Учебный стол

Реферат

 

Использование: в школьной мебели, преимущественно для младших школьников и дошкольников. Сущность: стол содержит каркас с размещенной на нем с возможностью вертикального перемещения опорой, верхняя часть которой выполнена в виде открытого сверху короба, в боковых стенках которого имеются наклонные направляющие. Столешница установлена в направляющих посредством штоков, закрепленных у ее задней кромки. Поворот столешницы в горизонтальной плоскости на штоках с одновременным перемещением их в направляющих позволяет использовать в качестве рабочих поверхностей ее лицевую и оборотную стороны, причем последняя снабжена приспособлением для съемного крепления наглядных пособий. Стол дополнительно оборудован выдвижным зеркалом, закрепленным в направляющих на задней стенке опоры. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к школьной мебели, в частности, к партам и предназначено для занятий с младшими школьниками и дошкольниками, имеющими отклонения в развитии, в общеобразовательных школах в классах выравнивания, в специальных школах и группах детских садов.

Известен учебный стол, в котором столешница установлена с возможностью вращения вокруг горизонтальной оси, закрепленной на основании, и выполнена в виде многогранной призмы, на каждой грани которой имеется смотровое окно, а внутри призмы на ее оси установлен барабан, несущий на поверхности учебную информацию и имеющий средство для его поворота, причем на гранях призмы нанесены информационные данные (авт.св. СССР N 456607, кл. А 47 В 41/02, 1973).

В зависимости от предмета и темы занятия ученик поворачивает столешницу, устанавливая ее в верхнее положение соответствующей гранью, и подводит к смотровому окну требуемую информацию, размещенную на барабане.

Недостатком указанной конструкции является сложность ее в использовании младшими школьниками самостоятельно и необходимости участия в подготовке стола к работе учителя (методиста).

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является учебный стол для школьников, включающий каркас с размещенной на нем с возможностью вертикального перемещения опорой с двумя поперечинами и двумя боковинами, и подвижную столешницу, шарнирно соединенную задней кромкой с задней поперечиной с возможностью изменения угла наклона относительно горизонта с помощью приводного механизма, а передней кромкой с передней поперечиной с возможностью продольного перемещения. Приводным механизмом задняя поперечина поднимается вместе с задней кромкой столешницы, при этом передняя кромка вместе с передней поперечиной перемещается назад на прежней высоте. Благодаря шарнирному соединению кромок с поперечинами, столешница поворачивается, трансформируя стол в пюпитр для нот, упором для которых служит шарнирно закрепленная в боковых гранях у передней кромки столешницы ограничительная шина (заявка ФРГ N 3217736, кл. А 47 В 39/02, 1983).

Описанный стол прост и удобен в эксплуатации в обоих положениях, однако возможность использования только одной стороны столешницы в качестве рабочей поверхности ограничивает его функциональные возможности.

Задачей настоящего изобретения является создание трансформируемого учебного стола, обеспечивающего возможность работы за ним школьников младших классов общеобразовательной школы и дошкольников, обучение которых требует постоянного применения большого количества специальных индивидуальных методических материалов и наглядных пособий.

Техническим результатом при этом является использование обеих сторон столешницы в качестве рабочих поверхностей и простота манипуляций подручным методическим материалом.

Указанный технический результат достигается тем, что в учебном столе, включающем каркас с размещенной на нем с возможностью вертикального перемещения опорой с поперечинами и боковинами, и подвижную столешницу, установленную на опоре с возможностью изменения угла наклона относительно горизонта, боковины опоры снабжены наклонными направляющими, а столешница установлена на направляющих посредством штоков, закрепленных на ее боковых гранях у задней кромки. Штоки размещены в направляющих шарнирно и с возможностью продольного перемещения. При этом на оборотной стороне столешницы размещены крепежные элементы для съемного крепления наглядных пособий.

Для подручного хранения съемных наглядных пособий опора выполнена в виде открытого сверху короба с кассетами для указанных пособий.

Для обеспечения возможности самоконтроля в процессе выполнения артикуляционных упражнений стол дополнительно снабжен выдвижным зеркалом, установленным в направляющих, размещенных на задней стенке опоры, и снабженным фиксатором регулируемого наклонного положения на столешнице.

Все признаки изобретения, отличающие предлагаемый учебный стол от прототипа, способствуют достижению указанного выше технического результата. Благодаря установке столешницы и направляющих посредством штоков, закрепленных у ее задней кромки, поворот столешницы относительно горизонтальной оси на штоках и выдвижение оборотной стороной наружу до передней поперечины позволяет полноценно использовать обе стороны столешницы в качестве рабочих поверхностей, а простота манипулирования столешницей, подручное размещение учебно-методического материала, несложное его крепление, а также возможность самоконтроля мимики и артикуляции делают стол пригодным для младших школьников и деталей в специальных школах и группах детских садов, имеющих отклонения в развитии (нарушения речи, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, задержка речевого и психического развития).

Проведенные патентные исследования не выявили конструкций аналогичного назначения, обладающих в полном объеме совокупностью признаков, соответствующей предлагаемому столу.

На фиг.1 изображен стол лицевой стороной столешницы наружу; на фиг.2 то же, оборотной стороной столешницы наружу; на фиг.3 то же, вид сбоку.

Предлагаемый учебный стол содержит каркас 1 с размещенной на нем с возможностью вертикального перемещения (например, перестановки на болтах) опорой 2, верхняя часть которой образует короб 3, боковины которого с внутренней стороны снабжены наклонными направляющими пазами 4. Столешница 5 снабжена штоками 6, закрепленными на боковых гранях у задней кромки и шарнирно входящими в направляющие пазы 4. Лицевая сторона столешницы 7 выполнена гладкой, а на оборотной стороне 8 размещены крепежные элементы 9, например, магниты для навески съемных учебно-методических наглядных пособий букв, цифр, фигур и т.п. Передняя кромка столешницы 5 выполнена с вырезом 10 для захвата при подъеме.

В коробе 3 размещены кассеты 11 для съемных наглядных пособий.

Стол снабжен складным зеркалом 12, шарнирно закрепленным на несущих стержнях 13, входящих в направляющие 14, размещенные на задней стенке короба. В верхней части короба 3 имеется неподвижная горизонтальная планка 15, на которой установлен зубчатый фиксатор 16 для регулирования наклонного положения зеркала. На планке могут быть также выполнены лотки 17 для мелких предметов (ручек, карандашей, резинок).

Для фиксации столешницы под требуемым углом наклона оборотной стороной к пользователю направляющие 6 снабжены ограничителями свободного хода штоков 18, а внутри короба размещен фиксатор угла наклона 19 (условно показан на фиг.3).

Для работы за столом опору 2 с коробом 3 и столешницей 5 устанавливают на каркасе 1 на высоте, соответствующей росту ученика. В положении столешницы лицевой поверхностью 7 наружу стол служит партой. Смену рабочей поверхности осуществляют вручную. Для этого столешницу за переднюю свободную кромку поднимают и поворачивают относительно задней, шарнирно закрепленной в направляющих 4 штоками 6, которые при этом скользят в направляющих вперед и вниз до упоров 18. Для установки столешницы под углом к направляющим с возможностью использования оборотной стороны 8 в качестве экрана или пюпитра угол поворота столешницы ограничивают, устанавливая фиксатор 19 в соответствующее положение. В зависимости от предмета и темы занятия из кассеты 11 достают соответствующие съемные наглядные пособия и навешивают их на крепежные элементы 9. Возврат столешницы в исходное положение осуществляют поворотом ее передней кромкой вперед и вниз, при этом задняя кромка на штоках 6 перемещается в направляющих 4 назад и вверх до совмещения с планкой 15.

Для самоконтроля при выполнении артикуляционных упражнений зеркало 12 выдвигают на стержнях 13 в направляющих 14 и устанавливают нижней гранью на зубчатом фиксаторе 16 под углом наклона, соответствующим эргономическим требованиям ученика.

Формула изобретения

1. УЧЕБНЫЙ СТОЛ, содержащий каркас, опору с открываемым сверху коробом для хранения наглядных пособий и столешницей, установленной на каркасе с возможностью перемещения для изменения высоты столешницы, при этом боковые грани короба имеют наклонные торцевые поверхности, а столешница состоит из наклонной части, установленной с возможностью поворота на боковинах короба, и горизонтальной планки, отличающийся тем, что наклонные торцевые поверхности боковин короба снабжены направляющими, в которых установлена наклонная часть столешницы с возможностью поворота и перемещения посредством штоков, закрепленных на ее боковых сторонах у задней кромки, при этом на оборотной стороне столешницы размещены крепежные элементы для съемных наглядных пособий.

2. Стол по п.1, отличающийся тем, что он снабжен выдвижным зеркалом, установленным в направляющих, размещенных на задней стенке короба, и имеющем средство фиксации регулируемого наклонного положения на горизонтальной планке столешницы.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3