Устройство для сепарации зернового вороха зерноуборочного комбайна
Реферат
Использование: в сельскохозяйственном машиностроении. Сущность изобретения: устройство для сепарации зернового вороха содержит две ярусно расположенные транспортные доски 2 и 3, два ярусно расположенных решета 4 и 5 и вентилятор 6 для обдува транспортных досок, решет и пространства между ними. При этом нижняя транспортная доска 3 посредством ширниров, которые установлены в ее передней части, выполнена с возможностью поворота относительно верхней транспортной доски 2, а посредством фиксаторов, которые расположены в задней ее части, зафиксирована в определенном угловом положении, на нижней транспортной доске 3 и верхнем решете 4 шарнирно установлены двуплечие жалюзи, причем угол между плечами жалюзи нижней транспортной доски 3 меньше аналогичного угла между плечами жалюзи верхнего решета 4. 4 ил.
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к устройствам зерноуборочных комбайнов.
Известны устройства-аналоги, которые содержат две ярусно расположенные транспортные доски, два ярусно расположенных решета и вентилятор для обдува сепарирующих поверхностей транспортных досок, решет и пространства между ними. Типичным представителем этих аналогов являются комбайны Коммандор 116С фирмы Клаас (Германия). Вторая транспортная доска здесь жестко закреплена к основной транспортной доске. Известно устройство (авт. св. СССР N 1445628), где вторая транспортная доска жестко соединена с верхним решетом. Это техническое решение является наиболее близким к заявляемому и является для него прототипом. Такие устройства позволяют снизить потери зерна, по сравнению с предшествующими моделями, при уборке культур с нормальной влажностью и полноценным зерном. При уборке же культур с повышенной влажностью, засоренностью, с повышенной связностью вороха, а также мелкосемяных и других культур, зерна и семена которых имеют пониженную скорость витания, известные устройства имеют повышенные потери зерна и семян и не могут эффективно использоваться в этих условиях. Объясняется это тем, что при повышенной влажности и засоренности разделение зернового вороха воздушным потоком значительно затрудняется из-за его увеличивающейся связности и поэтому такой ворох сносится воздушным потоком при прохождении перепадов ярусно расположенных транспортных досок и решет по вытянутой вдоль решета траектории с пониженным выделением из него зерна, из-за чего часть сепарирующей поверхности практически исключается из работы. Кроме того, такой ворох более тяжелый и поэтому он "садится" на верхнее решето, в результате чего сепарация зерна на решете ухудшается. Чтобы избежать последнего, увеличивают воздушный поток, создаваемый вентилятором, а это приводит к увеличению скорости воздушного потока в перепадах, так как сопротивление прохождению воздушного потока в них значительно меньше, чем через решета с движущимся по ним ворохом. Поэтому воздух легче уходит через эти перепады и скорость в них значительно возрастает за счет перетекания туда воздушного потока из-под решет. В результате этого ворох будет еще дальше сноситься над сепарирующими поверхностями и с большей скоростью, что чревато выносом зерна за пределы очистки, в то время как над верхним решетом скорость потока будет нарастать недостаточно интенсивно. Кроме того, перетекание потока в направлении перепадов вызовет неравномерность обдува решет, что также увеличит потери зерна за очисткой. Таким образом, процесс зацикливается. Такой же недостаток, но в большей степени наблюдается при уборке мелкосемяных культур, у которых скорость витания семян ниже скорости витания остального состава вороха, и поэтому описанные выше отрицательные свойства проходящих процессов только усугубляются. Перестановка же нижней тpанспоpтной доски в одну плоскость с верхним решетом в этом устройстве лишена смысла, так как при одном перепаде с высотой, равной высоте двух первоначальных перепадов, будут наблюдаться те же отрицательные явления. Задачей, решаемой предлагаемым изобретением, является расширение эффективной области применения устройства для сепарации зернового вороха зерноуборочных комбайнов, т.е. достижение снижения потерь зерна или семян при увеличенной влажности и засоренности, а также при уборке мелкосемяных культур при сохранении эффективной работы устройства в условиях с нормальной влажностью с соответствующими его переналадками. Технический результат достигается тем, что нижняя транспортная доска посредством шарниров, установленных в ее передней части, выполнена с возможностью поворота относительно верхней транспортной доски, а посредством фиксаторов, расположенных в задней ее части, зафиксирована в определенном угловом положении, при этом на нижней транспортной доске и в верхнем решете шарнирно установлены двуплечие жалюзи, причем угол между плечами жалюзи нижней транспортной доски меньше аналогичного угла между плечами жалюзи верхнего решета. Совокупность описанных признаков позволяет более оптимальным образом настраивать устройство на разные агрофоны и типы убираемых культур за счет направленного перераспределения потоков воздуха, создаваемых вентилятором очистки, между перепадами ярусно расположенных транспортных досок и решет и сепарирующих поверхностей решет и транспортных досок путем дросселирования или полного перекрытия одного из перепадов нижней транспортной доски и за счет создания более рационального потока мелкого вороха по нижней транспортной доске. На фиг. 1 изображен продольный разрез устройства для сепарации зернового вороха с исходным расположением ярусно расположенных транспортных досок и решет; на фиг. 2 продольный разрез устройства с переналадкой нижней транспортной доски; на фиг. 3 поперечный разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 4 узел I на фиг. 1. Устройство 1 содержит транспортную доску 2, ярусно к ней установленную нижнюю транспортную доску 3 и ярусно установленное к нижней доске верхнее жалюзийное решето 4. Под верхним решетом размещено нижнее жалюзийное решето 5. Проемы перепадов между транспортными досками, решетами и сепарирующие их поверхности обдуваются воздушным потоком вентилятора 6. Для продувки перепада между транспортными досками вентилятор может иметь отдельный патрубок. Нижняя транспортная доска снабжена шарнирно установленными двуплечими жалюзи 7, с нижним плечом 8, предназначенным для распределения воздушного потока. Верхнее решето также снабжено регулируемыми жалюзи 9 с аналогичным по цели плечом 10. Плечи жалюзи 7 образуют угол который меньше по величине угла между плечами жалюзи 9. Транспортные доски и решета приводятся в движение шатунами 11 от эксцентриков 12. Нижняя транспортная доска выполнена с возможностью поворота ее в ряд фиксируемых положений относительно верхней транспортной доски. Для этого она снабжена двумя шарнирами 13. Эти шарниры установлены в ее передней части и закреплены звеном 14. В задней ее части установлены фиксаторы 15. Фиксаторы могут быть выполнены в виде ползуна, на который воздействует пружина 16. Фиксаторы входят в отверстия 17 на боковинах верхнего решетного стана и удерживают доску 3 от поворота. Отверстий в боковинах выполнено несколько пар, благодаря чему доска 3 к верхнему решету может устанавливаться в различные положения, изменяя тем самым величину проема образуемого ими перепада или даже полностью исключая его. При нормальной влажности убираемой культуры (фиг. 1) устройство работает следующим образом. Вымолоченный молотильным устройством комбайна зерновой ворох поступает на транспортную доску 2. Благодаря ее возвратно-поступательному движению ворох перемещается по ней и, достигнув ее края, пересыпается на нижнюю транспортную доску 3, продуваясь в перепаде между ними воздушным потоком, создаваемым и частично направляемым в перепад вентилятором 6. При этом воздушный поток часть легких частиц вороха выносит за пределы очистки и на вторую транспортную доску попадает уже более обогащенный зерном ворох. На этой доске идет дальнейшее разделение вороха на фракции, зерно просыпается сквозь сепарирующую поверхность, составленную из жалюзи 7, а их плечи 8, расположенные с углом меньшим угла жалюзи 9, уменьшают скорость воздушного потока в каналах между жалюзи 7 с тем, чтобы ворох потоком, идущим снизу, не сносился вдоль сепарирующей поверхности доски 3, так как в этом месте должна быть максимальная скорость воздушного потока. Далее ворох с нижней транспортной доски пересыпается на верхнее решето 4 и в перепаде между ними воздушный поток вновь выносит легкие частицы за пределы очистки, а обогащенный ворох, двигаясь по этому решету, подвергается дальнейшему разделению. Зерно, прошедшее через сепарирующие поверхности нижней транспортной доски и верхнего решета, попадает на нижнее решето, где и доводится до требуемой кондиции. При уборке культур с повышенной влажностью, засоренностью, повышенной связностью мелкого вороха и мелкосемянных культур устройство перестраивается таким образом (фиг. 2), что нижняя транспортная доска поворачивается к верхнему решету полностью или частично, дросселируя проем перепада между ними, и процесс протекает видоизмененным образом. Воздушный поток при этом перераспределяется в пользу обдува сепарирующих поверхностей нижней транспортной доски и верхнего решета. Ворох с транспортной доски 2 пересыпается на нижнюю транспортную доску 3 и обрабатывается таким же образом, как и в описанном выше случае при настройке согласно фиг. 1. Попав на нижнюю транспортную доску, ворох движется ускоренно, так как она установлена с уклоном вдоль движения, в результате чего толщина слоя вороха уменьшается и происходит интенсивное воздействие на него как со стороны решета, так и со стороны воздушного потока в микроперепадах между жалюзи 7 при защите этих перепадов от интенсивного воздушного потока более круто поставленными плечами 8. В дальнейшем процесс протекает аналогично описанному выше.Формула изобретения
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЕПАРАЦИИ ЗЕРНОВОГО ВОРОХА ЗЕРНОУБОРОЧНОГО КОМБАЙНА, содержащее две ярусно установленные транспортные доски, два ярусно расположенных решета и вентилятор для обдува транспортных досок, решет и пространства между ними, отличающееся тем, что нижняя транспортная доска посредством шарниров, установленных в ее передней части, выполнена с возможностью поворота относительно верхней транспортной доски, а посредством фиксаторов, расположенных в задней ее части, зафиксирована в определенном угловом положении, при этом на нижней транспортной доске и верхнем транспортном решете шарнирно установлены двуплечие жалюзи, причем угол между плечами жалюзей нижней транспортной доски меньше аналогичного угла b между плечами жалюзей верхнего решета.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4