Способ переработки высокосернистых битуминозных нефтей
Реферат
Использование: нефтехимия. Сущность изобретения: высокосернистую битуминозную нефть подвергают гидрокрекингу под давлением, при 430-490oС, соотношении водород : сырье 800-1500 м3/м3, при разбавлении сырья нефтяной фракцией, кипящей в пределах 180-350oС, в присутствии алюмоникельболибденового катализатора, промотированного отходами редкоземельных элементов в количестве не менее 1 мас.%. 2 табл.
Изобретение относится к переработке нефти, в частности к переработке битумов и битуминозных высокосернистых нефтей с целью получения светлых видов топлив.
Известен способ переработки битуминозных нефтей путем гидрокрекинга под давлением 67 атм. при 430-490оС, соотношении водород:сырье 800-1500 м3/м3 в присутствии алюмомолибденсодержащего катализатора [1] Наиболее близким техническим решением является способ переработки тяжелых битумов и битуминозных высокосернистых нефтей путем гидрокрекинга под давлением 25-35 атм. при 430-490оС в присутствии алюмомолибденникельсодержащего катализатора [2] Недостатками известных способов является низкий выход светлых нефтяных фракций, высокая стоимость и энергоемкость производства. Устранить указанные недостатки позволяет предлагаемый способ переработки высокосернистых битуминозных нефтей путем гидpокрекинга под давлением, при 430-490оС, соотношении водород:сырье 800-1500 м3/м3, при разбавлении сырья нефтяной фракцией, кипящей в пределах 180-350оС, в присутствии алюмоникельмолибденового катализатора, при этом используют алюмоникельмолибденовый катализатор, дополнительно промотированный оксидами редкоземельных элементов в количестве не менее 1 мас. Сущность предлагаемого способа заключается в том, что промотируя известный катализатор оксидами редкоземельных металлов, повышают его селективность. При этом, как свидетельствуют проведенные эксперименты, выход светлых бензиновых фракций увеличивается в 2-2,5 раза при тех же условиях проведения процесса (температуре, давлении, скорости подачи, соотношении водород:сырье). Способ осуществляют следующим образом. Катализатор готовят методом смешения осажденных гидроокисей алюминия, никеля и молибдена с последующей добавкой соответствующих оксидов редкоземельных элементов. Приготовленные смеси формуют в шарики. Сушку образцов проводят вначале в течение 12 ч на воздухе, затем в течение 3-4 ч в сушильном шкафу, после чего прокаливают в муфеле при 650оС также в течение 3-4 ч. Содержание промотирующего оксида редкоземельных элементов составляет не менее 1% от массы катализатора. Гидрокрекинг высокосернисных битуминозных нефтей в присутствии промотированного катализатора проводят при 430-490оС под давлением 25-35 атм. при соотношении водород: сырье 800-1500 м3/м3 при разбавлении сырья нефтяной фракцией, кипящей при 180-350оС. П р и м е р. В качестве сырья использовали высокосернистую битуминозную нефть Ашальчинского месторождения битумов с разбавителем (фракция 180-350оС) в соотношении на 1 объем сырья 0,5 объема разбавителя. Физико-химические показатели битумной нефти следующие: Плотность/ г/см3 0,985 Содержание серы/ мас. 4,04 Коксуемость по Кондрадсону/ мас. 11,2 Фракционно-вакуумная разгонка/ мас. Фр. 180-350оС 26,7 Фр. выше 360оС 73,3 Асфольтены/ мас. 5,7 Смолы/ мас. 36,4 Гидрокрекинг нефти проводили при 450оС, давлении 30 МПа, соотношении водород:сырье 1000 м3/м3 на катализаторе следующего состава, мас. оксид никеля 5; оксид молибдена 5; промотор 1 оксид алюминия остальное, при этом промотор менялся следующим образом: промотор оксид иттрия; промотор оксид самария; промотор оксид лантана. Параллельно проводили опыт с известным катализатором без промотора. Данные приведены в табл.1. Из табл. 1 видно, что на промотированных катализаторах выход бензиновых фракций увеличивается в 2-2,5 раза при прочих равных условиях проведения гидрокрекинга. Кроме того, высококачественные малосернистые топлива получают в одну ступень (см. табл.2). Из данных табл.2 видно, что бензиновые и дизельные фракции содержат мало серы, а достаточно высокое содержание нафтенароматических углеводородов дает возможность говорить о высоком качестве получаемых топлив, не требующих дальнейшей переработки. Кроме того, испытания, проведенные по моторному методу на определение октановых и цетановых чисел, показали удовлетворительные результаты октановое число составило 77-79, цетановое 38-45.Формула изобретения
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ВЫСОКОСЕРНИСТЫХ БИТУМИНОЗНЫХ НЕФТЕЙ путем гидрокрекинга под давлением при 430 - 490oС, соотношении водород : сырье 800 - 1500 м3/м3, при разбавлении сырья нефтяной фракцией, кипящей в пределах 180 - 350oС в присутствии алюмоникельмолибденового катализатора, отличающийся тем, что используют алюмоникельмолибденовый катализатор, дополнительно промотированный оксидами редкоземельных элементов в количестве не менее 1 мас.%.РИСУНКИ
Рисунок 1