Турбовентилятор для систем кондиционирования воздуха летательных аппаратов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

205599 и . san*

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 10.Х11.1966 (¹ 1117238/40-23) с лрисоединени ем заявки №

Пфиори тет

Опубликовано 13.XI.1967. Бюллетень № 23

Дата опубликования описания 19.1.1968

Кл. 62с, 15/01

МПК В 64d

УДК 629.048.3(088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

Авторы изобретения

Г. В. Хомутов, А. Х. Шильман и Ю. А. Юшкин

Заявитель

ТУРБОВЕНТИЛЯТОР ДЛЯ СИСТЕМ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

ВОЗДУХА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Известны турбовентиляторы для систем кондиционирования воздуха, в которых рабочие колеса турбины и вентилятора установлены на общем валу, вращающемся в шариковых подшипниках, а полость подшипников с пониженным давлением сообщается с атмосферой посредством суфлера.

Недостатком таких турбовснтиляторов является то, что воздух, стравливаемый из полости подшипников в атмосферу, уносит с собой значительное количество масла.

Предлагаемый вентилятор отличается тем, что между корпусом и втулкой подшипников установлен сепаратор, выполненный в виде двойной металлической (стальной) сетки L помещенной внутри нее набивкой из капроновой нити, а внутренняя поверхность корпуса подшипников выполнена волнистой, Это позволяет уменьшить выброс масла из полости подшипников в атмосферу и улучшить отделение масла от потока воздуха.

На фиг. 1 показан предлагаемый турбовентилятор; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1.

Турбовентилятор состоит из колеса 1 вентилятора и диска 2 турбины, закрепленных на общем валу 3, вращающемся в двух шариковых подшипниках 4. Последние установлены во втулке 5, запрессованной в корпусе б подшипников. Масляный картер 7 выполнен как одно целое с корпусом подшипников, к которому прикреплены улитка 8 вентилятора и сопловая коробка 9. В последнюю встроен сопловый аппарат 10 турбины.

Сепаратор состоит из каркаса 11, изготовленного из стальной сетки, с помещенной внутри него набивкой 12 из капроновой нити диаметром 0,3 — 0,4 мм. Сепаратор установлен в гнезде корпуса б подшипников перед суфлером и фиксируется от перемещений втулкой 5. Через две форсунки И поступает масло для смазки подшипников.

Для защиты вентиляторной полости от масла, прошедшего через подшипник 4, между ним и колесом 1 вентилятора имеются маслоотбойное кольцо 14 и поршневые уплотнительные кольца 15. Для полного исключения попадания масла в вентиляторную полость из полости подшипников последняя соединена с атмосферой через суфлер lб, в результате чего возникает защитная протечка воздуха из вентиляторной полости через зазоры между поршневыми кольцами 15 и крышкой 17 в полость подшипников и далее в атмосферу.

Из полости подшипников к суфлеру lб воздух проходит по кольцевому зазору, образованному корпусом б и втулкой 5 подшипников. Внутренняя поверхность корпуса подшипников выполнена волнистой (см. фиг. 2).

205599

При работе турбовентилятора в результате многократного изменения скорости и направления движения воздуха в зазоре частицы масла, содержащиеся в воздухе, под действием сил инерции оседают на поверхностях, образующих кольцевой зазор. При этом капли масла стекают в картер 7. Оставшиеся в воздухе частицы масла оседают на направленных нитях набивки сепаратора и после образования капель также стекают в картер.

Предмет изобретения

Турбовентилятор для систем кондиционирования воздуха летательных аппаратов, содержащий рабочие колеса турбины и вентилятора, установленные на общем валу, вращаюшемся в шариковых подшипниках, смазываемых из форсунок маслом, подаваемым маслонасосом из картера, с обеспечением по5 ниженного давления в полости подшипников, сообщающейся с атмосферой посредством суфлера, отличающийся тем, что, с целью уменьшения выброса масла из полости подшипников в атмосферу и улучшения отделе10 ния масла от потока воздуха, в нем между корпусом и втулкой подшипников установлен сепаратор, выполненный в виде двойной металлической (стальной) сетки с помещенной внутри нее набивкой из капроновой нити, lS а внутренняя поверхность корпуса подшипников сделана волнистой.

205599

Фие 1

Составитель В. Гусл инни нов

Техред T. П. Курилко Корректоры: Е. H. Гудзона и О. Б. Тюрина

Редактор Н. Корченко

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 4233112 Тираж 535 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4