Привод нескольких скважинных насосов

Реферат

 

Сущность изобретения: цепь связывает полированные штоки насоса и проходит через динамометр и направляющие ролики. Между стойками закреплены рельсы. Роликовая каретка размещена с возможностью продольного перемещения на рельсах. С электродвигателем связан двухходовой винт с поворотным зубом, установленным с возможностью поворота на каретке, связанным с ней водилом с винтовыми регуляторами, установленными между звеньями цепи в ее средней части. Датчики пульта управления взаимодействуют с кареткой в ее конечных положениях. 1 ил.

Изобретение относится к технике добычи нефти, в частности к приводам штанговых насосов.

Известен привод скважинного насоса (авт.свид.СССР N 1315654, кл. F 04 B 47/02, 1988), содержащий рабочий барабан и барабан противовеса, направляющий блок, установленный эксцентрично оси скважины и снабженный цепью, двигатель, имеющий реверсивный механизм переключения.

Известна также скважинная штанговая насосная установка (авт.свид.СССР N 1315655, кл. F 04 B 47/02, 1988), содержащая колонны насосных труб, параллельных друг другу, с размещенными в них штанговыми насосами, стойку со шкивом под канат канатных подвесок, штанги.

Недостатком известных устройств является необходимость применения механизма реверсирования привода хода канатной подвески, что значительно снижает надежность его работы.

Наиболее близким по техническому решению является насос для эксплуатации нескольких скважин (журнал "Нефть, газ и нефтехимия США", N 1987, М. Недра, с. 61), содержащий колонну насосных штанг в первой скважине и уравновешенную с ней колонну насосных штанг во второй скважине, соединенные с полированными штоками механической цепью, проходящей через динамометр, направляющее и ведущее колесо с реверсивным приводом.

Недостатком ближайшего аналога является необходимость реверсирования привода при достижении колонн насосных штанг крайних положений, что значительно снижает их работоспособность.

Технической задачей изобретения является повышение надежности за счет исключения реверсирования.

Это достигается тем, что привод снабжен стойками, закрепленными между ними рельсами, роликовой кареткой, размещенной с возможностью продольного перемещения на рельсах, связанных с электродвигателем двухходовым винтом с поворотным зубом, установленным с возможностью поворота на роликовой каретке, связанным с ней водилом с винтовыми регуляторами, установленными между звеньями цепи в ее срединной части, а также пультом управления с датчиками, взаимодействующими с роликовой кареткой в ее конечных положениях.

Изобретение поясняется чертежом, на котором представлен общий вид привода нескольких скважинных насосов.

Привод нескольких скважинных насосов состоит из первой скважины 1 с сальником 2, через который проходит полированный шток 3 штанговой колонны скважинного насоса, соединенный замком 4 с цепью 5, проходящей через направляющий ролик 6, динамометр 7, блоки 8,9, и винтовым регулятором 10, соединенным с водилом 11, установленным на роликовой каретке 12, передвигаемой по рельсам 13, поворотным зубом 14, контактирующим с двухходовым винтом 15, вращаемым приводом 16, установленным на опорах 17 основания 18, снабженного стойками 19, из второй скважины 20 с сальником 21, через который проходит полированный шток 22 штанговой колонны второго скважинного насоса, соединенный замком 23 с цепью 24, проходящей через направляющий ролик 25, динамометр 26, блоки 27,28, и винтовым регулятором 29, соединенным с водилом, из пульта управления 30, связанного с датчиками 31,32.

Работает привод нескольких скважинных насосов следующим образом.

Через пульт 30 включается привод 16 и вращает двухходовой винт 15, который перемещает поворотный зуб 14, воздействующий на роликовую каретку 12 и перемещающий ее по рельсам 13 в сторону первой скважины 1. Вместе с кареткой 12 перемещается водило 11, которое через винтовой регулятор 29, блоки 28,27, динамометр 26 и направляющий ролик 25 будет тянуть цепь 24, которая замком 23 будет поднимать через сальник 21 полированный шток 22, связанный штанговой колонной со скважинным насосом второй скважины 20. Одновременно происходит опускание через сальник 2 полированного штока 3, связанного штанговой колонной со скважинным насосом первой скважины 1.

Скорость спуска определяется скоростью продольного перемещения водила 11, через винтовой регулятор 10 связанного с цепью 5, проходящей через блоки 8,9, динамометр 7, направляющий ролик 6 и закрепленной замком 4 с полированным штоком 3.

При этом каретка 12 воздействует на датчик 31, связанный с пультом управления 30, и подает сигнал о работе насоса в скважине 20.

Дойдя до конечного положения, поворотный зуб 14 повернется на угол подъема витка двухходового витка 15 и изменит направление движения в обратную сторону. При этом роликовая каретка 12 по рельсам 13 будет перемещаться в сторону второй скважины 20, соответственно перемещая цепь 5, которая будет поднимать полированный шток 3, а цепь 24 будет опускать полированный шток 22. Дойдя до конечного положения, каретка 12 воздействует на датчик 32, связанный с пультом управления, и подает сигнал о работе насоса скважины 1, одновременно поворотный зуб 14 повернется на угол подъема витка двухходового винта 15 и изменит направление в обратную сторону.

Привод обеспечивает совместную работу насосов, расположенных в двух параллельных скважинах, повышает надежность работы за счет избежания его реверсирования.

Особое значение это приобретает при использовании привода на малодебетных с низким забойным давлением скважинах, с высокочастотными циклами ревеpсирования привода.

Формула изобретения

ПРИВОД НЕСКОЛЬКИХ СКВАЖИННЫХ НАСОСОВ, содержащий электродвигатель, направляющие ролики, динамометр, цепь, связывающую полированные штоки насосов и проходящую через динамометр и направляющие ролики, отличающийся тем, что привод снабжен стойками, закрепленными между ними рельсами, роликовой кареткой, размещенной с возможностью продольного перемещения на рельсах, связанным с электродвигателем двухходовым винтом с поворотным зубом, установленным с возможностью поворота на роликовой каретке, связанным с ней водилом с винтовыми регуляторами, установленными между звеньями цепи в ее средней части, а также пультом управления с датчиками, взаимодействующими с роликовой кареткой в ее конечных положениях.

РИСУНКИ

Рисунок 1