободная от указанного недостатка, в которой запорный диск снабжен осью, проходящей через каретку, перемещаемую под действием шпинделя по направляющим ребрам корпуса, а в момент закрытия по наклонным поверхностям упоров, помещенных в боковых стенках корпуса. При этом между кареткой и осью запорного диска предусмотрен гарантированный зазор, благодаря которому после касания запорного диска происходит последующее горизонтальное перемещение диска вследствие продолжающегося движения каретки по наклонным поверхностям упоров. Однако данная конструкция надежно работает только в вертикальном положении задвижки, т. е. приводом вверх, что ограничивает область применения задвижки.

Задачей изобретения является расширение технологических возможностей задвижки путем установки последней в любом положении.

Указанная задача достигается тем, что в отверстиях каретки установлены рычаги, взаимодействующие одним концом с осью диска, а другим с направляющими ребрами корпуса задвижки.

На фиг. 1 изображен продольный разрез шиберной задвижки (без привода); на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 разрез Б-Б на фиг. 1.

Корпус 1 снабжен направляющими ребрами 2, имеющими расчетную впадину 3. По направляющим ребрам 2 соединенная со шпинделем 4 перемещается посредством канавок 5 каретка 6, в центре которой расположено некруглое отверстие 7, в котором с возможностью перемещения вдоль оси шпинделя 4 установлена ось 8, несущая тарелку 9, имеющую ребро 10 и уплотнительное поле 11. В отверстиях 12 корпуса 1, ось которых перекрещивается с осью магистральных фланцев, расположены упоры 13 с опорными наклонными площадками 14. Положение упоров 13 регулируется эксцентриками 15. В каретке 6 имеются отверстия 16, в которых расположены рычаги 17, опирающиеся на ось 8 тарелки 9 и взаимодействующие при закрытии с расчетной впадиной 3 ребра 2. Корпус 1 имеет седло 18 с уплотнительным полем 19 и выступом 20.

Задвижка работает следующим образом.

При закрытии задвижки. Шпиндель 4 перемещает по ребрам 2 каретку 6 с тарелкой 9, при этом одним концом рычаги 17 контактируют с ребрами 2, а другим с осью 8, создавая между осью 8 и отверстием 7 каретки 6 зазор В. При касании ребра 10 тарелки 9 выступа 20 корпуса 1 тарелка 9 останавливается, а каретка 6 продолжает движение. В момент касания ребра 10 концы рычагов 17 уже контактируют с расчетной впадиной 3 ребра 2, тем самым освобождая дальнейшее перемещение каретки 6 и уменьшение зазора В между осью 8 и отверстием 7, при этом каретка 6 начинает взаимодействовать с опорной площадкой 14 упоров 13, а так как опорная площадка 14 наклонная, то происходит перемещение тарелки 9 по оси магистральных фланцев вплоть до соприкосновения уплотнительных полей 11 и 19 соответственно тарелки 9 с седлом 18 и создание необходимого удельного давления между ними.

Задвижка закрыта.

При открытии задвижки. Под воздействием шпинделя 4 каретка 6 перемещается по опорным площадкам 14 и создает зазор между уплотнительными полями тарелки 11 и седла 19, концы рычагов 17, контактируя с расчетной впадиной 3 ребра 2, воздействуют на ось 8 тарелки 9, создавая зазор В между осью 8 и некруглым отверстием 7. При дальнейшем подъеме шпинделя 4 каретки 6 перемещается по направляющим ребрам 2, освобождая полнопроходность корпуса 1.

Наличие рычагов, взаимодействующих с осью тарелки и ребрами корпуса задвижки, обеспечивает надежное закрывание задвижки в любом (не только вертикальном) положении, так как исключается влияние массы тарелки благодаря жесткой связи, обеспечивающей зазор В.

Формула изобретения

ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА, содержащая корпус и расположенную в нем каретку, соединенную с шпинделем и перемещаемую по направлению ребрам корпуса, при этом в некруглом отверстии каретки установлена ось тарелки, перекрывающей установленное в корпусе седло при взаимодействии каретки с упорами, установленными в отверстиях корпуса, ось которых перпендикулярна продольной оси корпуса, отличающаяся тем, что в направляющих ребрах корпуса выполнены впадины, а в каретке отверстия и в них установлены рычаги с возможностью взаимодействия своими концами с осью тарелки и направляющими корпуса с их впадинами соответственно.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3