Спортивный шест для прыжков в высоту и полимерный композиционный материал для его изготовления
Реферат
Использование: в качестве спортивного инвентаря. Сущность изобретения: перекрестно уложенные слои ленты полимерного композиционного материала шеста выполнены из полимерного композита, армированного органолентой. Промежуточный силовой слой расположен между ними и состоит из 2 10 витков гибридного стеклоорганопластика, армированного тканевым наполнителем, и образует в напряженном состоянии в поперечном сечении шеста по всей его длине секторные участки органопластиковый и стеклопластиковый. Полимерный композиционный материал для изготовления шеста содержит армирующий тканевый наполнитель полосчатого строения, состоящий из сгруппированных в полосы органо-и стекловолокон заданной ширины. 2 с. п. ф-лы. 4 ил. 2 табл.
Изобретение относится к технике, используемой в спорте, а именно к спортивному инвентарю.
Коренные изменения в конструкции спортивного шеста и применяемого для его изготовления материала произошли в 60-х годах, когда широкое признание стали приобретает фиберглассовые (стекловолокнистые) шесты. Их распространение не замедлило сказаться на совершенствовании техники прыжка и соответственно на достижении фантастических по тем временам спортивных результатов. Оптимальными в настоящее время считаются трубчатая конструкция шеста и для его изготовления слоистый композиционный материал на полимерном связующем, армированный, как правило, стеклолентой и/или стеклотканью. Заявляемые усовершенствования в основном преследовали цель упрощения технологии. Так, спортивный шест представляет собой стекловолнистую трубу, состоящую из трех слоев, соединенных между собой термореактивным связующим. Его недостаток сложная технология изготовления. С целью ее упрощения предложен спортивный шест, в котором внутренний и наружные слои выполнены из тканевых стеклолент, соединенных между собой внахлест в продольном направлении относительно оси трубы, причем стыки наружного смещены относительно стыков внутреннего слоя. Основной недостаток этого варианта заключается в большом количестве стыков, отрицательно влияющих на надежность и симметрию прочности и жесткости спортивного шеста относительно его продольной оси. Известен стеклоуглепластиковый спортивный шест, состоящий из пяти слоев: первый внутренний слой выполнен из стеклоленты, намотанной спирально встык, второй из такой же ленты, намотанной встречными витками, третий слой состоит из углеволокон, навитых под углом 45о к оси шеста, четвертый слой состоит из нескольких витков стеклоткани трапециевидного раскроя и, наконец пятый слой состоит из продольно расположенных углеволокон и уложен таким образом, что покрывает первый виток стеклоткани. Основной, весьма существенный недостаток этого шеста заключается в том, что его прогиб в момент прыжка сопровождается вращением плоскости изгиба под влиянием слоя из высокомодульных углеволокон, навитых под углом 45о к оси шеста и не имеющего уравновешивающего слоя с симметричной встречной навивкой. Наибольшим спросом среди спортсменов-прыгунов с шестом пользуется спортивный шест, выполненный трубчатой формы из полимерного композиционного материала, состоящего из двух слоев лент, уложенных перекрестно один относительно другого спиральной намоткой встык и расположенного между ними силового слоя из витков ткани с волокнами, ориентированными преимущественно вдоль шеста. Полимерный композиционный материал для изготовления спортивного шеста состоит из полимерного связующего и армирующего наполнителя в виде ткани из высокопрочных и высокомодульных волокон, преимущественно расположенных на основе. Это техническое решение наиболее близко к заявляемому изобретению и поэтому оно выбрано в качестве прототипа. Его основным недостатком является завышенная масса (около 3 кг при 5-метровой длине шеста) из-за нерационального распределения физико-механических характеристик материала в конструкции. Как следует из описания, прототип, как и упомянутые аналоги, в окружном направлении равнопрочен, тогда как при изгибе в момент прыжка его напряженно-деформированное состояние в окружном направлении существенно неоднородно: напряжения и деформация в стенке шеста изменяются от нуля (на нейтральной линии) до положительного и отрицательного максимумов соответственно в зонах растяжения и сжатия. Другой недостаток прототипа заключается в использовании для его изготовления только стеклопластика, обладающего, как известно, наиболее высоким удельным весом (= 2,13) среди современных ПКМ (для сравнения, например, у органопластика 1,34 и углепластика 1,4). И, наконец, третий недостаток прототипа, вытекающий из первых двух и их дополняющий, состоит в том, что жесткость шеста может регулироваться только путем изменения толщины стенки, для чего предусматривается намотка дополнительного четвертого слоя стеклопластика, естественно утяжеляющего шест. Техническим результатом изобретения является приведение конструкции спортивного шеста и состава материала для его изготовления в соответствие с напряженно-деформированным состоянием (НДС), возникающим в стенке шеста при изгибе в момент прыжка и характеризующимся наличием в стенке двух ярко выраженных зон растяжения и сжатия, обеспечение снижения его массы по крайней мере на 20% Для достижения указанного технического результата в известном спортивном шесте перекрестно уложенные слои выполнены из полимерного композита, армированного органолентой, а промежуточный слой состоит из 2-10 витков гибридного стеклоорганопластика, армированного тканевым наполнителем с образованием в напряженном состоянии в поперечном сечении шеста по всей его длине двух секторных участков органопластикового с центральным углом 180-200о, расположенного симметрично относительно плоскости изгиба в зоне растяжения волокон, и стеклопластикового с центральным углом 180-160оС, расположенного в зоне сжатия. В полимерном композиционном материале основа тканевого наполнителя состоит из стеклянных и органических волокон, образующих попарно объединенные в группы полосы с плотностью укладки, позволяющей обеспечить в полимерном композите равенство модулей упругости в стеклопластиковых и органопластиковых полосах каждой группы, при этом полосы объединены в группы в соотношении (0,4: 0,6)-(0,5: 0,5) с переменной в зависимости от изменения длины витков суммарной шириной, причем количество групп равно количеству полных витков в силовом слое. Выбор ПКМ обосновали последовательно по предельной деформационной способности материала и по его удельной прочности и жесткости как отношения предела прочности и модуля упругости к плотности, исходя из требований по обеспечению прочности, симметрии характеристик изгибной жесткости сечений шеста по его длине и минимума массы. При этом использовали эпюры деформаций , возникающих при изгибе шеста в момент прыжка. Характер распределения деформаций по угловой координате град в произвольном сечении показан на фиг.1. Количественные их значения в месте максимального изгиба, отсчитываемые от нейтральной линии, для реального шеста с наружным диаметром 40 мм и длиной 5 м помещены в табл.1. Вместе с характеристиками физико-механических свойств однонаправленных ПКМ, представленными в табл.2 (10, 11) они послужили основой для разработки состава, структуры и схемы распределения материала в конструкции шеста. Совместный анализ фиг.1 и табл.1 и 2 свидетельствует о том, что максимальная относительная деформация сжатия в плоскости изгиба шеста макс- -0,017 может быть допущена при использовании только одного материала стеклопластика, поскольку он единственный из числа известных ПКМ обладает предельной деформационной способностью на сжатие пр- -0,020, превышающей максимальную деформацию сжатия шеста на 17% Органопластик и углепластик, способные выдерживать относительные деформации, не превышающие -0,005 и -0,0033 соответственно, могут быть использованы в зоне сжатия на участках, ограниченных углом -(0-10)о. Для стеклопластика приведены результаты собственных исследований. Максимальную относительную деформацию растяжения макс+ 0,017 способны выдержать как стеклопластик (пр+ 0,024), так и органопластик (пр+ 0,022), обеспечивая минимальный деформационный запас 41% и 29% соответственно. Принимая по внимание основную цель настоящего изобретения снижение массы шеста, для исследования в зоне растяжения принят ПКМ с более высокими характеристиками удельной прочности при растяжении и удельного модуля упругости а именно органопластик. Углепластик же и по этим параметрам в данном случае не конкурентоспособен органопластику. Конструкция шеста и схема расположения витков в слоях, оптимальные с точки зрения обеспечения заданной деформационной способности и минимальной массы шеста, приведены на фиг.2. На ней показаны: внутренний слой 1 из ПКМ на основе пропитанной смолой ЭДТ-10, спирально намотанной встык органопластиковой ленты, средний слой 2, состоящий из 2-10 (их количество определяется требуемой жесткостью и прочностью шеста, зависящими от массы спортсмена, скорости его разбега и силы толчка) витков гибридного ПКМ, армированного стеклоорганотканью, образующего два симметрично расположенных относительно плоскости изгиба Y, неразрывно связанные между собой сектор Р (растяжения) и С (сжатия), являющиеся соответственно органопластиковой частью ПКМ с центральным углом 180-200о и стеклопластиковой частью ПКМ с центральным углом 180-160о, и наружный слой 3 из ПКМ на основе органопластиковой ленты толщиной 0,25 мм, намотанной встык спиралью встречно спирали внутреннего слоя. Схема расположения волокон в стеклоорганоткани, используемой для армирования ПКМ, формирующего средний слой в трубчатой конструкции шеста по всей длине его, представлена на фиг.3, где пунктиром обозначена трапециевидная часть полотнища, предназначенная для намотки в случае необходимости увеличения жесткости средней части шеста. На ней обозначены: Н ширина прямоугольной части полотнища, Hi часть ширины полотнища, соответствующая размеру i-го витка, состоящая из двух полос стеколоволокон и органоволокон, Hci и Hoi ширина полос, состоящих соответственно из стекло- и органоволокон, причем Н Hi, Hi Hci + Hoi и в соответствии с результатом оптимизационного выбора, как это отмечено выше и показано на фиг.2, Hci/Hoi 0,8 1,0. Ширина полотнища ткани, пропитанной связующим ( 30 об.), так называемого препрега, требуемая для намотки шеста заданного размера, и ширина его части в виде группы, состоящей из двух полос стекло- и органоволокон, образующей один i-ый виток, рассчитываются соответственно по формулам: H 2nr+h(i-1), Hi 2 [r + h (i 1)] где n количество витков в слоев; i порядковый номер витка в слое; r внутренний радиус, с которого начинается намотка слоя; h толщина препрега. Другим исходным условием для выбора ПКМ является требование круговой симметрии характеристик изгибной жесткости шеста, продиктованное необходимостью исключить вращение плоскости изгиба шеста в момент прыжка. Это требование удовлетворено тем, что в стеклопластиковом и органопластиковом сегментных участках ПКМ реализованы равенство модулей упругости Еcпт Еоп и симметрия поперечного сечения шеста относительно продольной оси. При этом решена также попутная задача наряду с облегчением шеста обеспечена неизменность других технических параметров, поэтому жесткостные и геометрические характеристики предлагаемой конструкции практически соответствуют величинам базового аналога прототипа. Для расчета Естп Еоп применим закон аддитивности, поскольку модуль упругости ПКМ в зависимости от объемного содержания в нем наполнителя и связующего изменяется линейно и может быть рассчитаны по известной формуле смеси Епкм Снап х Енап + Сcв х Есв. Наибольшей простотой и наглядностью при достаточно высокой точности отличается графическое решение этой задачи. Оно приведено на диаграмме (фиг.4), где по оси абсцисс отложены объемные доли наполнителя Снап и связующего Ссвв слое гибридного ПКМ, состоящем из сегментных участков стекло- и органопластика. Ось ординат А на фиг.4 имеет своим началом нулевое содержание наполнителя, поэтому на ней отложено значение модуля упругости связующего Есв 7 ГПа; ось ординат Б восстановлена от нулевого значения содержания связующего и на ней обозначены величины модулей упругости стекловолокна Еств 83 ГПа и органоволокна Еов 112 ГПа. Отрезки прямых 7-83 и 7-112 характеризуют зависимость изменения модуля упругости ПКМ от объемного содержания в нем наполнителя и связующего. Поскольку за базовое значение принята величина модуля упругости для стеклопластика Естп 60 ГПа при оптимальном содержании в нем стекловолокон 70% и связующего 30% искомое содержание компонентов для органопластика с таким же модулем упругости Еоп 60 ГПа, как это следует из графиков на фиг.4, составляет по 50% органоволокна и связующего. Следовательно, одинаковая толщина стенки в трубчатой конструкции шеста, состоящей из двух сегментных участков стеклопластикового и органопластикового, и одинаковый модуль упругости в них, обеспечивающих круговую симметрию жесткостных характеристик шеста в произвольных по его длине поперечных сечениях, реализуются при 70%-ном содержании стекловолокна в ПКМ зоны сжатия и 50% -ном содержании органоволокна в ПКМ зоны растяжения. На графиках фиг.4 пунктиром обозначена область, в пределах которой осуществляется регулирование жесткости шеста за счет варьирования составом ПКМ в пределах 10% Аналитически задача решается по формуле: Cнап= При тех же исходных данных: Епмк 60 ГПа Есв 7 ГПа, Еств 83 ГПа Есв 112 ГПа, получим для стеклопластикового сегмента: Cстп= 0,7 и для органопластикового: Cоп= 0,5 Снижение массы спортивного шеста за счет реализации изобретения однозначно определяется сопоставлением плотности его материала с плотностью материала прототипа, поскольку, как уже отмечалось, все прочие характеристики, кроме массы, для обоих вариантов шеста практически одинаковы. Для прототипа, изготовленного полностью из стеклопластика, масса определяется его плотностью шпр=стп 2,13 г/см3; в заявленном варианте объемная доля стеклопластика составляет 45% и органопластика с плотностью 1,34 г/см3 55% поэтому приведенная плотность ПКМ в заявленной конструкции будет: ш 0,55х1,34 + 0,45х2,13 1,7 г/см3, что составляет немногим меньше 0,8 массы прототипа. В настоящем изобретении впервые в конструкции спортивного шеста найдено место для эффективного использования органопластика, соответствующее его высоким механическим свойствам на растяжение. Особенности конструкторского и материаловедческого решения задачи позволяют в полной мере использовать рекордно высокие характеристики удельной прочности и жесткости и высокую деформационную способность при растяжении органопластика и полностью исключить проявление его отрицательных качеств. Это достигнуто за счет сегментной схемы укладки стекловолокнистого и органоволокнистого компонентов ПКМ в конструкции шеста и полосчатого строения тканевого наполнителя, состоящего из сгруппированных в полосы органо- и стекловолокон. Масса шеста снижена не менее чем на 20% по сравнению с базовым вариантом прототипа, что обеспечивает спортсменам возможность достижения более высоких результатов.Формула изобретения
1. Спортивный шест для прыжков в высоту, выполненный трубчатой формы из полимерного композиционного материала, состоящего из двух слоев ленты, уложенных перекрестно один относительно другого спиральной намоткой встык, и расположенного между ними силового слоя из витков ткани с волокнами, ориентированными преимущественно вдоль шеста, отличающийся тем, что перекрестно уложенные слои выполнены из полимерного композита, армированного органолентой, а промежуточный слой состоит из 2 10 витков гибридного стеклоорганопластика, армированного тканевым наполнителем с образованием в напряженном состоянии в поперечном сечении шеста по всей его длине двух секторных участков органопластикового с центральным углом 180 200o, расположенного симметрично относительно плоскости изгиба в зоне растяжения волокон, и стеклопластикового с центральным углом 180 160o, расположенного в зоне сжатия. 3. Полимерный композиционный материал для изготовления спортивного шеста для прыжков в высоту, состоящий из полимерного связующего и армирующего наполнителя в виде ткани из высокопрочных и высокомодульных волокон, преимущественно расположенных по основе, отличающийся тем, что основа тканевого наполнителя состоит из стеклянных и органических волокон, образующих попарно объединенные в группы полосы с плотностью укладки, позволяющей обеспечить в полимерном композите равенство модулей упругости в стеклопластиковых и органопластиковых полосах каждой группы, при этом полосы объединены в группы в соотношении (0,4 0,6) (0,5 0,5) с переменной в зависимости от изменения длины витков суммарной шириной, причем количество групп равно количеству полных витков в силовом слое.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6