Способ переработки нефти
Реферат
Использование: в нефтеперегонке, в частности в способе отбензинивания нефти для получения бензина, керосина, дизельного топлива. Сущность изобретения: способ предусматривает введение нагретой нефти в колонну частичного отбензинивания и проведение перегонки с отбором с верха колонны легкой фракции бензина и выводом бокового погона. Остаток нагревают и подают в сложную атмосферную колонну с выделением с верха колонны тяжелой фракции нестабильного бензина и выводом боковыми погонами через отпарные секции тяжелого бензина, керосина и дизельных фракций, а с низа колонны - мазута. Боковой погон из колонны частичного отбензинивания смешивают с боковым погоном керосина из сложной атмосферной колонны, и смесь подают на верх отпарной секции колонны. 1 ил., 5 табл.
Изобретение относится к области нефтеперерабатывающей химической, нефтехимической промышленности, конкретно к способам переработки нефти.
Известен способ переработки нефти в сложных колоннах с подачей в низ колонн водяного пара [1] Прототипом предлагаемого изобретения является способ переработки нефти, включающий ввод нагретого сырья в колонну частичного отбензинивания с отбором с верха колонны легкой фракции бензина и выводом бокового погона, нагрев остатка колонны и ввод его в сложную атмосферную колонну с выделением с верха колонны тяжелой фракции нестабильного бензина, боковыми погонами через отпарные секции тяжелого бензина, керосина и дизельных фракций и с низа колонны мазута [2] При этом наблюдается низкий отбор тяжелых бензиновых фракций, что снижает выработку высокооктановых компонентов бензина. Цель изобретения увеличение отбора тяжелых бензиновых фракций. Поставленная цель достигается тем, что в способе переработки нефти, включающем ввод нагретого сырья в колонну частичного отбензинивания с отбором с верха колонны легкой фракции бензина и выводом бокового погона, нагрев остатка колонны и ввод его в сложную атмосферную колонну с выделением с верха колонны тяжелой фракции нестабильного бензина, боковыми погонами через отпарные секции тяжелого бензина, керосина и дизельных фракций и с низа колонны мазута, боковой погон из колонны частичного отбензинивания смешивают с боковым погоном керосина из сложной атмосферной колонны и смесь подают на верх отпарной секции керосина. Отличием предлагаемого изобретения является смешивание бокового погона из колонны частичного отбензинивания с боковым погоном керосина из сложной атмосферной колонны и подача смеси на верх отпарной секции керосина. Таким образом, предлагаемый способ в отличие от известных в науке и технике обеспечивает высокий отбор тяжелых бензиновых фракций, что позволяет увеличить выработку высокооктановых компонентов бензина. На чертеже представлена схема, иллюстрирующая способ переработки нефти. Нагретую в нагревателе 1 нефть по линии 2 вводят в колонну 3 частичного отбензинивания нефти. Остаток колонны 3 нагревают в печи 4 и вводят в сложную атмосферную колону 5 по линии 6. С верха колонны 5 по линии 7 выводят пары тяжелой фракции нестабильного бензина и направляют в конденсатор 8. Конденсат после конденсатора 8 частично по линии 9 возвращают на орошение колонны 5 и по линии 10 выводят в качестве дистиллята. Верхний боковой погон колонны 5 по линии 11 подают на верх отпарной секции 12. В низ отпарной секции по линии 13 подают нагретый поток. С верха отпарной секции 12 по линии 14 вводят пар и подают в колонну 5. С низа отпарной секции 12 по линии 15 выводят тяжелый бензин. Средний боковой погон колонны 5 по линии 16 подают на верх отпарной секции 17. В низ отпарной секции 17 по линии 18 подают нагретый поток. С верха отпарной секции 17 по линии 19 выводят пар и подают в колонну 5. С низа отпарной секции 17 по линии 20 выводят керосин. Нижний боковой погон колонны 5 по линии 21 подают на верх отпарной секции 22. В низ отпарной секции 22 по линии 23 подают нагретый поток. С верха отпарной секции 22 по линии 24 выводят пар и подают в колонну 5. С низа отпарной секции 22 по линии 25 выводят дизельные фракции. В низ колонны 5 по линии 26 подают нагретый поток. С низа колонны 5 по линии 27 выводят мазут. С верха колонны 3 по линии 28 выводят пар и подают в конденсатор 29. Конденсат по линии 30 частично возвращают на орошение колонны 3 и по линии 31 выводят в качестве легкой фракции бензина. Из колонны 3 по линии 32 выводят боковой погон, смешивают с боковым погоном керосина, выводимым по линии 16 из колонны 5, и смесь подают на верх отпарной секции 17 керосина. Были проведены расчеты колонны частичного отбензинивания нефти и сложной атмосферной колонны по предлагаемому способу и прототипу. Диаметр колонны частичного отбензинивания нефти 5,0 м; сложной атмосферной колонны: верхняя часть (верхние 23 тарелки) 5,0 м; остальная часть 7,0 м; отпарных секций 2,4 м. В колонне частичного отбензинивания нефти расположены в укрепляющей секции 24 двухсливные клапанные тарелки, в отгонной 5 каскадных тарелок. В сложной атмосферной колонне установлены 51 двухсливная клапанная тарелка, из них 5 тарелок в отгонной секции. В отпарных секциях расположено по 10 двухсливных клапанных тарелок. П р и м е р 1 (по предлагаемому способу). С верха колонны частичного отбензинивания нефти выводят пары и подают в конденсаторы, а затем в емкость. Конденсат из емкости возвращают на верх колонны в качестве орошения, в балансовый избыток подают в емкость на смешение с бензином, выделяемым с верха сложной атмосферной колонны. Часть остатка колонны частичного отбензинивания нагревают в печи и возвращают на верхнюю каскадную тарелку колонны. Массо- и теплообменный коэффициент полезного действия тарелок укрепляющей секции колонны частичного отбензинивания принят равным 0,65; отгонной 0,20, что соответствует КПД относительно теоретической тарелки 0,50 и 0,10 соответственно. Перепад давления на тарелках принят равным 0,0007 МПа, в паровых трубопроводах 0,02 МПа. С 18-й тарелки (счет от зоны питания) колонны частичного отбензинивания нефти выводят боковой погон, смешивают с боковым погоном керосина, выводимым из сложной атмосферной колонны, и смесь подают на верх отпарной секции керосина. Пары с верха сложной атмосферной колонны направляют в конденсаторы. Конденсат после конденсатора частично возвращают на верх колонны в качестве орошения, а оставшуюся часть подают в емкость на смешивание с бензином, выделяемым с верха колонны частичного отбензинивания нефти. С 39-й тарелки (счет с низа) сложной атмосферной колонны выводят верхний боковой погон и подают на верх верхней отпарной секции, откуда пары возвращают под 42-ю тарелку сложной атмосферной колонны. С 37-й тарелки колонны выводят верхнее циркуляционное орошение, охлаждают и с температурой 60оС возвращают на 38-ю тарелку колонны 7. С 26-й тарелки (счет с низа) колонны выводят средний боковой погон (керосина) и подают вместе с боковым погоном колонны частичного отбензинивания на верх средней отпарной секции керосина, откуда пары возвращают под 29-ю тарелку колонны. С 23-й тарелки колонны выводят нижнее циркуляционное орошение, охлаждают и с температурой 120оС возвращают на 24-ю тарелку колонны. С 16-й тарелки колонны выводят нижний боковой погон и подают на верх нижней отпарной секции, откуда пары возвращают под 17-ю тарелку колонны. С низа верхней, средней и нижней отпарных секций и низа колонны выводят соответственно фракции 80-180оС, керосин, дизельное топливо и мазут. В низ отпарных секций и колонны предусмотрена подача водяного пара. Температура его принята 350оС. Массо- и теплообменный коэффициент полезного действия тарелок укрепляющей секции принят равным 0,55-0,65, отгонной и отпарных секций 0,45 соответственно. На верхнюю тарелку колонны подается орошение с температурой 60оС. Давление верха колонны 0,21 МПа, перепад давления на тарелках принят равным 0,0007 МПа, в паровых трубопроводах 0,01-0,02 МПа. Основные режимные параметры работы колонн по примеру 1 приведены в табл.1. Фракционный состав продуктов разделения в табл.2 и 3. П р и м е р 2 (по прототипу). Процесс проводят в условиях примера 1, за исключением смешивания бокового погона из колонны частичного отбензинивания с боковым погоном керосина из сложной атмосферной колонны и подачи смеси на верх отпарной секции керосина. Боковой погон из колонны частичного отбензинивания после отпарки легких фракций используется в качестве фракции тяжелого бензина. Основные режимные параметры по примеру 2 приведены в табл.1, фракционный состав продуктов разделения в табл.4 и 5. Из представленных данных следует, что пример 1 по сравнению с примером 2 позволяет увеличить отбор тяжелых бензиновых фракций с 48,9 до 62,5 т/ч, т. е. на 27,8% содержание фракций 180оС к.к. в смеси бензинов уменьшается с 2,17 до 1,56 мас. т.е. на 28,1% Можно увеличить количество сырья для выработки высокооктановых компонентов бензина на 13,6 т/ч за счет уменьшения отбора керосина и мазута. Увеличение отбора тяжелых бензиновых фракций делает целесообразным использование заявляемого изобретения при переработке нефти. Например, реализация предлагаемого способа на одной установке ЛК-6у позволит увеличить отбор тяжелых бензиновых фракций за счет уменьшения выхода керосина и мазута и соответственно выработку сырья для получения высокооктановых компонентов бензина на 108,8 тыс. т/г.Формула изобретения
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ, включающий ввод нагретого сырья в колонну частичного отбензинивания с отбором с верха колонны легкой фракции бензина и выводом бокового погона, нагрев остатка колонны и ввод его в сложную атмосферную колонну с выделением с верха колонны тяжелой фракции нестабильного бензина, боковыми погонами через отпарные секции - тяжелого бензина, керосина и дизельных фракций и с низа колонны мазута, отличающийся тем, что боковой погон из коллонны частичного отбензинивания смешивают с боковым погоном керосина из сложной атмосферной колонны и смесь подают на верх отпарной секции керосина.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8