Сцепное устройство сочлененного транспортного средства

Реферат

 

Использование: относится к транспортному машиностроению, а именно к сочлененным самоходным транспортным средствам с активными звеньями. Сущность изобретения: сцепное устройство сочлененного транспортного средства, включающего звенья 1 и 2, содержит опорный элемент 3. Тяговые балки 4 и 5 между собой соединены перекрещивающимися тягами. Элемент 3 со звеном 1 связан поперечными шарнирами 8 и 9, а также продольным шарниром 10. Тяги шарнирно соединены с балками 4 и 5. В сложенном положении тяги размещены в плоскости, перпендикулярной продольной оси, а оси шарниров попарно совпадают. 1 з. п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к сочлененным самоходным транспортным средствам с активными звеньями.

Известно сцепное устройство самоходного транспортного средства, содержащее закрепленные на соединяемых звеньях опорные элементы, шарнирно связанные между собой стержнями с возможностью поворота в горизонтальной плоскости и снабженное рычагами, шарнирно закрепленными средними частями на опорных элементах, концы которых посредством тяг шарнирно связаны с соответствующими частями стержней.

Недостатком такого устройства является то, что оно не обеспечивает достаточную маневренность транспортного средства в условиях движения по сложной траектории, в частности при движении по узкому коридору с участками резкого изменения направления движения, например, при развороте на ограниченной площадке.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемым результатам является сочлененное транспортное средство, содержащее закрепленные на рамах соединяемых звеньев опорные элементы и тяговую балку, соединенную с опорным элементом разъемными шарнирами, снабженными электромеханическим фиксатором, который управляется бортовой микроЭВМ.

Недостатком этого устройства также является недостаточная маневренность, возникающая из-за необходимости остановки (замедления) транспортного средства перед осуществлением поворота (особенно при движении по извилистой траектории) и низкая надежность из-за применения системы управления электромеханическим фиксатором и возможности заклинивания фиксатора при больших тяговых нагрузках.

Целью изобретения является повышение эксплуатационных качеств.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, вид сверху; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 шарнирно-рычажный механизм сцепного устройства в изометрии (в сложенном положении); на фиг. 5 шарнирно-рычажный механизм сцепного устройства в изометрии в момент поворота звеньев направо по ходу движения; на фиг. 6 разрез В-В на фиг. 2 в варианте исполнения шарнира с радиальной податливостью.

Сцепное устройство сочлененного транспортного средства, включающего звенья 1 и 2, содержит опорный элемент 3, который связан со одним из звеньев посредством горизонтальных шарниров. Тяговые балки 4 и 5 между собой соединены перекрещивающимися тягами 6 и 7. Опорный элемент 3 со звеном 1 связан поперечными шарнирами 8 и 9, а также продольным шарниром 10. Тяги 6 и 7 соединены с тяговыми балками 4 и 5 шарнирами 11 14.

Устройство работает следующим образом.

При установившемся движении тяговое усилие от ведущего звена 1 передается через шарниры 8 и 9 и шарнир 10 на опорный элемент 3 и тяговую балку 5 и далее через шарниры 12 и 13 на рычаги 6 и 7. Под действием тягового усилия рычаги 6 и 7 разворачиваются относительно своего исходного положения на определенный малый угол за счет наличия люфтов в узлах шарниров 11-14. Составляющие тягового усилия, действующие в направлении продольных осей рычагов 6 и 7, передаются через шарниры 11 и 14 на опорный элемент 4, закрепленный на звене 2.

Из анализа работы устройства при передаче тягового усилия видно, что увеличение угла разворота рычагов 6 и 7 приводит к уменьшению внутренних сил, действующих в шарнирах 11-14. Это достигается при выполнении этих шарниров (или двух из них, принадлежащих разным рычагам) с радиальной податливостью, например введение в шарнир упругого элемента 15 (фиг. 6).

При повороте ведущего звена 1, например направо по ходу движения, под действием разворачивающего момента тяговая балка 5 доворачивается относительно оси шарнира 12 до положения, при котором оси шарниров 11 и 13 совпадают. Далее поворот осуществляется относительно общей оси шарниров 11 и 13 (фиг. 5).

Термины "ведущее" и "ведомое" присвоены звеньям 1 и 2 условно, так как транспортное средство имеет возможность перемещаться в произвольном направлении и каждое его звено (а их может быть несколько) может иметь приводной двигатель.

Формула изобретения

1. СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО СОЧЛЕНЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее связанные со звеньями транспортного средства посредством шарниров с продольной и поперечной горизонтальными осями тяговые балки, соединенные между собой при помощи перекрещивающихся тяг, концы которых шарнирно связаны с тяговыми балками, отличающееся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств, при сложенном положении тяг последние размещены в плоскости, перпендикулярной продольной оси транспортного средства, а оси шарниров, связывающих разные тяги с разными звеньями, совпадают.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что шарниры, связывающие тяги с тяговыми балками, выполнены с упругими элементами.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6