Противоугонное устройство для транспортного средства
Реферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к механическим средствам защиты от угона автомобилей. Противоугонное устройство транспортного средства содержит корпус замка, две поворотные тяги с захватными элементами на свободных концах, размещенные в цилиндрических каналах замкового корпуса. Одна тяга выполнена продольно подвижной и имеет на размещенной в корпусе части стержня кольцевые углубления для замыкания. Противоугонное устройство содержит также запорное приспособление, размещенное во вкладыше, который установлен в поперечном канале замкового корпуса со стороны запираемой тяги и имеет окно для прохода стержня запираемой тяги. В пересекающем вкладыш с запорным приспособлением цилиндрическом канале замкового корпуса смонтирована направляющая втулка, торец которой размещен в углублении на поверхности вкладыша. Запорное приспособление выполнено в виде подвижной подпружиненной в сторону запирания пластины, несущей на себе запирающий упор серповидной формы. 2 з. п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к механическим средствам защиты от угона автомобилей.
Известно противоугонное устройство, содержащее составной корпус, две тяги с захватными элементами на выступающих из корпуса концах, при этом размещенные в корпусе стержни тяг выполнены в виде зубчатых реек, взаимодействующих с зубчатым колесом, которое в сочетании с подпружиненным кулачковым диском выполняет роль запорного приспособления [1] Это известное противоугонное устройство имеет недостаточную надежность и низкую приспособляемость к отклонениям в расположении рулевого колеса и педалей на различных моделях автомобилей и сложную конструкцию. Указанные недостатки в основном устранены в принятом за прототип другом известном противоугонном устройстве, содержащем монолитный замковый корпус, размещенные в его цилиндрических каналах поворотные тяги с захватами на свободных концах, при этом одна из тяг установлена с возможностью продольного перемещения и имеет на размещенном в корпусе стержне кольцевые проточки для запирания, а также запирающее приспособление в виде винтового штифта с коническим наконечником [2] Однако оно тоже имеет свои недостатки. В частности, оно недостаточно удобно в эксплуатации. Запирающий винтовой штифт необходимо завинчивать при запирании устройства и отвинчивать при отпирании, на что расходуется определенное время. Кроме того, запирание в известном устройстве осуществляется при линейном контакте конической поверхности наконечника запирающего штифта и конической поверхности проточки на стержне запираемой тяги, что вызывает большие контактные напряжения и ставит под сомнение долговечность и прочность указанных элементов. Как и в прототипе предлагаемое противоугонное устройство транспортного средства содержит замковый корпус, размещенные в его цилиндрических каналах две поворотные тяги с захватными элементами на свободных концах, причем одна из тяг выполнена продольно-подвижной и имеет на размещенной в корпусе части стержня кольцевые углубления для замыкания, а также запорное приспособление. В отличие от прототипа запорное приспособление размещено во вкладыше, который установлен в поперечном канале замкового корпуса со стороны запираемой тяги и имеет окно для прохода стержня запираемой тяги. Особенностью предлагаемого противоугонного устройства является то, что в пересекающем вкладыш с запорным приспособлением цилиндрическом канале замкового корпуса смонтирована направляющая втулка, при этом ее торец размещен в углублении на поверхности вкладыша. Кроме того, запорное приспособление выполнено в виде подвижной подпружиненной в сторону запирания пластины, несущей на себе запирающий упор серповидной формы. Предлагаемое противоугонное устройство более технологично в производстве и удобно в применении, а элементы его запорного приспособления не создают больших контактных напряжений при высоких нагрузках, что свидетельствует о более высокой надежности и долговечности устройства в целом. Размещение запорного приспособления во вкладыше, который изготавливается и собирается вне замкового корпуса, упрощает изготовление и монтаж противоугонного устройства. Исполнение запорного приспособления в виде подпружиненной пластины исключает необходимость вставлять в замковый корпус ключ и работать им при запирании устройства. Ключ используется только при отпирании противоугонного устройства. Серповидная форма запирающего упора ведет к увеличению площади контактирующих поверхностей запирающего и запираемого элементов, что безусловно уменьшает контактные напряжения и соответственно повышает прочность и надежность противоугонного устройства. Учитывая перечисленные отличия и преимущества предлагаемого противоугонного устройства можно судить о его соответствии основным критериям изобретения: новизне, изобретательскому уровню и промышленной применимости. На фиг.1 изображено устройство и продольный разрез замкового корпуса; на фиг.2 сечение А-А на фиг.1 с показом в увеличенном масштабе запорного приспособления; на фиг.3 сечение Б-Б на фиг.2 с показом формы и профиля запирающего упора; на фиг. 4 сечение В-В на фиг.1 с показом стопора направляющей втулки. Противоугонное устройство содержит монолитный замковый корпус 1 (фиг.1), поворотные тяги 2 и 3 с крюками 4 и 5 на свободных концах, смонтированное во вкладыше 6 запорное приспособление 7. Стержни поворотных тяг частично размещены в продольных цилиндрических каналах 8 и 9 замкового корпуса 1. При этом на стержне тяги 2 выполнены кольцевые углубления 10 для запирания указанной тяги при взаимодействии с запорным приспособлением 7. В незапертом состоянии тяга 2 имеет неограниченную возможность перемещаться относительно корпуса 1. Запорное приспособление 7 представляет собой подпружиненную пружиной 11 (фиг.2) в сторону запирания пластину 12, размещенную с возможностью плоского перемещения в пазу (фиг.1) цилиндрического вкладыша 6. Последний вместе с запирающей пластиной вставлен в поперечный тупиковый канал 13 замкового корпуса 1 со стороны запираемой тяги 2. Во вкладыше 6 и в запирающей пластине 12 выполнены соосные окна-отверстия 14 (фиг.2) для прохода стержня запираемой тяги 2. Торцовая часть запирающей пластины выполняет роль запирающего упора 15. Поскольку диаметр окна-отверстия 14 в запирающей пластине несколько больше диаметра стержня запираемой тяги изначительно больше диаметра его заглубленной части 16 в зоне кольцевого углубления 10, то в запертом положении, когда рабочая часть 17 упора 15 на запирающей пластине 12 размещена в указанном углублении, пятно контакта между буртиком 18 (фиг.3) проточки на стержне тяги 2 и запирающим упором имеет серповидную форму (см. фиг.2), соответственно площадь контакта равна площади этого серповидного пятна. Возвратная пружина 11 запирающей пластины размещена в лунке 19 (фиг.2) на внутреннем торце вкладыша 6. Эта лунка по периметру совпадает с прямоугольным окном 20 на запирающей пластине 12. Вследствие этого пружина 11 одним концом упирается в дно лунки 19 во вкладыше, а другим в кромку запирающей пластины 12 и своим усилием постоянно стремится сдвинуть запирающую пластину в запертое положение, когда ее запирающий упор 15 своей рабочей частью 17 входит в углубление 10 на стержне запираемой тяги 2. Для перемещения запирающей пластины 12 при отпирании в продольном канале 9 замкового корпуса 1 на уровне поперечного канала 13, в котором размещен вкладыш 6 с запирающей пластиной 12, установлено поворотное водило 21 (фиг.1), выполненное в виде цилиндрического тела с эксцентриковым упором 22 для взаимодействия с хвостовиком 23 запирающей пластины 12. На торце указанного водила выполнено гнездо 24 под ключ 25. Для исключения демонтажа вкладыша из замкового корпуса 1 при вынутой тяге 2 с целью нежелательного излучения в цилиндрическом канале 8 замкового корпуса 1 с помощью неразборного кольцевого стопора 26 (фиг.4) установлена направляющая втулка 27 (фиг.1). Торец этой втулки входит в углубление 28 на боковой поверхности вкладыша 6 и фиксирует его в определенном положении, что гарантирует свободу перемещений запирающей пластины. Упомянутая втулка может простираться за пределы корпуса для повышения поперечной прочности тяги. Незамыкаемая тяга 3 в канале 9 замкового корпуса 1 зафиксирована аналогичным вышеописанному стопорным устройством. Применение предлагаемого противоугонного устройства и взаимодействие его составных частей осуществляется следующим образом. Незамыкаемую тягу 3 (фиг.1) крюком 5 надевают на педаль муфты и или тормоза автомобиля (не показано), а крюк 4 предварительно полностью вынутой из замкового корпуса 1 и тяги 2 надевают на обод рулевого колеса (не показано), после чего стержень этой тяги с кольцевыми углублениями вводят в цилиндрический канал 8 замкового корпуса 1 со стороны направляющей втулки 27 до ощущения небольшого натяга, когда будут выбраны все зазоры и упругие деформации в соединениях руля и педали. В процессе продвижения стержня тяги 2 в цилиндрический канал 8 замкового корпуса 1 запирающая пластина 12 (фиг.2) упором 15 под воздействием пружины 11 входит в крайнее углубление 10 на тяге 2, при дальнейшем продвижении конусный участок кольцевого углубления 10 (фиг.3) давит на скос 29 на кромке рабочей части 17 упора 15 запирающей пластины, вследствие чего последняя преодолевая сопротивление пружины 11 (фиг.2) смещается и пропускает тягу до следующего углубления. При прохождении каждого из углублений 10 описанный процесс повторяется. При обратном движении тяги 2 торец 30 (фиг.3) буртика 18 кольцевого углубления 10 упирается в рабочую часть 17 упора 15 запирающей пластины, которая усилием пружины прижимается к углубленной части тяги, в результате противоугонное устройство оказывается замкнутым. Для отпирания противоугонного устройства ключ 25 (фиг.1) через входное окно 31 вводят во внутренний канал 32 замочной скважины замкового корпуса 1, разворачивают его на 90о и перемещая вдоль канала 32 вводят в зацепление с гнездом 24 на торце водила 21, затем поворотом ключа и водила по часовой стрелке с помощью его эксцентрикового упора 22, преодолевая сопротивление пружины 11, смещают запирающую пластину 12 и выводят ее запирающий упор 15 из кольцевого углубления 10 на стержне тяги 2. Придерживая ключ в этом положении тягу 2 выводят из замкового корпуса 1, после чего полностью демонтируют противоугонное устройство. Ключ 25 выводят из лабиринтной замочной скважины в обратной последовательности. Установка предлагаемого противоугонного устройства осуществляется удобно и просто с незначительными затратами времени, а его надежность, обусловленная существенным увеличением площади контактных поверхностей запирающих и запираемых элементов, значительно выше, чем в известных устройствах.Формула изобретения
1. ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее корпус замка, размещенные в его цилиндрических каналах две поворотные тяги с захватными элементами на свободных концах, по меньшей мере одна из которых установлена с возможностью продольного перемещения и на размещенной в корпусе части стержня выполнена с кольцевыми углублениями для ее замыкания при помощи запорного приспособления, отличающееся тем, что запорное приспособление размещено во вкладыше, установленном в поперечном канале корпуса со стороны запираемой тяги и имеющем окно для прохода запираемой тяги. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в пересекающем вкладыш с запорным приспособлением цилиндрическом канале корпуса смонтирована направляющая втулка, при этом ее торец размещен в углублении на поверхности вкладыша. 3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что запорное приспособление выполнено в виде подпружиненной в сторону запирания подвижной пластины, несущей на себе запирающий упор серповидной формы.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4