Способ отсыпки отвала
Реферат
Изобретение относится к горной промышленности, в частности к открытым горным работам. Сущность изобретения: поперек опережающих насыпей 1, 8 начинают отсыпку заезда 13, и при формировании с его использованием смежной насыпи 18 наращивают по ширине существующие насыпи 1, 8, а после формирования нового съезда 21 - 22 между ними последний наращивают по длине на основании 2 отвала и с его использованием наращивают по высоте поперечный заезд 13 с подъемом в обратном направлении со смещением к торцу насыпи 1 и по мере создания заезда 23 наращивают по длине существующие насыпи 1, 8 с примыканием их торцов к заездам 23 и на основании 2 отвала по их высоте, а новую площадку формируют с превышением по высоте, затем с площадки последующей насыпи засыпают предыдущую насыпь и съезд 6 между ними. 5 ил.
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых.
Известен способ формирования отвала, включающий транспортирование породы по съездам на рабочие площадки и отсыпку ярусов отвала [1] Недостатком способа является необеспечение высокой интенсивности формирования и обновления откосов отвала, что не исключает возможности самовозгорания пород. Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является способ отсыпки отвалов [2] включающий транспортирование породы по съездам на рабочие площадки отвала, отсыпку на основание опережающих насыпей с формированием между ними съездов и отсыпку ярусов отвала с засыпкой ранее отсыпанных съездов. Недостатками способа являются необеспечение высокой интенсивности формирования съездов с рабочих площадок отвала на его основание и отсыпки опережающих насыпей, а также необеспечение обновления поверхностей рабочих площадок и откосов, что не исключает в полной мере возможности возникновения пожаров и ухудшения экологической обстановки. Это обусловлено тем, что не обеспечивается расширение и удлинение отсыпанной насыпи и упор ее торца в контрфорс, а также засыпка породами ранее отсыпанных площадок; не обеспечивается систематическое спрямление транспортной трассы по мере развития горных работ и соответственно оптимальное использование автосамосвалов; не достигаются большие скорости маневрирования самосвалов на рабочих площадках и полная разгрузка самосвалов под откос и минимальные объем и сроки выполнения работ по перемещению пород бульдозерами в зоне пониженной устойчивости выпуклых в плане откосов в торцах насыпей. Целью изобретения является улучшение экологической обстановки за счет ликвидации пожаров на отвале путем интенсификации формирования съездов при повышении безопасности работ на отвале. Это достигается тем, что в способе отсыпки отвала, включающем транспортирование породы по съездам на рабочие площадки отвала, отсыпку на основание опережающих насыпей с формированием между ними съездов и отсыпку ярусов отвала с засыпкой ранее отсыпанных съездов, в торце насыпи и с примыканием к ней отсыпают заезд и формируют с него смежную насыпь и одновременно расширяют ранее отсыпанную насыпь на величину, определяемую из выражения Шн=(hн-ho)ctg , где Шн величина расширения опережающей насыпи по нормальному к откосу сечению, м; hн высота опережающей насыпи, м; ho высота обновленного откоса по нормальному к нему сечению, м; угол естественного откоса, град. после формирования съезда между смежными насыпями его наращивают до основания отвала под уклоном, определяемым из выражения lнi iнi+lтi iтi+lш in1= lнi+1 iнi+1+lтi+1 iтi+1 где lтi, iтi и lнi, iнi соответственно попарно длина горизонтальной проекции и уклон продольного по тальвегу используемого съезда и его нарощенной по длине на основании отвала части, м, lш и in1 соответственно длина горизонтальной проекции и уклон поперечного на площадке насыпи заезда, используемого для формирования смежной насыпи, м, lтi+1, iтi+1 и lнi+1, iнi+1 соответственно попарно длина горизонтальной проекции и уклон формируемого по тальвегу продольного съезда и его наращиваемой на основании отвала части, м, причем по мере формирования заезда наращивают ранее отсыпаемую насыпь по ее длине с примыканием ее торца к заезду по его высоте, а рабочую площадку формируют с превышением высоты относительно ранее отсыпанной площадки, определяемым из выражения h1= iп1+ где h1 превышение уровня формируемой площадки над существующей, м; iп2 уклон наращиваемого по высоте поперечного заезда, после чего производят засыпку нижнего яруса отвала и съездов между насыпями. На фиг.1 изображена схема формирования съездов и наращивания насыпей по длине и ширине; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 схема для вывода зависимости превышения формируемой рабочей площадки над ранее отсыпанной; на фиг. 4 схема формирования новых рабочих площадок; на фиг. 5 схема засыпки нижнего яруса отвала и съездов. Способ заключается в следующем. После отсыпки части отавла опережающими насыпями (ОН) 1 на основании 2 отвала с верхними площадками (П) 3 в направлении 4 к линии 5 фронта горных работ с формированием по тальвегу лога между ОН1 съезда (С)6 от его горизонтальной П7 (на уровне ПЗ) на основание 2 отвала и после формирования ОН8 второго яруса с П9 и С10 между ними с его горизонтальной П11 на П7 с формированием аналогичных ОН, П и С третьего и последующих ярусов в случае их наличия, на основании 2 отвала и на каждой П3 и 9 в направлениях 12 в торце каждой насыпи и с примыканием к ней отсыпают заезды 13 и 14 (верхние бровки которых на фиг. 1 показаны штриховыми линиями) до уровня их горизонтальных П15 и 16. Затем с заезда 13 и 14 путем транспортировки пород по трассе "абс" и по трассе "abmno" формируют ОН 17 и 18, (смежные ОН1 и 8) и одновременно расширяют каждую ранее отсыпанную насыпь 1 и 8 согласно схеме на фиг. 2 на величину, определяемую из выражения Шн= (hн-ho)ctg , (1) где Шн величина расширения опережающей насыпи по нормальному к откосу сечению, м; hн высота опережающей насыпи, м; ho высота обновленного откоса по нормальному к нему сечению, м; угол естественного откоса, град. до обозначенной на фиг. 1 штриховой линией верхней ее бровки (от т. "К" до т. "m" на фиг. 2). Это обеспечивает обновление откоса ОН1 по длине "cd" и откоса ОН8 по длине "ОР", интенсивную отсыпку пород ОН1 между линиями с т "m" и пород смежных откосов ОН17 и 18 со взаимоупором смежных откосов. Например, согласно (1), для условий hн=33 м, ho=13 м, 40о, Шн=(33-13) x x1,192= 23,8 (м), причем объем отсыпаемых со взаимоупором откосов пород (с уменьшенными сроками и затратами) составляет 1174 м3/п.м. После этого между смежными ОН1 и 17 первого и ОН8 и 18 второго яруса (а в случае наличия последующих ярусов) формируют соответственно новые С 21 и 22. После формирования С21 между смежными насыпями 1 и 17 его наращивают до основания 2 отвала в пределах отрезка "ed" под уклоном, определяемым из выражения lнiea iнiea+lтi6 iтi6+lшi13 ini13 lнi+1ed iнi+1ed+lтi+1 21 iтi+1 21 (2) где lнiea и iнiea соответственно длина горизонтальной проекции и уклон нарощенной на основании 2 отвала части "еа" продольного съезда 6, используемого для формирования смежной ОН17, м, lтi6 и iтi6 соответственно длина горизонтальной проекции и уклон продольного съезда 6 от П7 до основания 2 отвала, используемого для формирования смежной ОН17, м, lшi13 и ini13 соответственно длина горизонтальной проекции и уклон поперечного на площадке 3 ОН1 заезда 13, используемого для формирования смежной насыпи 17, м, lнi+1ed, iнi+1ed соответственно длина горизонтальной проекции и уклон наращиваемой на основании 2 отвала части "еd" продольного съезда 21 с П15 на основание 2 отвала, формируемого по тальвегу между ОН1 и 17, м, lтi+1 21 и iтi+1 21 соответственно длина горизонтальной проекции и уклон формируемого по тальвегу продольного съезда 21, м, Например, при lнiea= 20 м; iнiea=0; lтi6=100 м; iтi6=0,08; lш13=50 м; ini13=0,06; lтi+1 21=100 м; iтi+1 21=0,08; lнi+1ed и iнi+1edустанавливают по выражению (2): 0х20 + 100 х 0,08 + 50х0,06 100х0,08=lнi+1ed iнi+1ed; данное тождество удовлетворяется парами значений, например, 1) 30 м и 0,100; 2) 40 м и 0,075; 3) 50 м и 0,060 и др. Зависимость (2) является необходимым условием обеспечения проезда по спрямленной трассе "edc" для дальнейшего отвалообразования. При этом по мере формирования заезда "ed" наращивают ранее отсыпаемую ОН1 по ее длине между сплошной и штрихпунктирной линиями на фиг. 1 с примыканием ее торца к заезду "ed" по его высоте. Также, между сплошной и штриховой линиями ОН8, с упором в заезд 13, наращивают по длине ОН8 и аналогично ОН других ярусов. После формирования и наращивания по длине С21 начинают транспортировать по нему породы от основания 2 отвала через П15 и наращивают по высоте поперечный заезд 13 в обратном, встречном 12, направлении с подъемом от С21 и С6 и со смещением к торцу ОН1 и тем самым формируют заезд 23, верхние бровки которого обозначены штрихпунктирной линией (см. фиг. 1). Также с транспоpтировкой по С21 и 22 пород наращивают по высоте поперечный заезд 14 в обратном направлении с подъемом от С22 и тем самым в контурах штрихпунктирных линий формируют заезд 24, аналогично наращивают заезды вышележащих ярусов. Новые поперечные заезды 2 3и 24 отсыпают до совмещения нижней бровки их торцового откоса с границей П7 и 11 соответственно продольного С6 и 10 для обеспечения транспортного доступа к вышележащим участкам и ярусам и таким образом каждую новую рабочую площадку формируют с превышением высоты относительно ранее отсыпанной П7 и соответственно П11, которое определяется согласно схеме на фиг. 3 следующим путем: h1=lш iп1 hп2, (3) где h1 превышение уровня формируемой площадки над существующей П7 или П11, м; lш длина горизонтальной проекции С23 или 24 от его начала на П15 или соответственно 16 до нижней бровки на П7 или П11, м; hп2 превышение формируемой площадки над П15 или П16, м; hп2=(lш-3) iп2, (4) где 3 заложение откоса в торце С23 и 24, м; 3= (hп2+h) сtg (5) где h превышение П15 и П16 соответственно над П7 или П11, м; iп2 уклон наращиваемого по высоте поперечного заезда 23 и 24, Решив совместно (3), (4) и (5) получим h1= iп1+ Например, при lш=50 м; iп1=0,06; 40о; iп2=0,07, согласно (6) h1= 500,06+ 6,03(м) рабочую площадку формируют при наращивании звезда 23 над существующей П7 с превышением 6,03 м. В процессе формирования заездов С23 и 24 формируют на П19 и 20 заезды 25 и 26 с подъемом в направлении 12 и формируют П27, ОН28 с П29 на первом ярусе и соответствующие П и ОН на втором и последующих ярусах (не показаны) с превышением уровня П27 и 29 над П15 и 19, определяемым по принципу (3). После формирования в торце ОН18 с примыканием к ней заезда 25 формируют с него смежную насыпь 28 и одновременно расширяют ранее отсыпанную насыпь 19 на величину, определяемую по зависимости (1) в контурах между штриховой и штрихпунктирной линиями на протяжении участка "fg" (см. фиг. 1). Затем после формирования нового С30 между смежными ОН28 и 17, его наращивают до основания 2 отвала на участке "eg" под уклоном, определяемым по принципу (2) из выражения, в котором символы имеют соответствующие перечисленным С и заездам индексы lнеd iнеd+lт21 iт21+lш25 i25 lнеg iнеg+lт30 iт30, (7) Аналогично по данному принципу определяют длину и уклон поперечного заезда каждого вышележащего яруса, причем возможно комбинирование трасс, например, доступ на П16 возможен: 1) по С6, 10 и заезду 14; 2) по С "еd", 21 и 22; 3) по С6, заезду 13 и С22. Аналогичным образом по длине фронта 5 формируют новые ОН, С между ними, поперечные заезды и новые П. После формирования заезда 23 снова наращивают по длине, на участке между штриховой и штрихпунктирной линиями, ранее отсыпаемую ОН8 с примыканием ее торца к заезду 23 по его высоте. Аналогично наращивают по длине ОН вышележащего яруса с примыканием ее торца к заезду 24. Затем на каждом ярусе формируют новую П31 и 32 и др. (фиг. 4) в пределах высоты нарощенного заезда 23, 24 и др. с превышением высоты относительно ранее осыпанных П7 и П11, определяемом из выражения (6). После формирования новых П смежных ОН, последующую ОН, например ОН 17, расширяют с засыпкой С21 между ними и наращиванием по высоте предыдущей ОН1 до уровня новой П последующей ОН 17 и формируют П33 и П34 (фиг. 5) с засыпкой П31 и 32 и тем самым производят засыпку нижнего яруса отвала и съездов между насыпями. Все вышеизложенные операции в ходе работ повторяют на каждом участке отвального поля вдоль фронта 5 горных работ, вмещающем описанные группы ОН и С с общим началом последних в своей для каждого участка точке "е", положение которой выбирают для каждого участка по мере подвигания горных работ, после чего операции повторяют. Преимущества разработанного способа перед прототипом заключаются в том, что его использование обеспечивает разгрузку самосвалов непосредственно под откос по всему периметру каждой ОН с упором откосов друг в друга и в контрфорс тело заезда 13, 23, ed, и др. что уменьшает время и затраты и повышает безопасность формирования ярусов и сокращает в целом сроки нахождения в контакте с воздушным бассейном поверхностей отвала, т.е. способствует профилактике и ликвидации пожаров и улучшению экологической обстановки; систематическое обновление площадок ярусов; постоянное спрямление транспортных трасс по мере отсыпки отвала, удешевляющее и интенсифицирующее отвалообразование, сокращающее сроки контакта горючих компонентов отвала с воздушным бассейном и уменьшающее тем самым возможности их самовозгорания; наличие сети транспортных коммуникаций на отвалах, облегчающей доступ к пожароопасным участкам, что способствует тушению пожаров и улучшению экологической обстановки на отвалах.Формула изобретения
СПОСОБ ОТСЫПКИ ОТВАЛА, включающий транспортирование породы по съездам на рабочие площадки отвала, отсыпку на основание опережающих насыпей с формированием между ними съездов и отсыпку ярусов отвала с засыпкой ранее отсыпанных съездов, отличающийся тем, что, с целью улучшения экологической обстановки за счет ликвидации пожаров на отвале путем интенсификации формирования съездов при повышении безопасности работ на отвале, в торце насыпи и с примыканием к ней отсыпают заезд и формируют с него смежную насыпь и одновременно расширяют ранее отсыпанную насыпь на величину, определяемую из выражения, Шн= (hн-ho)ctg, где Шн - величина расширения опережающей насыпи по нормальному к откосу сечению, м; hн - высота опережающей насыпи, м; h0 - высота обновленного откоса по нормальному к нему сечению, м; - угол естественного откоса, град., после формирования съезда между насыпями его наращивают до основания отвала под уклоном, определяемым из выражения где - соответственно попарно длина горизонтальной проекции и уклон продольного по тальвегу используемого съезда и его нарощенной по длине на основании отвала части, м, %; - соответственно длина горизонтальной проекции и уклон поперечного на площадке насыпи заезда, используемого для формирования смежной насыпи, м,%; - соответственно попарно длина горизонтальной проекции и уклон формируемого по тальвегу продольного съезда и его наращиваемой на основании отвала части, м, %, причем по мере формирования заезда наращивают ранее отсыпаемую насыпь по ее длине с примыканием ее торца к заезду по его высоте, а рабочую площадку формируют с превышением высоты относительно ранее отсыпаемой площадки определчемым из выражения где h1 - превышение уровня формируемой площадки над существующей, м; - уклон наращиваемого по высоте поперечного заезда, %, после чего производят засыпку нижнего яруса отвала и съездов между насыпями.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5