Спецпрофиль
Реферат
Изобретение относится к шахтным металлическим крепям, к специальным взаимозаменяемым профилям. Для обеспечения равнопрочности спецпрофиля по факторам прочности и местной устойчивости толщины его наклонных стенок d1 и d днища d приняты из соотношений: , где K1 - параметр, характеризующий кривизну конструктивного элемента крепи и вид напряженно-деформированного состояния спецпрофиля, принимающий значения: K1 = 6,93 - для прямолинейных элементов крепи при работе в упругой стадии; K1 = 5,66 - то же, при работе за пределом упругости; K1 = 2,91 - для криволинейных элементов крепи при работе в упругой стадии; K1 - 2,36 - то же, при работе за пределом упругости; W - параметр, принимающий значения упругого Wx или пластического Wt моментов сопротивления поперечного сечения спецпрофиля в зависимости от вида напряженно-деформированного состояния спецпрофиля; K2, K3, K4 и K5 - параметры, характеризующие форму и размеры поперечного сечения спецпрофиля. 1 ил.
Изобретение относится к шахтным металлическим крепям, а именно к специальным взаимозаменяемым профилям.
Известен спецпрофиль [1] содержащий прямолинейное днище, наклонные боковые стенки и фланцы. Днище выполнено толщиной, равной высоте фланцев и составляющей 3,1-3,8 толщины наклонных боковых стенок. Днище выполнено шириной, равной суммарной ширине фланцев. Наклонные боковые стенки выполнены с углом наклона к оси симметрии спецпрофиля, равным углу, образованному продолжением средних линий боковых стенок профиля и осью симметрии при пересечении этих линий в центре изгиба сечения спецпрофиля. Днище сопрягается с наклонными стенками с внутренней и внешней сторон с образованием внешней и внутренней цилиндрических поверхностей, причем радиус кривизны внутренней цилиндрической поверхности составляет 1,2-1,5 радиуса кривизны внешней цилиндрической поверхности. Однако, как показали шахтные испытания крепей в сложных горно-геологических условиях, еще до исчерпания расчетной несущей способности указанного спецпрофиля происходит потеря местной устойчивости его боковых стенок. Это объясняется, во-первых, тем что при обосновании геометрических параметров поперечного сечения профиля в качестве критерия оптимальности была принята его одинаковая несущая способность по факторам прочности и общей устойчивости без оценки местной устойчивости наклонных стенок при упруго-пластической работе элементов крепи. Не было учтено, что в предельном состоянии нормальные напряжения в сечении спецпрофиля, обусловленные местным изгибом его стенок, больше, чем нормальные напряжения от общего изгиба и сжатия продольной силой, что вызывает местный изгиб стенок до исчерпания расчетной несущей способности. Во-вторых, условие пересечения продолжений линий боковых стенок профиля в центре его изгиба является слишком жестким и практически невыполнимым, что затрудняет многокритериальную оптимизацию геометрических параметров поперечного сечения спецпрофиля. Кроме того, в соответствии с требованиями технологии изготовления (b2/(h-d)) 0,8 необходимо увеличить ширину профиля, что при условии сохранения постоянной массы профиля приводит к уменьшению толщин элементов профиля (стенок, днища, фланцев). При этом жесткость относительно тонких стенок резко уменьшается, вследствие чего ухудшается работа узлов податливости. При увеличении же толщины стенок между днищем и фланцами образуется одинаковый зазор, который не должен превышать толщины стенки, так как в противном случае стенка в нижней части профиля при соединении в узлах податливости работает на сдвиг. Для устранения указанных недостатков стенки и днище, сопряженные по внешней и внутренней цилиндрическим поверхностям, на участке между сопряжениями выполнены прямолинейными и имеют постоянные толщины d1, d величины которых приняты из соотношений d1 K d K где К1 параметр характеризующий кривизну конструктивного элемента крепи и вид напряженно-деформированного состояния спецпрофиля; К2, К3, К4, К5 параметры, характеризующие форму и размеры поперечного сечения спецпрофиля; W момент сопротивления поперечного сечения. На чертеже изображен специальный взаимозаменяемый унифицированный профиль (СВПУ), общий вид. Спецпрофиль содержит прямолинейное днище 1, наклонные боковые стенки 2 и фланцы 3. Днище 1 выполнено толщиной d, равной высоте фланцев h1, составляющей 2,4-3,1 толщины d1 наклонных боковых стенок 2. Днище 1 выполнено шириной b1, равной суммарной ширине фланцев (b-b2). Внешняя боковая поверхность 4 фланцев 3 выполнена наклонной, и угол ее наклона к оси симметрии (у-у) спецпрофиля составляет 4-10о. Наклонные боковые стенки 2 выполнены с углом наклона к оси симметрии (у-у) спецпрофиля. Днище 1 сопрягается с наклонными стенками 2 с внутренней и внешней сторон с образованием внешней (с радиусом кривизны R1) и внутренней (с радиусом кривизны R2) цилиндрических поверхностей. Для предотвращения потери устойчивости стенок спецпрофиля до исчерпания расчетной несущей способности крепи за счет обеспечения равенства нормальных напряжений, обусловленных общим и местным изгибом стенок и днища спецпрофиля при упруго-пластическом деформировании крепи, и повышения надежности работы податливых соединений крепи за счет обеспечения гарантированного контакта по всей длине плоских стенок соединяемых внахлест концов элементов крепи, геометрические параметры поперечного сечения спецпрофиля выбраны в зависимости от величины упругого Wх и пластического Wт моментов сопротивления поперечного сечения спецпрофиля, его высоты h, высоты фланцев h1, ширины профиля по фланцам b, величины раскрытия профиля по фланцам b2, ширины днища по внутреннему контуру b3, угла наклона стенок радиусов кривизны внешней R1 и внутренней R2 цилиндрических поверхностей сопряжения днища со стенками, длины l и радиуса кривизны R элементов крепи в соответствии с соотношениями. для прямолинейных элементов крепи: при работе в упругой стадии d1 6,93 (1) при работе за пределом упругости d1 5,66 (2) Для криволинейных элементов крепи: при работе в упругой стадии d1 2,91 ; (3) при работе за пределом упругости d1 2,36 ; (4) где Wx и Wт упругий и пластический моменты сопротивления сечения спецпрофиля при изгибе в плоскости симметрии; а геометрический параметр, определяемый по формуле a (b2-b3)/2 + (b-b2)/4 d1/2 -R2(1-sin )cos l и R соответственно длина и радиус элемента крепи; b3 ширина днища по внутреннему контуру; h высота профиля. При этом толщина днища d должна также удовлетворять соотношениям вида (1)-(4), если подставить в них вместо параметра а параметр а1 а + b3/2 + d1/2. Из всех полученных значений параметров d1 и d выбираются наибольшие их величины, при этом должно выполняться соотношение d1 d sin (5) Причем радиус кривизны R2 внутренней цилиндрической поверхности связан с радиусом кривизны R1 внешней цилиндрической поверхности соотношением R1 R2- (6) Для серийно выпускаемого спецпрофиля СВП-17 геометрические параметры которого приведены в [3] из соотношений (1)-(6) получается d1 6,4 мм и d 9,6 мм, тогда как в действительности принято d1 6,0 мм и d 8,5 мм. Это приводит к потере формы сечения профиля в виде местного изгиба стенок и днища при нагрузках, не достигающих расчетных значений, что подтверждается лабораторными испытаниями, проведенными в ТулГТУ [4] В конструкции разработанного в соответствии с заявками [1] и [2] спецпрофиля СВПУ-14а, геометрические параметры которого приведены в [3] за счет утолщения днища указанный недостаток серийных профилей был частично устранен, однако толщина его стенок d1 5 мм не обеспечивает их местной устойчивости, так как из соотношений (1)-(6) она должна быть не менее 5,3 мм. Эффект потери устойчивости стенок проявился при испытаниях отрезков спецпрофиля СВПУ-14а в лаборатории кафедры сопротивления материалов ТулГТУ, стендовых испытаниях крепей из этого спецпрофиля в институте КузНИИШахтострой, а также при испытаниях тех же крепей в сложных условиях шахты "Капитальная" объединения "Кузнецкуголь". Параметры поперечного сечения предлагаемого профиля, удовлетворяющие соотношениям (1)-(6), обеспечивают его равнопрочность по факторам прочности, общей и местной устойчивости при наименьшей металлоемкости.Формула изобретения
СПЕЦПРОФИЛЬ, содержащий днище, наклонные боковые стенки, расположенные под углом к оси симметрии профиля и сопрягающиеся с днищем по внешней и внутренней цилиндрическим поверхностям, и фланцы, высота которых больше толщины боковых стенок и равна толщине днища, а общая их ширина равна ширине днища, отличающийся тем, что стенки и днище, сопряженные по внешней и внутренней цилиндрическим поверхностям, на участке между сопряжениями выполнены прямолинейными и имеют постоянные толщины d1, d, величины которых приняты из соотношений где K1 - параметр, характеризующий кривизну конструктивного элемента крепи и вид напряженно-деформированного состояния спецпрофиля, принимающий значения: K1 = 6,93 - для прямолинейных элементов крепи при работе в упругой стадии; K1 = 5,66 - то же при работе за пределом упругости; K1 = 2,91 - для криволинейных элементов крепи при работе в другой стадии; K1 = 2,36 - то же при работе за пределом упругости; W - параметр, принимающий значения упругого Wx или пластического Wт моментов сопротивления поперечного сечения спецпрофиля в зависимости от вида напряженно-деформированного состояния спецпрофиля; K2 - K5 - параметры, характерижующие форму и размеры поперечного сечения спецпрофиля, определяемые из выражений: K2= (b2-b3):2+(b-b2):4 -d1(2-R2)1-sin/cos ; K3 = 1/l2; K4 = K2 + b3/2 + d1 /2; K5 = R(2h - h1 - d), причем из всех полученных значений d1 и d выбраны наибольшие их величины при одновременном соблюдении ограничений d1 d sin ; d = (2,4 - 3,1)d1;РИСУНКИ
Рисунок 1