Устройство для доступа в кабину транспортного средства

Реферат

 

Использование: во вспомогательном оборудовании транспортных средств, преимущественно, гусеничных лесозаготовительных машин, в частности в устройствах, обеспечивающих доступ в кабину. Сущность изобретения: устройство выполнено в виде двухступенчатой лесенки 1, оснащенной поручнем 5 и в верхней ее части шарнирно связанной с кронштейном 8, закрепленным также шарнирно на полике 14 кабины. При этом шарнир соединения лесенки 1 с кронштейном 8 имеет горизонтальную ось, а шарнир соединения кронштейна 8 с поликом 14 - вертикальную. Конструкция шарнирного соединения лесенки 1 с кронштейном 8 осуществлена посредством его цилиндрических цапф, введенных каждая в П-образный паз продольного профиля лесенки 1 и позволяет осуществить подъем-опускание последней без разрыва связи с кронштейном 8, а благодаря возможности вращения кронштейна 8 параллельно полику 14 кабины возникает возможность отвода поднятой лесенки 1 совместно с кронштейном 8 от дверного проема в сторону передней стенки кабины и фиксирования лесенки на стенке в вертикальном положении или, при необходимости, укладывания ее на полик 14 кабины. 5 ил. 1

Изобретение относится к вспомогательному оборудованию транспортных средств, преимущественно гусеничных лесозаготовительных машин, в частности к устройствам, обеспечивающим доступ в кабину.

Известно устройство для доступа на площадку водителя (в кабину) транспортного средства по а. с. N 806498, кл. В 60 R 3/02, выполненное в виде подъемно-поворотной лестницы.

Известно также устройство для доступа в кабину транспортного средства, выполненное в виде подножки, имеющей одну или несколько ступенек, по меньшей мере одна из которых выполнена подвижной вверх-вниз и снабжена пружиной для поднятия ее в верхнее положение (см. а.с. N 317559, кл. В 60 R 3/02).

Указанные выше известные устройства облегчают доступ в кабину транспортного средства и сравнительно несложны по конструктивному исполнению, однако, являются неприемлемыми к применению их на гусеничных лесозаготовительных машинах в силу незащищенности этих устройств от механических повреждений сучьями поваленных деревьев, торчащими древесными обломками.

Наиболее близким к изобретению техническим решением является и принято в качестве прототипа устройство для доступа в кабину транспортного средства, выполненное в виде убирающейся в кабину подножки, закрепленной шарнирно на двухосном кронштейне, жестко закрепленном на полике кабины и размещенном в дверном проеме.

Данное устройство для доступа в кабину транспортного средства достаточно удобно в управлении им, благодаря размещению в пространстве кабины, гарантированно защищено от внешних механических воздействий.

Наряду с этим, это устройство (подножка) обладает такими недостатками, как сложность конструкции; большая металлоемкость; загромождение до 2/3 ширины дверного проема подножкой, установленной в транспортное положение, что затрудняет стандартный выход водителя из кабины без перевода подножки в рабочее положение (например, это необходимо в случае заклинивания подножки в сложенном положении или, что более важно, в случае необходимости срочного покидания водителем кабины при создании на транспортном средстве аварийного положения (пожар, аварийное скольжение транспортного средства на крутосклоне и т.п.); опасность травмирования ноги водителя о близкорасположенную верхнюю ступень подножки при встряхиваниях, толчках транспортного средства при движении по неровностям, переезде препятствий (пней, валежин).

Цель изобретения упрощение конструкции устройства, уменьшение его металлоемкости и улучшение компоновки в кабине.

Цель достигается тем, что устройство для доступа в кабину транспортного средства выполнено в виде выводимой из кабины и опускающейся лесенки, шарнирно закрепленной на кронштейне, установленном на полике кабине с возможностью его вращения совместно с поднятой лесенкой параллельно плоскости полика, для чего кронштейн снабжен вертикальной резьбовой осью на одном конце его, ввинченной в резьбовую опору, жестко закрепленную на полике кабины, а на другом конце упомянутого кронштейна изготовлены как одно целое с ним проушины с горизонтально расположенными цилиндрическими цапфами, введенными каждая в П-образный паз продольного профиля лесенки, открытый с боковой ее стороны, с возможностью взаимодействия названных цапф с профилями лесенки при ее подъеме-опускании, выполнения цапфами роли опор лесенки, установленной в рабочее положение и ограничителей подъема ее при установке в транспортное положение, для чего П-образные пазы продольных профилей лесенки перекрыты с верхнего торца пластиной ее поручня, с нижнего специальными упорами, закрепленными на нижней ступени лесенки, при этом лесенка, установленная в транспортное положение, подъемом и разворотом ее совместно с кронштейном в сторону передней стенки, зафиксирована пружиненными защелками, закрепленными на переднем поперечном профиле каркаса кабины.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что предложенное устройство для доступа в кабину транспортного средства значительно проще по конструкции: многократно уменьшено количество деталей в нем; как минимум, в три раза, уменьшена металлоемкость устройства; оно более технологично, так как из конструкции исключены детали, изготавливаемые из поковок и отливок и, в особенности, параллелограммный механизм, требующий соблюдения точности геометрии составляющих его деталей, межцентровых расстояний; при наличии в конструкции предложенного устройства всего двух шарниров со взаимно перпендикулярными осями (вместо четырех у прототипа) обеспечено главное достоинство устройства установка его основного элемента лесенки за пределами дверного проема при транспортном ее положении, при одновременном отводе от проема и кронштейна крепления лесенки, тем самым достигнута наилучшая компановка устройства в кабине.

Таким образом, предложенное техническое решение соответствует критерию "новизна".

Анализ известных технических решений (аналогов) в исследуемой области, т. е. в области вспомогательного оборудования транспортных средств, преимущественно гусеничных лесозаготовительных машин, в частности, в конструкции устройств, обеспечивающих доступ в кабину, позволяет сделать вывод об отсутствии в них признаков, сходных с существенными отличительными признаками в предложенном устройстве для доступа в кабину транспортного средства и признать предложенное техническое решение соответствующим критерию "существенные отличия".

На фиг. 1 показано предлагаемое устройство для доступа в кабину транспортного средства в рабочем положении, вид сбоку; на фиг.2 то же, в транспортном положении, вид спереди; на фиг.3 сечение А-А на фиг.1; на фиг.4 сечение Б-Б на фиг.2; на фиг.5 сечение В-В на фиг.2.

Устройство для доступа в кабину транспортного средства содержит лестницу 1, изготовленную из двух продольных составляющих, выполненных в виде профилей 2 с П-образным пазом 3, открытым с боковой стороны, и приваренных к профилям 2 двух ступеней 4 и поручня 5. Снизу П-образные пазы 3 профилей 2 перекрыты специальными упорами 6, закрепленными на нижней ступени 4, сверху пластиной 7 поручня 5. Лесенка 1 шарнирно связана с кронштейном 8 путем введения в П-образные пазы 3 профилей 2 лесенки 1 цилиндрических цапф 9, жестко закрепленных на кронштейне 8 посредством приваренных к нему проушин 10. Кронштейн 8 снабжен вертикальной резьбовой осью 11, которая ввинчена в резьбовую опору 12, жестко закрепленную на пластине 13 полика 14 кабины. В рабочем положении устройства лесенка 1 опирается на порог полика 14 кабины дверного проема, в транспортном положении лесенка 1 фиксируется пружинными защелками 15, закрепленными с помощью винтов 16 на переднем поперечном профиле 17 каркаса кабины.

Сборка устройства сводится к креплению кронштейна 8 к полику 14 кабины путем ввинчивания резьбовой оси 1 кронштейна 8 в приваренную к пластине 13 полика 14 кабины опору 12, при этом ось 11 ввинчивается в опору 12 до отказа, а затем отвинчивается на один оборот. Затем закрепленный на полике 14 кабины кронштейн 8 разворачивается в сторону дверного проема и производится подсоединение к кронштейну 8 лесенки 1 опусканием ее сверху с введением цапф 9 кронштейна 8 в П-образные пазы 3 продольных профилей 2 лесенки 1 при предварительно отсоединенных от ее нижней ступени 4 специальных упорах 6. После опускания лесенки 1, соединенной с кронштейном 8, до контакта его цапф 9 с пластиной 7 поручня 5 лесенки 1, последняя разворачивается на цапфах 9 в горизонтальное положение для установки на место специальных упоров 6. Установкой упоров 6 на место заканчивается сборка устройства и опусканием лесенки 1 до опирания ею на порог полика 14 кабины дверного проема устройство приводится в рабочее положение. Перевод устройства в транспортное положение осуществляется с места водителя захватом рукой за поручень 5 лесенки 1, подъемом ее до упирания в цапфы 9 кронштейна 8 упоров 6, закрепленных на нижней ступени 4 лесенки 1, поворотом ее за поручень 5 совместно с кронштейном 8 в сторону передней стенки кабины и фиксированием лесенки 1 путем вталкивания ее продольных профилей 2 в пазы пружинных защелок 16, закрепленных на переднем поперечном профиле 17 каркаса кабины винтами 18.

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДОСТУПА В КАБИНУ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее лестницу из продольных и поперечных элементов, последние из которых представляют собой ступени, поручень, жестко соединенный с лестницей, кронштейн, шарнирно соединенный с лестницей, и установленный на полике кабины, и средство фиксации лестницы в транспортном положении, отличающееся тем, что кронштейн установлен с возможностью вращения совместно с поднятой лестницей параллельно плоскости полика кабины посредством вертикальной резьбовой оси, закрепленной на одном конце кронштейна и ввинченной в резьбовую опору, жестко соединенную с поликом кабины, при этом на другом конце кронштейна выполнены за одно целое с ним проушины с горизонтально расположенными цилиндрическими цапфами, продольные элементы лестницы выполнены П-образного профиля, открытого в боковые стороны для размещения в них цапф кронштейна с возможностью взаимодействия этих цапф с боковыми стенками продольных элементов лестницы для осуществления подъема-опускания последней, при этом продольные элементы с их верхних торцов соединены между собой пластинами поручня лестницы, закрывающими их пазы для опирания на эти пластины лестницы в рабочем положении, а с нижних торцов перекрыты упорами, закрепленными на нижней ступени лестницы, а средство фиксации лестницы в транспортном положении выполнено в виде пружинных защелок, закрепленных на переднем поперечном профиле каркаса кабины для обеспечения взаимодействия с ними лестницы после ее подъема за поручень и разворота совместно с кронштейном в сторону передней стенки кабины.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5