Пневматический привод
Реферат
Использование: в следящих системах дистанционного управления запорной и регулирующей арматуры газо- и нефтепроводов. Сущность изобретения: повышение момента трогания происходит за счет несимметричного расположения направляющих кулисы относительно оси ее вращения, в результате чего уменьшается угол между направляющими и осью винта в крайнем положении. Наличие свободных ходов обеспечивает легкое трогание ротора струйного двигателя и дополнительный момент трогания на объекте регулирования за счет кинетической энергии, набираемой до выбора свободных ходов. Плавный контур плеч ротора и отклонение струи при косом срезе сопл уменьшают аэродинамическое сопротивление. Подпружиненной опорой обеспечивается поглощение кинетической энергии, набираемой вращающимися частями, для увеличения момента трогания в обратном направлении. 2 с. и 9 з. п. ф-лы, 8 ил.
Изобретение относится к пневмогидроавтоматике и может быть использовано в следящих системах дистанционного управления запорной и регулирующей арматуры газо- и нефтепродуктов.
Известен пневматический привод, содержащий распределитель, струйный двигатель, сопла которого размещены на плечах ротора и соединены с осевыми подводами, а также редуктор, кинематически связанный с объектом регулирования [1] Недостатками этого привода являются низкий КПД, связанный с большими утечками в подводах, и низкое качество переходных процессов из-за его несимметричности. Известен также пневматический привод, содержащий распределитель с переключателем, струйный двигатель, сопла которого размещены на плечах ротора и соединены радиальными и наклонными каналами с осевыми подводами, подключенными через распределитель к источнику рабочей среды, а также редуктор, соединенный одним валом с ротором струйного двигателя, а другим с винтом, гайка которого кинематически связана с объектом регулирования, а опора со стороны, противоположной редуктору, установлена в корпусе [2] Недостатками данного привода являются низкий КПД, из-за использования реечной передачи, ограничивающей момент трогания, передаваемый объекту регулирования, и несимметричности струйного двигателя, а также низкое качество переходных процессов в связи с высоким значением аэродинамического сопротивления в струйном двигателе и большой длительностью его разгона. Технической задачей изобретения является создание пневматического привода, обладающего высоким КПД и улучшенными переходными характеристиками в части сокращения длительности переходного процесса и уменьшения перерегулирования. Эта техническая задача решается согласно изобретению в двух вариантах выполнения пневматического привода за счет технического результата, состоящего в увеличении момента трогания, передаваемого объекту регулирования, снижении аэродинамического сопротивления в струйном двигателе и снижении нагрузки на роторе последнего при разгоне. Сущность изобретения по одному варианту изобретения заключается в том, что в пневматическом приводе, содержащем распределитель с переключателем, струйный двигатель, сопла которого размещены на плечах ротора и соединены радиальными и наклонными каналами с осевыми подводами, подключенными через распределитель к источнику рабочей среды, а также редуктор, соединенный одним валом с ротором струйного двигателя, а другим с винтом, гайка которого кинематически связана с объектом регулирования, для получения указанного технического результата гайка связана с объектом регулирования с помощью дополнительно установленного кулисного механизма, поводок которого жестко или с возможностью свободного хода соединен с гайкой, а кулиса выполнена с направляющими, несимметрично расположенными относительно оси ее вращения, и установлена с образованием в крайнем положении острого угла между ее направляющими и осью винта, составляющего, например, 15-40о, винт при этом может быть соединен с валом редуктора с возможностью свободного хода. Сущность изобретения по второму варианту изобретения состоит в том, что в пневматическом приводе, содержащем распpеделитель с переключателем, струйный двигатель, сопла которого размещены на плечах ротора и соединены радиальными и наклонными каналами с осевыми подводами, подключенными через распределитель к источнику рабочей среды, а также редуктор, соединенный одним валом с ротором струйного двигателя, а другим с винтом, гайка которого кинематически связана с объектом регулирования, а опора со стороны, противоположной редуктору, установлена в корпусе, для получения указанного технического результата винт соединен с валом редуктора с помощью дополнительно установленного механизма свободного хода, выполненного с направляющими для осевого смещения винта совместно с упомянутой опорой, подпружиненной с противоположных сторон относительно корпуса с возможностью сжатия пружин при торможении гайки. Кроме того, в частных случаях реализации обоих вариантов изобретения редуктор может быть выполнен с возможностью свободного хода по меньшей мере одной из шестерен, свободный ход между валом редуктора и винтом предпочтительно составляет 10-150о, плечи ротора предпочтительно выполнены с попарно симметричными обтекаемыми боковыми поверхностями, каждый из наклонных каналов предпочтительно выполнен под углом 120-150о к оси соответствующего подвода и диаметром, равным 0,6-1 диаметра последнего, сопла струйного двигателя могут быть направлены под углом к плоскости вращения ротора, который может быть снабжен перегородкой из двух пластин в форме сегментов круга, симметрично установленных между его плечами, и струйный двигатель может быть снабжен кольцевой пластиной, неподвижно закрепленной соосно ротору по внутреннему краю с образованием по ее внешнему краю радиального зазора шириной не менее диаметра среза сопла. Причинно-следственная связь между достигаемым техническим результатом и совокупностью признаков состоит в том, что момент трогания объекта регулирования повышается как за счет несимметричного расположения направляющих кулисы под углом к оси винта, так и за счет сжатия пружин в опоре винта, уменьшается аэродинамическое сопротивление вращению благодаря обтекаемому контуру плеч ротора, оптимальным геометрическим параметрам и отклонение от плоскости вращения ротора вытекающих из сопл струй газа, снижаются нагрузки на роторе, препятствующие его разгону во время выбора свободных ходов в приводе, что создает также дополнительный момент трогания за счет кинематической энергии, набираемой ротором и подвижными частями привода при движении их до выбора свободного хода. На фиг. 1 изображена принципиальная схема пневматического привода; на фиг.2 разрез сопла ротора струйного двигателя; на фиг.3 разрез А-А на фиг.2; на фиг. 4 разрез Б-Б на фиг.2; на фиг.5 резьбовая пара винт-гайка; на фиг.6 разрез В-В на фиг.1; на фиг.7 ротор с перегородками; на фиг.8 вид Г на фиг. 7. Пневматический привод содержит распределитель 1 с переключателем 2, струйный двигатель 3, сопла 4-7 которого размещены попарно на плечах 8, 9 ротора 10 и соединены радиальными (не показаны) и наклонными каналами, из которых изображены каналы 11, 12 с осевыми подводами 13, 14, подключенными через распределитель 1 к источнику рабочей среды (не показан). Редуктор 15 соединен валом 16 с ротором 10, а валом 17 с винтом 18, гайка 19 которого кинематически связана с объектом регулирования, например валом 20, с помощью кулисного механизма, поводок 21 которого жестко или с возможностью свободного хода соединен с гайкой 19, а кулиса 22 выполнена с направляющими 23, несимметрично расположенными относительно оси ее вращения, и установлена с образованием в крайнем положении острого угла, составляющего 15-40о между направляющими 23 и осью винта 18. Вал 16 выполнен заодно с ротором 10. Винт 18 соединен с валом 17 с помощью установленного в последнем механизма свободного хода, например, в виде ведущих кулачков 24, 25 с направляющими 26, 27 для осевого смещения винта 18 совместно с закрепленной на нем подшипниковой опорой 28, подпружиненной пружинами 29, 30, 31 (или иными упругими элементами) относительно корпуса 32 с возможностью их сжатия при торможении гайки 19. Редуктор 15 выполнен с возможностью свободного хода по меньшей мере одной из шестерен, например, 33, 34, а свободный ход между валом 17 и винтом 18 составляет 10-150о. Плечи 8, 9 ротора 10 выполнены с попарно симметричными обтекаемыми боковыми поверхностями 35, 36 и 37, 38. Каждый из наклонных каналов выполнен под углом 120-150о к оси подвода 13 или 14 и диаметром, равным 0,6-1 диаметра последнего. Сопла 4-7 направлены под углом к плоскости вращения ротора 10, а последний снабжен перегородкой из пластин 39, 40 в форме сегментов круга, установленных симметрично между плечами 8, 9. Кольцевая пластина 41 неподвижно закреплена соосно ротору 10 по внутреннему краю с образованием по ее внешнему краю радиального зазора шириной не менее диаметра среза сопла. Пневматический привод работает следующим образом. При отсутствии рассогласования распределитель 1 перекрывает доступ рабочей среды (сжатого газа) в струйный двигатель 3. После появления рассогласования распределитель 1 открывает доступ рабочей среды к одной из пар сопл 4, 7 или 5, 6, что создает пару сил на роторе 10, и он начинает вращаться. Вращение ротора по мере выбора имеющихся свободных ходов передается через редуктор 15 на винт 18 и далее через гайку 19, поводок 21 и кулису 22 на вал 20. Такой режим работы обеспечивает легкое трогание ротора 10 и увеличение передаваемого момента трогания на вал 20 за счет накопленной ротором 10 и шестернями 33, 34 кинетической энергии. Повышение момента трогания происходит также за счет несимметричного расположения направляющих кулисы 22. Благодаря обтекаемому контуру поверхностей 35, 36, 37, 38, а также за счет отклонения в сторону от плоскости вращения вытекающей струи при косом срезе сопла уменьшается аэродинамическое сопротивление рабочему вращению ротора. Пластиной 41 обеспечивается симметрия попарной работы сопл 4, 7 или 5, 6. Информация об угле поворота вала 20 передается на переключатель 2, и при ликвидации рассогласования распределитель 1 перекрывает подачу газа в струйный двигатель 3. При подходе вала 20 к крайнему положению кулиса 22 и гайка 19 тормозятся и останавливаются, но за счет накопленной кинематической энергии ротор 10, шестерни редуктора 15 и винт 18 продолжают вращаться. В результате винт 18 с опорой 28 смещаются совместно по направляющим 26, 27 и в резьбе гайки 19 и опора 28 сжимает, например, пружины 30, 31, за счет чего гасит имеющуюся кинематическую энергию. Пружины 30, 31 остаются сжатыми за счет самоторможения винта 18. При начале движения привода в противоположную сторону сила сжатия создает дополнительный момент трогания на валу 20.Формула изобретения
1. ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПРИВОД, содержащий распределитель с переключателем, струйный двигатель, сопла которого размещены на плечах ротора и соединены радиальными и наклонными каналами с осевыми подводами, подключенными через распределитель к источнику рабочей среды, а также редуктор, соединенный одним валом с ротором струйного двигателя, а другим с винтом, гайка которого кинематически связана с объектом регулирования, отличающийся тем, что гайка связана с объектом регулирования с помощью дополнительно установленного кулисного механизма, поводок которого жестко или с возможностью свободного хода соединен с гайкой, а кулиса выполнена с направляющими, несимметрично расположенными относительно оси ее вращения и установлена с образованием в крайнем положении острого угла между ее направляющими и осью винта. 2. Привод по п.1, отличающийся тем, что острый угол между направляющими кулисы и осью винта составляет в крайнем положении 15 40o. 3. Привод по п.1, отличающийся тем, что винт соединен с валом редуктора с возможностью свободного хода. 4. Пневматический привод, содержащий распределитель с переключателем, струйный двигатель, сопла которого размещены на плечах ротора и соединены радиальными и наклонными каналами с осевыми подводами, подключенными через распределитель к источнику рабочей среды, а также редуктор, соединенный одним валом с ротором струйного двигателя, а другим с винтом, гайка которого кинематически связана с объектом регулирования, а опора со стороны, противоположной редуктору, установлена в корпусе, отличающийся тем, что винт соединен с валом редуктора с помощью дополнительно установленного механизма свободного хода, выполненного с направляющими для осевого смещения винта совместно с упомянутой опорой, подпружиненной с противоположных сторон относительно корпуса с возможностью сжатия пружин при торможении гайки. 5. Привод по пп. 1 и 4, отличающийся тем, что редуктор выполнен с возможностью свободного хода по меньшей мере одной из шестерен. 6. Привод по пп. 3 и 4, отличающийся тем, что свободный ход между валом редуктора и винтом составляет 10 150o. 7. Привод по пп. 1 и 4, отличающийся тем, что плечи ротора выполнены с попарно симметричными обтекаемыми боковыми поверхностями. 8. Привод по пп. 1 и 4, отличающийся тем, что каждый из наклонных каналов выполнен под углом 120 150o к оси соответствующего подвода и с диаметром, равным 0,6 1,0 диаметра последнего. 9. Привод по пп. 1 и 4, отличающийся тем, что сопла струйного двигателя направлены под углом к плоскости вращения ротора. 10. Привод по пп. 1 и 4, отличающийся тем, что ротор струйного двигателя снабжен перегородкой из двух пластин в форме сегментов круга, симметрично установленных между его плечами. 11. Привод по п.9, отличающийся тем, что струйный двигатель снабжен кольцевой пластиной, неподвижно закрепленной соосно с ротором по внутреннему краю с образованием по ее внешнему краю радиального зазора шириной не менее диаметра среза сопла.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 30.11.2003
Извещение опубликовано: 27.11.2004 БИ: 33/2004
QZ4A - Регистрация изменений (дополнений) лицензионного договора на использование изобретения
Лицензиар(ы): Саяпин Вадим Васильевич
Вид лицензии*: ИЛ
Лицензиат(ы): Общество с ограниченной ответственностью "АРМ ГАРАНТ"
Характер внесенных изменений (дополнений):Изменен вид лицензии на исключительную.
Дата и номер государственной регистрации договора, в который внесены изменения: 13.02.1998 № 6637
Извещение опубликовано: 27.01.2007 БИ: 03/2007
* ИЛ - исключительная лицензия НИЛ - неисключительная лицензия