Винторулевая откидная колонка судна^ у ,.;••'"-^^'^'^-^^> &^;^п^садя-'-'•лкотека

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

265629

ОПИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Gaea Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 16Х.1966 (№ 1078174/27-11) с присоединением заявки ¹

Приоритет

Опубликовано 10.Ill.1969. Бюллетень № 10

Дата опубликования описания 31 VII.1969

Кл. 65f, 4/20

МГ1К В 63h

УДК 629.12:532.582.5 (088.8) Комитет по делам иаобретений и открытий при Совете Министров

СССР

Авторы изобретения

О. Е. Мезенцев, Я. Г. Файнберг, P. Гальдикас и С. И. Вербукас

Заявитель

1 ; " -" сам 1 > 1; 3 ТEI tg

1--,:-ВИНТОРУЛЕВАЯ ОТКИДНАЯ КОЛОНКА СУДНА

Известны винторулевые откидные колонки для судов, содержащие Z-образный привод от двигателя к гребному винту,,механизм поворота баллера с гребным винтом, механизм для изменения заглубления гребного винта и механизм для восприятия силы тяги гребного винта.

Известна также винторулевая откидная колонка, у которой механизм для восприятия силы тяги гребного .винта состоит из двух упоров с выступами в нижней части, входятцими в зацепление с корпусом колонки, двух торсионов, поджимающих упоры к корпусу колонки, гидравлического демпфера и устройства для автоматического управления упорами, содержащего кулачковый диск и два толкателя, которые попеременно выводят один из упоров из зацепления с корпусом колонии.

Особенностью предложенной колонки является то, что устройство для автоматического управления упорами выполнено в виде выступов, расположенных на упорах и взаимодействующцх с соответствующими им профилированными пазами на корпусе колонки, причем каждый выступ представляет собой самоустанавливающийся,кулачок, связанный, пальцем с упором. Прн таком выполнении колонки обеспечивается надежная одновременная работа обоих упоров и упрощается конструктвия колонки.

На фиг. 1 изображена винторулевая колонка, продольный разрез (гондола с гребным винтом повернута на 90 ); на фиг. 2 — кинематическая схема колонки; на фиг. 3 — гид5 равлическая схема выдвижения баллера; на фиг. 4 — общий,вид колонки, установленной на судне; на фиг. 5 — разрез по линии А — А на фиг, 4 (крепление упора на опорном корпусе цапфы колонки); на фиг. б — разрез демп10 ферного тормозного устройства по линии Б—

Б на фиг, 4; на фиг. 7 — частичный поперечный разрез колонки по выступам упоров и пазам в ее корпусе.

Винторулевая откидная:колонка с выдвиж15 ным баллером содержит: Z-образную механическую передачу к гребному винту; механизм поворота баллера; механизм выдвижения баллера; механизм восприятия упора гребного винта; демпферное тормозное устройство.

20 Характерная для колонок Z-образная механическая передача предназначена для сообщения крутящего момента гребному винту 1 от двигателя 2 через ведущий вал >, верхнюю пару конических шестерен 4, 5, размещенную в верхней части корпуса 6 колонки, вертикальный вал 7, нижнюю пару конических, шестерен

8, 9 и гребной вал 10, находящиеся в гондоле

11. Вал 7 выполнен телескопическим для возможности изменения заглубления гребного

30 винта, 205629

Механизм поворота баллера 12 предназначен для изменения направления упора гребного .винта на любой угол путем,поворота баллера с гондолой и,гребным винтом вокруг вертикальной оси колонки. Механизм состоит из электродвигателя 13 и редуктора 14, расположенных в корпусе судна, телеско п ического карданного вала 15, компенсирующего смещение осей при откидывании колонки и связьпвающего редуктор с тихоходной червячной парой, содержащей червячные, колеса 16 и 17, смонтированной в нижней части 18 корпуса колонки. Червячное колесо 17 червячной пары соединено с втулкой 19 поворота баллера.

Механизм выдви>кения баллера предназначен,для подъема и опускания баллера с гондолой и гребным винтом прп изменении осадки судна. Он состоит из электродвигателя 20 (см. фиг. 8), насоса 21, управляющего золотника 22,трубопроводов 28 с арматурой, гидрозамка 24 для удержания баллера .в поднятом положении и пидроцилиндра 25, который образован полостью нижней части 18 корпуса колонки. Поршень 2б гидрсцилиндра неподв ижно прикреплен к баллеру. Гидроцилиндр 25 и поршень 26 образуют подшипниковую пару баллера.

Механизм восприятия упора гребного винта предназначен для передачи упора корпусу судна. Он состоит из двух упоров 27, 28, подвешенных на опорных втулках 29,30, профильных .пазов 31 на корпусе колонки и двух торсионов 82. Выступы упоров 27, 28 образованы самоустанавливающимися профильными кулачками 88 с пальцами 34, а профильные пазы 81 выполнены с помощью накладок 85.

Упоры подвешены на спорных корпусах 86, 87 цапф 88, 39 коло1нки. Один из них подвешен с помощью опорных втулок 29, а другой— посредством втулок 30.

Торсионы 32 предназначены для создания крутящего момента, постоянно прижимающего упоры к корлусу колонки. Для этого они предварительно закручены на некоторый угол.

Один конец каждого торсиона через, опорную втулку закреплен во,избежание проворачивания в опорном корпусе цапфы, а другой также через втулку закреплен в упоре.

Демпферное тормозное устройство прикреплено к опорному корпусу 36 цапфы и состоит из гидроцилиндра 40 (см. фиг. 6), штока 41 с поршнем 42, гайки 48, с помощью которой поршень закреплен на што ке, и двух клапанов

44 и 45. Клапан 44 раоположен на штоке 41 в левой полостями гидроцилиндра и упирается в стенку 46; клапан 45 установлен .на правом торце штока и поддерживается пружиной 47.

Шток соединен с ца пфой 38 колонки при помощи закрепленного на ней кривошипа 48 н сухаря 49. В штоке имеются центральный канал а и два радиальных отверстия б и в, предназначенных для подачи масла в полости А н

Б гидроцилиндра л слива из них. Для этой же цели в гидроцилиндре предусмотрены радиальные отверстия г, д, е, ж и каналы и, к, .г.

Кла паны 44, 45 предназначены для iiiepeпуска масла в полости А и Б. Каждый клапан имеет жиклер 50, 51 для медленного вытеснения масла,из полости при возвращении колонки в вертикальное положение.

Колонка крепится к судну с помощью спорных корпусов 86, 37, на которые опираются цапфы 88, 89 колонки.

При работе винторулевой колонки ее механизмы взаимодействуют следующим образом.

От двигателя 2 крутящий момент через

Z-образную механическую передачу сообщается гребному винту 1. Работа колонки на полную мощность возмо>кна лрп рулении, выдвижении баллера и откидыванпп. Рулен ие судна осуществляется поворотом баллера с гондолой и гребным винтом,на требуемый угол вокруг вертикальной оси колонки, реверс— поворотом баллера на 180 . Для поворота баллера включается электродвигатель 18 механизма поворота, который через редуктор 14, карданный вал 15 и червячную пару .16, 17 поворачивает втулку 19 с баллером.

В случае изменения осадки судна баллер с гондолой и гребным винтом опускается или поднимается на требуемую велнчину заглублен,ия путем включения электродвигателя 20, который подает масло в HH?KHIQIo или верхнюю полость гидроцилиндра 25.

Механизм для восприятия упора гребного винта работает следующим образом. При рабочем положении колонки упоры 27, 28 под>каты к ее корпусу усилием тороионов 32 и с помощью кулачкового зацепления препятствуют откидыванию колонки под действием силы тяги винта, В случае наезда на препятствие, когда возникают усилия, в 1,5 — 2 раза превышающие силу тяги гребного винта, кулачки 88 отжимаются по наклонным плоскостям накладок

35, выходя из зацепления с корпусом колонки, и колонка откидывается. При откиды вании опа поворачивается на цапфах в опорных корпусах 36, 37, Демпферное тормозное устройство при работе не .препятствует откидыванию колонки и задерживает ее возвращение, Для откидыван ия колонки шток 41 с поршнем 42 перемещается посредством сухаря и кривошипа из нейтрального среднего положения вправо,или влево (на чертеже) в за висимости от того, в какую сторону откидывается колонка. При перемещении поршня вправо масло вытесняется из полости А гидроцилиндра и слеживается через отверстия г, д, в, а, б, и, к в полость опорного корпуса цапфы 86, не препятствуя откидыванию колонки. Так как в полости Б в это время давление масла понижается, То срабатывает клапан 44, и масло пз полости опорного корпуса 86 цапфы через отверстие в стенке 46 перепускается в эту полость.

При возвращении колонки в вертикальное положение, шток с поршнем медленно возвращаются в среднее положение, так как масло

205629 из полости Б вытесняется только через ?KIii<лер 50.

Лналогично происходит работа дем пферного устройства. При дв и?кении поршня влево масло из полости Б сливается в полость корпуса цапфы 86 через отверстия ж, е, в, б, л, к. В полости Л образуется разрежение. Клапан 45 срабатывает, перепуская масло из полости корпуса цапфы по каналу а в полость А. Возвращение колонки в вертикальное положение тормозится с помощью ?KHKJIepa 51, через который вытесняется масло из полости А при даи?кении штока с поршнем вправо, к среднему положеняю.

Предмет изобретения

Винторулевая откидная колонка судна, подвешенная ца пфами в опорных корпусах, прикрепленных к корпусу суд на, включающая

Z-образный привод от двгпателя к гребному винту, механизм поворота баллера, механизм изменения заглубления гребного винта и механизм воспр иятия силы тяги гребного винта, состоящий из двух упоров с выступами в нижней части, входящими в зацепление с корпусом колонки, двух торсионов, поджимающих упоры к:корпусу колонки, гидравлического демпфера и устройства для автоматическо10 го управления упорам и, отличающаяся тем, что, с,целью обеспечения надежной одновременной работы двух упоров и упрощения конструкции колонки, устройство для автоматического управления упорами выполнено в виде выступов на упорах, взаимодействующих с соответствующими им:профилиро ванными пазами на корпусе колонии,,причем каждый выступ представляет собой самоустанавлнвающийся кулачок, связанный пальцем с упором.

205629 Рж?. 7

Составитель В. Левицкий

Редактор Л. Калааникааа Техред Л. Я. Левина Корректор С. Ж. Сигал

Заказ 1673/1 Тираж 480 Подписное

ЦНИИГ1И Комитета по делан изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, нр, Сапунова, 2