Аэродинамическое судно в.с.григорчука
Реферат
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования морских аэродинамических судов. Сущность изобретения: судно выполнено с дополнительным двигателем, размещенным в носовой части корпуса судна и механически связанным с силовой передачей, водометный движитель выполнен с механизмом поворота его в горизонтальной плоскости, а судно выполнено с дополнительными движителями вертикального подъема с дополнительными нагнетателями. При этом нагнетатели всех движителей вертикального подъема выполнены осевыми и снабжены спрямляющими аппаратами, а каждый из движителей вертикального подъема выполнен по форме перевернутой буквы Т с вертикальным воздуховодом, приваренным к средней части своего горизонтального воздуховода, имеющего пару верхних и пару нижних выпускных отверстий с диффузорами. При этом в нижних выпускных отверстиях установлены насадки, имеющие привод поворота на 180 o, а верхние выпускные отверстия выполнены с воздушными клапанами, имеющими механизмы управления. 5 з. п. ф-лы, 25 ил.
Изобретение относится к судостроению и может найти применение при конструировании морских аэродинамических судов.
Известно аэродинамическое судно, содержащее корпус с водительским и пассажирским отделениями, двигатель, размещенный в кормовой части корпуса судна, механически связанный с силовой передачей, водометный движитель с приводом и движитель вертикального подъема с нагнетателем, а также механизмы управления судном. Недостатками известного аэродинамического судна являются малая высота парения над водой, небольшая грузоподъемность, недостаточные маневренность и мореходность. Целью изобретения является повышение эксплуатационных качеств судна. Указанная цель достигается тем, что судно выполнено с дополнительным двигателем, размещенным в носовой части корпуса судна и механически связанным с силовой передачей, водометный движитель выполнен с механизмом поворота его в горизонтальной плоскости, а судно выполнено с дополнительными движителями вертикального подъема с дополнительными нагнетателями, при этом нагнетатели всех движителей вертикального подъема выполнены осевыми и снабжены спрямляющими аппаратами, а каждый из движителей вертикального подъема выполнен по форме перевернутой буквы Т с вертикальным воздуховодом, приваренным к средней части своего горизонтального воздуховода, имеющего пару верхних и пару нижних выпускных отверстий с диффузорами, при этом в нижних выпускных отверстиях установлены насадки, имеющие привод поворота на 180о, а верхние выпускные отверстия выполнены с воздушными клапанами, имеющими механизмы управления. Кроме того, внутри каждого горизонтального воздуховода установлено несколько пар аэродинамически профилированных крыльев, удлинение каждого из которых равно ширине горизонтального воздуховода. Кроме того, горизонтальные воздуховоды всех движителей вертикального подъема перпендикулярны продольной оси судна. Кроме того, валы основного и дополнительного двигателей имеют противоположные направления их вращения, а механическая связь каждого из этих двигателей с силовой передачей осуществлена посредством двух последовательно соединенных муфт с автоматическим и принудительным включениями, при этом силовая передача выполнена в виде единой линии редукторов движителей вертикального подъема с возможностью вращения валов их смежных осевых нагнетателей в противоположные стороны. Кроме того, судно выполнено с гидралической системой его управления и перемещения, а вышеуказанный привод поворота насадок снабжен гидродвигателями, внутренние полости которых сообщены трубопроводами с этой системой. Кроме того, судно выполнено с гидравлической системой управления положением корпуса судна в пространстве, а вышеуказанный механизм управления воздушными клапанами снабжен гидродвигателями, внутренние полости которых сообщены трубопроводами с этой системой. На фиг. 1 изображено аэродинамическое судно, общий вид; на фиг.2 то же, вид сверху; на фиг.3 то же, вид снизу; на фиг.4 то же, вид сверху с частичным разрезом; на фиг.5 то же, вид сбоку с частичным разрезом; на фиг.6 сечение по миделю; на фиг.7 схема силовой передачи; на фиг.8 движитель вертикального подъема, разрез; на фиг.9 разрез А-А на фиг.8; на фиг.10 разрез Б-Б на фиг.8; на фиг.11 высадка движителя вертикального подъема с частичным разрезом; на фиг.12 насадка движителя вертикального подъема, вид сверху; на фиг.13 редуктор привода нагнетателя, разрез; на фиг.14 блок муфт, разрез; на фиг.15 схема расположения и привода водометного движителя; на фиг.16 устройство переднего концевого редуктора, разрез; на фиг.17 гидравлическая система управления положением корпуса аэродинамического судна в пространстве; на фиг. 18 гидравлическая система управления аэродинамическим судном; на фиг.19 схема создания вращательного момента вокруг продольной оси аэродинамического судна; на фиг.20 схема создания вращательного момента вокруг поперечной оси аэродинамического судна; на фиг.21 схема перемещения аэродинамического судна вперед; на фиг.22 схема движения аэродинамического судна назад и торможения; на фиг. 23 схема удержания аэродинамического судна на месте над водной поверхностью; на фиг. 24 схема поворота аэродинамического судна при движении над водной поверхностью; на фиг.25 схема перемещения аэродинамического судна вперед под некоторым углом. Аэродинамическое судно содержит корпус 1, в котором размещены водительское 2 и пассажирские 3, 4 отделения, грузовые трюмы 5, носовое машинное отделение 6, кормовое машинное отделение 7, носовой трюм 8, кормовая ниша 9, в которой размещен водометный движитель 10. Внутри пассажирских отделений размещены кресла 11 для пассажиров и два трапа 12 и 13 для прохода в машинные отделения и грузовые трюмы. В водительском отделении размещено пилотажное и навигационное оборудование 14. В носовом и кормовом машинных отделениях установлены дополнительный передний 15 и задний 16 двигатели, которые через муфты сцепления с центробежным включением 17 и муфты сцепления с принудительным включением 18 карданными валами 19 и 20 соединены с передним 21 и задним 22 поворотными редукторами, которые вертикальными валами 23 и 24 соединены с передним 25 и задним 26 концевыми редукторами. Редукторы 27-34 привода нагнетателей соединены карданными валами 35 друг с другом и с передним и задним концевыми редукторами, а с осевыми нагнетателями вертикальными валами 36. Причем каждый последующий редуктор привода нагнетателя развернут на 180о в горизонтальной плоскости относительно предыдущего. Это сделано для того, чтобы каждый последующий осевой нагнетатель вращался в противоположную сторону относительно предыдущего. Тем самым уравновешиваются вращательные моменты нагнетателей. Движители вертикального подъема 37-46 Т-образной формы размещены один возле другого вдоль продольной оси судна и имеют одинаковое устройство. Каждый из них содержит вертикальный воздуховод 47, внутри которого установлен, расширяющийся книзу стержень 48, на котором закреплен в подшипниках осевой нагнетатель 49, соединенный вертикальным валом, проходящим внутри стержня, с редуктором. Ниже осевого нагнетателя размещен спрямляющий аппарат 50. В нижней части вертикальный воздуховод переходит в два горизонтальных воздуховода 51, 52, установленных один против другого на одной линии и имеющих направляющие 53 и 54, позади которых установлено по две пары крыльев 55-58 аэродинамического профиля, имеющих постоянно открытые предкрылки 59-62. Горизонтальные воздуховоды заканчиваются в нижней части нижними выпускными отверстиями, в которые вставлены диффузоры 63, 64. Нижние выпускные отверстия имеют насадки 65, 66. Каждая насадка выполнена заодно с зубчатым венцом 67, который входит в зацепление с шестерней 68 приводного гидромеханизма. Насадка прикреплена с помощью крышки 69 болтами к фланцу 70 горизонтального воздуховода с возможностью поворота за угол 180о. В верхней части на концах горизонтальных воздуховодов размещены отверстия 71, 72, в которые вставлены диффузоры 73, 74, закрываемые клапанами 75, 76, которые соединены с приводным гидромеханизмом. Крылья установлены под углом атаки , который должен обеспечивать наибольшую подъемную силу и наивыгоднейший режим обтекания крыльев воздухом. Редуктор привода нагнетателя содержит корпус 77, в котором на подшипниках 78, 79 установлен горизонтальный вал 80, имеющий на концах фланцы 81, 82, на котором закреплена ведущая коническая шестерня 83, входящая в зацепление с ведомой конической шестерней 84, закрепленной на вертикальном валу в подшипнике 85 крышки 86. Блок муфт привернут к корпусу двигателя. Оба блока имеют одинаковое устройство и каждый из них содержит корпус 87, в котором размещены на подшипниках 88, 89, 90 ведущий вал 91, промежуточный вал 92, входящий передним концом в торец ведущего вала, а задним концом в торец ведомого вала 93. Ведущий вал выполнен заодно с вилкой 94, имеющей паз, в который входят шарики 95 и направляющие 96, зубья которых контактируют со шлицами ведущего вала. Направляющие выполнены, как одно целое, с ведущим диском 97, имеющим фрикционную накладку 98. На переднем конце промежуточного вала закреплен ведомый диск 99 с фрикционной накладкой 100 и раздвижным механизмом 101. На заднем конце промежуточного вала закреплена ведущая зубчатая полумуфта 102, входящая в зацепление с ведомой зубчатой полумуфтой 103, размещенной на втулке 104, имеющей внутренние зубья и установленной с возможностью перемещения по шлицам ведомого вала. На втулке расположено кольцо с желобом 105, в который входят пальцы вилки 106, установленной на валу 107 и связанной с механизмом включения (не показано). Корпус закрыт крышкой 108. Передний и задний концевые редукторы одинаковы по конструкции и каждый из них содержит корпус 109, в котором на подшипниках 110, 111, 112 установлены горизонтальный вал 113 с закрепленной на нем промежуточной зубчатой шестерней 114 и нижний вертикальный вал с фланцем 115 и ведущей зубчатой шестерней 116, входящей в зацепление с промежуточной зубчатой шестерней горизонтального вала. На концах горизонтального вала закреплены фланцы 117, 118, один из которых соединен с механизмом, приводящим в движение передние или задние масляные насосы системы путевого управления и системы управления положением корпуса судна в пространстве. Корпус закрыт крышкой 119, в подшипнике 120 которой размещен верхний вертикальный вал с фланцем 121 и ведомой зубчатой шестерней 122, входящей в зацепление с промежуточной зубчатой шестерней. Поворотный редуктор одинаков по устройству с редуктором привода осевого нагнетателя. Свободный фланец горизонтального вала использован для привода вспомогательных агрегатов (не показано). Водометный движитель установлен на шарнире 123, имеет в передней части реверсивное устройство 124. В задней части расположен вал привода с шарниром равной угловой скорости, закрытым гибкой муфтой 125, который посредством муфты 126 соединен с электродвигателем 127. Механизм поворота корпуса водометного движителя в горизонтальной плоскости не показан на чертеже. Электрогидравлическая система управления положением корпуса судна в пространстве содержит гидродвигатели 128 открытия и закрытия клапанов верхних выпускных отверстий движителей вертикального подъема, объединенных в четыре группы 129-132 по пять гидродвигателей в каждой, которые трубопроводами соединены с клапанными блоками 133-136, масляными баками 137, 138, масляными насосами 139, 140 и двумя кранами отключения масляных насосов 141, 142. Клапанные блоки электрически соединены с источником тока 143 и включателями 144-147, которые механически связаны с механизмом управления, содержащим ручку управления 148, установленную шарнирно на раме 149, укрепленной в подшипниках 150, 151. Ручка управления своей нижней вилкой 152 входит в кольцевой паз вала 153, установленного с возможностью вращения и продольного перемещения и имеющего кольцевой паз, в который входит рычаг 154, соединенный с поперечной тягой 155, установленной в скользящих подшипниках и имеющей на концах кулачки 156, 157. К раме приварен рычаг 158, шарнирно соединенный с продольной тягой 159, имеющей на конце поперечную планку 160. Гидравлическая система путевого управления судном включает гидродвигатели 161 поворота насадок нижних выпускных отверстий движителей вертикального подъема, объединенных в четыре группы 162-165 по пять гидродвигателей в каждой. Гидродвигатели системой трубопроводов соединены с масляным баком 166, масляным насосом 167 с редукционным клапаном 168, левым 169 и правым 170 бортовыми кранами управления, левым 171 и правым 172 ножными переключателями, механически связанными с ножными педелями 173, установленными на оси 174. Система автоматического управления положением корпуса судна в пространстве содержит гироскоп 175, рамки потенциометров которого электрически соединены с усилителем продольного наклона 176 и усилителем поперечного наклона 177, которые электрически соединены с клапанными блоками системы ручного управления положением корпуса судна в пространстве, источник тока 178 и выключатели электропитания 179, 180. Эксплуатация аэродинамического судна осуществляется следующим образом. Предлагаемое аэродинамическое судно может двигаться в крейсерском режиме (полет над водной поверхностью) и в водоизменяющем режиме, используя водометный движитель, при движении внутри экватории порта к причалам. После того, как включены оба двигатели 15 и 16 и проверена работа всех систем посредством механизмов (не показаны) поворачиваются валы 107, вилки 106 передвигают втулки 104 и ведомые полумуфты 108 входят в зацепление с ведущими полумуфтами 102. Далее при увеличении частоты вращения валов двигателей вместе с ними вращаются ведущий вал 91 с вилкой 94, шариками 95 и ведущим диском сцепления 97. Под действием центробежной силы шарики 95 передвигаются в пазах, нажимают на направляющие 96 и, сжимая пружину раздвижного механизма 101, прижимают ведущий диск 97 к ведомому диску 99. При этом оба двигателя 15, 16 оказываются подключенными к силовой передаче судна, причем у одного двигателя правое, а у другого левое вращение. Крутящий момент от двигателей, через передний 21 и задний 22 редукторы, передний 25 и задний 26 концевые редукторы поступает на редукторы 27-34 привода осевых нагнетателей и через вертикальные валы 36, передается на осевые нагнетатели 49 движителей вертикального подъема 37-46. Воздух осевыми нагнетателями 49 подается внутрь вертикальных корпусов 47 движителей вертикального подъема, проходит через лопатки спрямляющих аппаратов 50 и далее, через направляющие лопатки 53, 54 поступает в горизонтальные воздуховоды 51, 52, где обтекает крылья 55-58 с предкрылками 59-62 и затем выбрасываются с силой через диффузоры 63, 64 нижних выпускных отверстий и насадки 65, 66, создавая дополнительную реактивную силу Fр, вектор которой направлен вверх. При обтекании профилей крыльев воздухом вследствие разности давлений на верхней и нижней частях профиля создается подъемная сила Рy, вектор которой также направлен вверх. Складываясь, эти две силы уравновешивают вес судна и поднимают его над поверхностью воды, при этом, хотя крылья и установлены внутри корпусов, они не изолированы от окружающей среды. Уменьшая или увеличивая частоту вращения валов двигателей 15, 16, можно регулировать подъемную силу и тем самым изменять высоту полета судна над поверхностью воды. Горизонтальное перемещение судна происходит следующим образом. Воздух, истекающий из насадок 65, 66 движителей вертикального подъема, направлен под углом к горизонтальной поверхности. Поэтому возникающая реактивная сила Fр также направлена под углом вверх и вместе с силой тяжести Р образуют равнодействующую силу F, которая и двигает судно вперед со скоростью V. Регулирование скорости движения судна, торможение и движение назад осуществляется разворотом насадок на определенный угол. Движение назад и торможение осуществляются следующим образом. Ручки левого и правого бортовых кранов 169, 170 поворачиваются одновременно на 180о (фиг. 18). Масло насосом 167 подается из бака 166 по трубопроводам в гидродвигатели 161 всех четырех групп 162-165, которые синхронно поворачивают насадки 65, 66 всех движителей вертикального подъема вперед. Образующаяся, как было указано выше, сила тяги F направлена назад и заставляет корпус судна либо замедлить скорость, если судно до этого двигалось вперед, либо перемещаться назад, если судно было до этого неподвижно (фиг.22). Для одновременного перемещения корпуса судна вперед и влево ручка крана 170 поворачивается на 90о, а ручка крана 169 остается в исходном положении. Насадки 65 первого борта разворачиваются на 90о и толкают судно перпендикулярно продольной оси с силой Fp в то время, как насадки 66 левого борта, развернутые назад вдоль продольной оси судна, толкают его вперед с силой Fp. Равнодействующая этих сил F будет направлена под углом к продольной оси судна и его корпус будет перемещаться в сторону действия вектора этой силы со скоростью V (фиг.25). Для движения вперед и вправо ручка крана 169 левого борта поворачивается на 90о и насадки 66 поворачиваются на такой же угол и судно, как было описано выше, станет перемещаться вперед и вправо (не показано). Повороты вправо, влево, вращение корпуса судна вокруг вертикальной оси происходит следующим образом. Для поворота корпуса судна вправо необходимо нажать на правую часть педали 173. При этом рычаг педали нажмет на золотник левого ножного переключателя 171. Масло из бака 166 насосом 167 подается в гидродвигатели 161 левой передней группы 162 и правой задней группы 165. Насадки 66 движителей вертикального подъема левой передней группы 162 и насадки 65 правой задней группы 165 повернутся на угол 90о или меньше в зависимости на какой угол необходимо развернуть корпус судна. Реактивная сила Fp, создаваемая повернутыми на 90о насадками, будет приложена к передней части левого борта и задней части правого борта. Реактивная сила Fp, создаваемая остальными насадками, перемещает корпус судна вперед. В результате нос и корма станут перемещаться в направлении действия равнодействующих сил F и судно поворачивает вправо с радиусом R (фиг.24). Для поворота влево необходимо нажать на левую часть педали 173. В этом случае рычаг педали нажмет на золотник правого ножного переключателя 172 и жидкость от насоса 167 поступает в гидродвигатели 161 правой передней группы 163 и левой задней группы 164. В результате насадки 65 правой передней группы 163 и насадки 66 левой задней группы 164 повернутся на соответствующий угол и корпус судна повернет влево, как было описано выше (не показано). Для вращения корпуса судна вокруг вертикальной оси в ту или иную сторону необходимо нажать на левую или правую часть педали 173, а ручками бортовых кранов 169, 170 развернуть оставшиеся насадки в противоположные стороны, прекратив поступательную скорость судна. Насадки левого и правого бортов развернутся соответствующим образом и судно станет вращаться вокруг вертикальной оси в желаемую сторону (не показано). Аэродинамическое судно может находиться над поверхностью воды, оставаясь неподвижным так, как это выполняет вертолет. Поворотом ручек кранов 169, 170 на 90о насадки левого и правого бортов разворачиваются на тот же угол перпендикулярно продольной оси судна. Тяга, создаваемая насадками левого борта уравновесится тягой, создаваемой насадками правого борта и судна будет висеть неподвижно над выбранным участком водной поверхности (фиг.23). При заходе в порт, приближении к причалу судно переходит на движение в водоизмещающем режиме. При этом ведомые полумуфты 103 выводятся из зацепления с ведущими полумуфтами 102 обоих двигателей, один из которых останавливается. Движение судна осуществляется водометным движителем 10 от электродвигателя 127, электроэнергия для питания которого поступает от работающего двигателя 15 или 16. Циркуляция судна осуществляется путем поворота в горизонтальной плоскости корпуса водометного движителя в ту или иную сторону механизмом (не показано). Во время движения над поверхностью воды управление положением корпуса судна в пространстве может осуществляться, как в ручную, так и автоматически следующим образом. При перемещении ручки управления 148 (фиг.17) в положение "от себя" вместе с ней поворачивается в ту же сторону рама 149 и рычаг 158, который перемещает назад продольную тягу 159 с поперечной планкой 160, которая нажимает на включатель 147. Электрический ток поступает на обмотки клапанов клапанных блоков 133 и 134. Масло от насосов 139 и 140 либо от одного из них при неисправности другого поступает в гидродвигатели 128 передних левой 129 и правой 130 групп. Клапаны 75, 76 верхних выпускных отверстий движителей вертикального подъема 37-41 открываются и часть воздуха из воздуховодов 51, 52 через диффузоры 73, 74 выбрасываются вверх. В результате возникает реактивная сила Fp, направленная вниз. В этом случае подъемная сила в носовой части судна уменьшится и корпус судна станет поворачиваться вокруг поперечной оси, опуская носовую часть вниз (на фиг.20 показано пунктиром). При перемещении ручки управления 148 в положение "на себя" рычаг 158 поворачивается вперед и передвигает в ту же сторону продольную тягу 159. Поперечная планка 160 нажимает на включатель 140. Электрический ток поступает в обмотки электромагнитов клапанов клапанных блоков 135, 136, открывая соответствующие клапаны. Масло из баков 137, 138 насосами 139, 140 подается в гидродвигатели 128 левой задней 131 и правой задней 132 групп. Открываются воздушные клапаны 75 и 76 движителей вертикального подъема 42-46. Подъемная сила в кормовой части судна уменьшится и корма опустится (набор высоты, на фигуре 20 показано сплошной линией). При отклонении ручки управления 148 вправо вилка 152 передвинет вал 158 влево и вместе с ним рычаг 154 и поперечный вал 155. Кулачок 157 нажмет на включатель 145 и ток от источника 143 пойдет в клапанные блоки 134, 136 и откроет соответствующие клапаны. Масло насосами 139, 140 станет подаваться из баков 137, 138 в гидродвигатели 128 правого борта передней 130 и задней 132 групп. Воздух, вырвавшись из верхних выпускных отверстий 71 всех десяти движителей вертикального подъема, уменьшит подъемную силу правого борта и судно станет поворачиваться вокруг продольной оси, делая крен вправо (на фиг.19 показано сплошной линией). При отклонении ручки управления 148 влево вилка 152 передвигает вал 153 вправо и вместе с ним рычаг 154, поперечный вал 155 и кулачок 156, который нажимает на включатель 144. Ток от источника 143 поступит в клапанные блоки 133, 135 и откроет соответственные клапаны. Масло поступает в гидродвигатели 128 передней 129 и задней 131 групп левого борта. Откроются воздушные клапаны 76 всех движителей вертикального подъема левого борта, вследствие чего уменьшится подъемная сила левого борта и корпус судна станет поворачиваться вокруг продольной оси, делая крен влево (на фиг.19 показано пунктиром). Во время управления положением корпуса судна в пространстве вручную включатель питания должен быть включен, а включатель питания 179 должен быть выключен. Горизонтальное положение корпуса судна в пространстве может поддерживаться автоматически. Для этого включателем 180 отключается ручное управление, а выключателем 179 включается система автоматического управления положением корпуса судна в пространстве. При отклонении носовой части судна вверх по какой-либо причине в датчиках гироскопа 175 возникает сигнал, соответствующий величине и скорости этого отклонения. Сигнал с вывода датчика гироскопа поступает на один из входов усилителя продольного наклона 176. Усиленный усилителем сигнал поступает на обмотки соответствующих электромагнитов клапанных блоков 133, 134. Нужные клапаны открываются и масло от насосов 139, 140 поступает в гидродвигатели 128 передних левой 129 и правой 130 групп. Воздушные клапаны 75, 76 движителей вертикального подъема 37-41 открываются. Воздух, проходя через диффузоры 73, 74 верхних выпускных отверстий 71, 72, создает тягу, направленную вниз. Подъемная сила в носовой части уменьшится, и она возвратится в исходное положение. При отклонении кормовой части судна вверх от горизонтального положения в датчиках гироскопа 175 возникает сигнал, пропорциональный углу и скорости этого отклонения. Электрический ток от гироскопа поступает на второй вход усилителя продольного наклона 176. Усиленный сигнал поступает на обмотки электромагнитов клапанных блоков 135, 136. Открываются соответствующие клапаны и масло поступает в гидродвигатели 128 левой задней 131 и правой задней 132 групп. Воздушные клапаны 75, 76 верхних выпускных отверстий 71, 72 движителей вертикального подъема 42-46 открываются и воздух, выходящий через диффузоры этих отверстий, создает реактивную силу, направленную вниз. Подъемная сила в кормовой части судна уменьшится и корпус повернется вокруг поперечной оси, заняв прежнее горизонтальное положение. При отклонении левого борта судна вверх от горизонтального положения в датчиках гироскопа 175 возникнет сигнал, величина которого пропорциональна параметрам этого отклонения. Возникающий ток от гироскопа поступит в один из входов усилителя поперечного наклона 177. Усиленный усилителем ток подается в обмотки соответствующих электромагнитов клапанных блоков 133, 135 и открывает необходимые клапана. Масло от насосов 139, 140 станет поступать в гидродвигатели 128 левой передней 129 и левой задней 131 групп. Откроются воздушные клапаны 76 всех десяти движителей вертикального подъема. Выходящий из отверстий 72 воздух создаст реактивную тягу, направленную вниз. В результате подъемная сила левого борта уменьшится и корпус судна повернется вокруг продольной оси, вернувшись в горизонтальное положение. При отклонении правого борта вверх от горизонтального положения сигнал от гироскопа 175 поступит на второй вход усилителя поперечного наклона 177. Усиленный усилителем ток поступит в обмотки электромагнитов клапанных блоков 134, 136. Масло от насоса станет поступать в гидродвигатели 128 правой передней 130 и правой задней 132 групп. Откроются воздушные клапаны 75 верхних выпускных отверстий 71. Воздух, выходя из диффузоров 73 всех десяти движителей вертикального подъема, создаст реактивную тягу, направленную вниз. Подъемная сила правого борта уменьшится и корпус судна, повернувшись вокруг продольной оси, вновь займет горизонтальное положение. Таким образом будет поддерживаться горизонтальное положение корпуса судна, но при указанных отклонениях той или иной части корпуса от горизонтали и возвращении его в исходное положение будет связано с некоторой потерей высоты. Автоматическая система поддержания корпуса судна в горизонтальном положении препятствует опрокидыванию последнего от всяких непредвиденных причин. Для повышения безопасности при полете судна на значительном удалении от водной поверхности оба двигателя 15, 16 должны работать в половину, имеющейся у них мощности. В случае отказа одного из двигателей он посредством центробежной муфты отключается от силовой передачи (при уменьшении частоты вращения неисправного двигателя шарики 95 сходятся к центру вращения ведущего вала 91 и раздвижное устройство 101 отодвигает ведущий диск 97 от ведомого диска 99), а другой двигатель увеличивает частоту вращения и мощность. Полет продолжается на одном двигателе. Изобретение обеспечивает большую маневренность и грузоподъемность, повышает мореходные качества и дает возможность удаляться на значительное расстояние от водной поверхности, при значительно более высокой скорости движения.Формула изобретения
1. Аэродинамическое судно, содержащее корпус с водительским и пассажирским отделениями, двигатель, размещенный в кормовой части корпуса судна, механически связанный с силовой передачей, водометный движитель с приводом и движитель вертикального подъема с нагнетателем, а также механизмы управления судном, отличающееся тем, что оно выполнено с дополнительным двигателем, размещенным в носовой части корпуса судна и механически связанным с силовой передачей, водометный движитель выполнен с механизмом поворота его в горизонтальной плоскости, а судно - с дополнительными движителями вертикального подъема с дополнительными нагнетателями, при этом нагнетатели всех движителей вертикального подъема выполнены осевыми и снабжены спрямляющими аппаратами, а каждый из движителей вертикального подъема выполнен по форме перевернутой буквы Т с вертикальным воздуховодом, приваренным к средней части своего горизонтального воздуховода, имеющего пару верхних и пару нижних выпускных отверстий с диффузорами, при этом в нижних выпускных отверстиях установлены насадки, имеющие привод поворота на 180o, а верхние выпускные отверстия выполнены с воздушными клапанами, имеющими механизмы управления. 2. Судно по п.1, отличающееся тем, что внутри каждого горизонтального воздуховода установлено несколько пар аэродинамически профилированных крыльев, удлинение каждого из которых равно ширине горизонтального воздуховода. 3. Судно по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что горизонтальные воздуховоды всех движителей вертикального подъема перпендикулярны продольной оси судна. 4. Судно по пп. 1 - 3, отличающееся тем, что валы основного и дополнительного двигателей имеют противоположные направления их вращения, а механическая связь каждого из этих двигателей с силовой передачей осуществлена посредством двух последовательно соединенных муфт с автоматическим и принудительным включениями, при этом силовая передача выполнена в виде единой линии редукторов движителей вертикального подъема с возможностью вращения валов их смежных осевых нагнетателей в противоположные стороны. 5. Судно по пп. 1 - 4, отличающееся тем, что оно выполнено с гидравлической системой его управления и перемещения, а привод поворота насадок снабжен гидродвигателями, внутренние полости которых сообщены трубопроводами с этой системой. 6. Судно по пп. 1 - 5, отличающееся тем, что оно выполнено с гидравлической системой управления положением корпуса судна в пространстве, а механизм управления воздушными клапанами снабжен гидродвигателями, внутренние полости которых сообщены трубопроводами с этой системой.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18, Рисунок 19, Рисунок 20, Рисунок 21, Рисунок 22, Рисунок 23, Рисунок 24, Рисунок 25