Присадка к смазочным материалам
Реферат
Сущность: в качестве присадки к смазочным материалам применяют N-алкиламиды ,,W - тригидроперфторалкилфосфорной кислоты формулы (H(CF2)2nСH2О)3-m PO(NHR) m, где R-алкил С6 -С20,n = 1 - 5, m = 1 - 2. 1 табл.
Изобретение относится к смазочным маслам, которые могут быть использованы в машиностроении и транспорте в качестве противоизносных и антифрикционных присадок к индустриальным, моторным трансмиссионным маслам.
В качестве эффективной противоизносной присадки к маслам широко применяются молибденсодержащие производные диалкилдитиофосфорной кислоты типа "Моливан Л" [1] Однако такие присадки являются зольными и не проявляют достаточных антифрикционных свойств. Известно также применение в качестве противоизносных и антифрикционных присадок фосфатов на основе производных имидазолина [2] и оксиалкилированных аминов [3] для которых также характерен недостаточный уровень антифрикционных свойств. Наиболее близкой к предлагаемой и широко применяемой в СНГ в качестве противоизносной является присадка на основе диалкилдитиофосфорной кислоты ДФ-11 (ГОСТ 14625-69), недостатком которой является зольность, недостаточное снижение износа и коэффициента трения. Целью изобретения является создание присадки, улучшающей противоизносные и антифрикционные свойства смазочных масел. Указанная цель достигается применением в качестве присадки N-алкиламидов ,,-тригидроперфторалкилфосфорных кислот общей формулы (Н(СF2)2nCH2O)3-mPO(NHR)m, где R алкил с длиной цепи С6 С20, n 1-5, m 1-2. Известно применение указанных веществ в качестве ингибиторов коррозии [4] Авторами обнаружен новый и неожиданный эффект при добавлении предлагаемых соединений в качестве присадки к смазочным маслам введение новых соединений в смазочные масла приводит к улучшению их противоизносных и антифрикционных свойств. В таблице в качестве примера приведены трибологические характеристики смазочного масла М8 с добавками заявляемой присадки, а также (для сравнения) масла М8, содержащем в качестве присадки ДФ-11, и масла М8 без присадок (при концентрациях 1 мас.). Эффективность предлагаемой присадки проверена в лабораторных испытаниях масел с присадками по ГОСТ 23221-84 на 4-шариковой машине трения МАСТ-1. При этом износ определяется по диаметру пятна износа стальных шариков из стали ШХ-15, а антифрикционные свойства по величине коэффициента трения. Испытания проводились при полном погружении шаров в масло. Осевая нагрузка 11 кг, скорость вращения верхнего шара 1 об/мин. Диаметр шариков 7,91 мм. Время испытаний 6 ч при температуре 50оС. В таблице в качестве примера приведены трибологические характеристики смазочного масла М8 с добавками заявляемой присадки. Там же (для сравнения) приведены характеристики масла М8 без присадки и с известной присадкой ДФ-11. Как видно из таблицы, введение в смазочное масло М8 в качестве присадки предлагаемых алкиламидов тригидроперфторалкилфосфорной кислоты существенно улучшает смазочные и противоизносные свойства исходного масла. Наиболее сильное снижение диаметра пятна износа и коэффициента трения наблюдается при использовании образца 3 структурной формулы (H(CF2)2CH2O)2PONHC11H23. Следует отметить, что и введение других алкиламидов тригидроперфторалкилфосфорной кислоты является более эффективным, нежели использование известной присадки ДФ-11. Технический результат изобретения снижение коэффициента трения (а следовательно, и потерь мощности на трение) и уменьшение износа при введении предлагаемой присадки в смазочные масла. Использование предлагаемых веществ в качестве присадок к смазочным маслам позволит увеличить время безремонтной эксплуатации машин и механизмов, сэкономить горюче-смазочные материалы.Формула изобретения
Применение N-алкиламидов ,, тригидроперфторалкилфосфорной кислоты общей формулы [H(CF2)2nCH2O] 3-mPO(NHR)m, где R С6 С20-алкил; n 1 5; m 1 2, в качестве присадки к смазочным материалам.РИСУНКИ
Рисунок 1