Фрезер пакеров

Реферат

 

Изобретение на фрезер пакеров относится к буровой технике и может быть использовано для разрушения пакеров, захвата и подъема на поверхность соединенного с пакером хвостовика. Для повышения надежности работы фрезера он снабжен установленным в полости корпуса полым подпружиненным поршнем со штоком и шпонками, скрепленными со штоком и цанговой втулкой, при этом в корпусе выполнены боковые окна, а шпонки размещены в боковых окнах корпуса с возможностью осевого перемещения. 1 ил.

Изобретение относится к буровой технике и может использоваться для разрушения пакеров, захвата и подъема на поверхность хвостовика, соединенного с пакером.

Известен фрезер пакеров, включающий полый корпус, периферийный и направляющий режущие инструменты, размещенные на корпусе [1] Недостаток фрезера невозможность захвата и подъема на поверхность хвостовика.

Известен также фрезер пакеров, включающий полый корпус с кольцевой проточкой на наружной поверхности, размещенные на корпусе периферийный и направляющий режущие инструменты, механизм захвата, выполненный в виде установленной на наружной поверхности корпуса цанговой втулки с лепестками, размещенными в кольцевой проточке корпуса с возможностью радиального раздвижения при выходе из кольцевой проточки [2] Этот фрезер принят за прототип.

Недостаток известного фрезера необходимость левого вращения буровой колонны для подъема хвостовика, что опасно из-за возможности раскрытия резьбовых соединений.

Предложенное техническое решение направлено на повышение надежности его работы.

Это достигается тем, что известный фрезер пакеров, включающий полый корпус с кольцевой проточкой на наружной поверхности, размещенные на корпусе периферийный и направляющий режущие инструменты, механизм захвата, выполненный в виде установленной на наружной поверхности корпуса цанговой втулки с лепестками, размещенными в кольцевой проточке корпуса с возможностью радиального раздвижения при выходе из кольцевой проточки, снабжен установленными в полости корпуса полым подпружиненным поршнем со штоком и шпонками, скрепленными со штоком, и цанговой втулкой, при этом в корпусе выполнены боковые окна, а шпонки размещены в боковых окнах корпуса с возможностью осевого перемещения.

Предложенный фрезер позволяет после разрушения пакера поднимать с забоя соединенный с ним хвостовик без левого вращения колонны.

Авторам не известен фрезер пакеров, обладающий совокупностью приведенных выше признаков, что свидетельствует, что предложенное техническое решение соответствует критерию "неочевидность".

На чертеже изображен фрезер, продольный разрез.

Фрезер пакеров состоит из полого корпуса 1, периферийного и режущего инструмента 2, соединенного с верхней частью корпуса через переводник 3 буровой колонны, направляющего режущего инструмента 4, соединенного с нижней частью корпуса, и механизма захвата. Последний включает подпружиненный полый цилиндрический поршень 5 со штоком 6, расположенный в корпусе, цанговую втулку 7 с лепестками 8 и шпонки 9. Шпонки скреплены болтами со штоком 6 и втулкой 7 и подвижно размещены в боковых окнах 10 корпуса. На наружной поверхности корпуса выполнена кольцевая проточка 11, на наружной поверхности лепестков захватные выступы 12, а на внутренних поверхностях лепестков скосы 13, обращенные к нижнему торцу 14 проточки 11. Лепестки размещены в проточке 11 с возможность радиального раздвижения при выходе из проточки. Ниже торца на корпусе может быть выполнена цилиндрическая или слабоконическая проточка 15. Разрушаемый внутриколонный пакер 16 скреплен с обсадной колонной 17. С пакером соединена призабойная компоновка труб 18 (хвостовик), например, посредством резьбы.

Фрезер пакеров работает следующим образом.

Фрезер пакеров опускают в скважину на бурильных трубах, при этом инструмент 4 и цанговая втулка 7 свободно проходят внутрь пакера. При наличии внутри пакера пробки ее разрушают инструментом 4. Инструментом 2 начинают разрушать пакер, вращая фрезер без подачи промывочной жидкости в буровую колонну. Когда захватные элементы пакера (не показаны), соединяющие его с обсадной колонной 17, будут расфрезерованы, в буровую колонну нагнетают промывочную жидкость, которая приводит в действие механизм захвата, создавая перепад давления во внутреннем канале поршня 5 и штока 6. Преодолевая сопротивление пружины, шток 6 опускается, при этом шпонка 9 и соединенная с ним цанговая втулка опускается вниз. Внутренняя поверхность лепестков скользит по наружной поверхности проточки 11, а скосы 13 взаимодействуют с торцем 14 проточки. В результате этого лепестки с захватными выступами раздвигаются, выходя за габариты внутренней поверхности пакера. Внутренняя поверхность лепестков 8 может при этом зафиксироваться на проточке 15. Не прекращая подачи промывочной жидкости, производят натяжку буровой колонны до момента, когда захватные выступы 12 прижмутся к соответствующей поверхности нижней части пакера. Лопасти при этом скосами или внутренней поверхностью будут зафиксированы на торце 14 или на проточке 15. При дальнейшей натяжке колонны происходит отрыв пакера от колонны 17. Включают подачу промывочной жидкости и буровую колонну с пакером и компоновкой 18 поднимают на поверхность. Механизм захвата возвращается в исходное положение.

Формула изобретения

ФРЕЗЕР ПАКЕРОВ, включающий полый корпус с кольцевой проточкой на наружной поверхности, размещенные на корпусе периферийный и направляющий режущие инструменты, механизм захвата, выполненный в виде установленной на наружной поверхности корпуса цанговой втулки с лепестками, размещенными в кольцевой проточке корпуса с возможностью радиального раздвижения при выходе из кольцевой проточки, отличающийся тем, что он снабжен установленным в полости корпуса полым подпружиненным поршнем со штоком и шпонками, скрепленными со штоком и цанговой втулкой, при этом в корпусе выполнены боковые окна, а шпонки размещены в боковых окнах корпуса с возможностью осевого перемещения.

РИСУНКИ

Рисунок 1