Устройство ограждения аварийного танкера
Реферат
Использование: судостроение. Сущность: устройство ограждения аварийного танкера 1 содержит фартук 2 и прикрепленные к нему элементы 3 с положительной плавучестью, средство для фиксации на корпусе танкера. Фартук 2 выполнен по меньшей мере из одной секции, а между ними сопрягаемыми концами секций установлен трос и средство для регулирования его длины на участке между этими концами. Элементы 3 с положительной плавучестью ориентированы своими длинными сторонами поперек фартука и выполнены в поперечных сечениях увеличивающимися по площади от их нижних участков к верхним участкам или с нижними участками из более плотного материала, чем материал верхних участков. 6 з. п. ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к судостроению, точнее к устройствам, препятствующим распространению по водной поверхности нефти, вылившейся из аварийного танкера.
Известно устройство для ограждения аварийного танкера, содержащее газонаполненную оболочку, снабженную эластичным фартуком и выполненную с возможностью закрепления на корпусе судна (см.заявка ФРГ N 2728835, кл. Е 02 В 15/04, 1979). Недостатком этого устройства является сложность установки вокруг танкера, что ведет к увеличению экологического ущерба от аварий танкера. Ближайшим по своей технической сущности аналогом изобретения является устройство ограждения аварийного танкера, содержащее фартук и прикрепленные к нему элементы с положительной плавучестью, а также средство для фиксации на корпусе танкера, при этом фартук выполнен по меньшей мере из одной секции (авт.св. N 1659585, кл. Е 02 В 15/04, 1991). Недостатком этого устройства является низкая эксплуатационная надежность. Техническая задача, решаемая настоящим изобретением, состоит в повышении эксплуатационной надежности устройства. Технический результат достигается тем, что устройство ограждения аварийного танкера, содержащее фартук и прикрепленные к нему элементы с положительной плавучестью, а также средство для фиксации на корпусе танкера, при этом фартук выполнен по меньшей мере из одной секции, снабжено тросами для сопряжения между собой концов секций, имеющими средства для регулирования их длины, а элементы с положительной плавучестью ориентированы своими длинными сторонами поперек фартука и выполнены в поперечных сечениях увеличивающимися по площади от их нижних участков к верхним участкам или с нижними участками из более плотного материала, чем материал верхних участков. Кроме того, упомянутое средство для фиксации на корпусе танкера включает в себя контейнер с наклонными во внешнюю от танкера сторону днищем и крышкой, поворотно закрепленной в нижней части контейнера и присоединенной к верхней части контейнера посредством пироболта. Кроме того, средство для регулирования длины троса включает в себя установленный на одном из стыкуемых концов секций фартука контейнер, обладающий положительной плавучестью, в котором размещен барабан, соединенный с одним из концов стягивающего троса, ось барабана соединена с электродвигателем, подключенным к источнику питания через последовательно соединенные два переключателя, один из которых подключен к датчику расположения контейнера на воде, а другой к датчику минимальной длины участка троса между стыкуемыми концами секций фартука. Кроме того, средство для регулирования длины троса включает в себя два блока, один из которых установлен на поплавке, расположенном на конце соответствующей секции фартука, другой соединен с грузом, а стягивающий трос запасован между этими блоками. Кроме того, фартук выполнен из упругого материала. Между соседними элементами положительной плавучести расположены упругие элементы преимущественно в виде упругих полос. Кроме того, фартук выполнен двухслойным с образованием герметичных полостей между слоями и соседними элементами с положительной плавучестью, а через эти полости пропущен воздухоподводящий шланг с отверстиями, в которых установлены ниппельные вентили. На фиг.1 изображено устройство в рабочем положении, вид сверху; на фиг.2 устройство в сложенном положении на борту танкера; на фиг.3 устройство в рабочем положении, вид сбоку; на фиг.4 один вариант средства для регулирования длины троса; на фиг.5 второй вариант средства для регулирования длины троса; на фиг.6 фартук с воздухоподводящим тросом в герметизированной полости. Устройство ограждения аварийного танкера 1 содержит фартук 2 в виде, например, двухслойной ленты, к которому поочередно вдоль его длины прикреплены элементы 3 с положительной плавучестью, ориентированные своей длиной поперек ленты фартука 2. При этом в первом варианте выполнения элементы 3 могут быть выполнены с поперечным сечением, увеличивающимся снизу вверх вдоль длины элементов 3, а во втором варианте с нижними участками из более плотного материала, чем верхних участков. В первом варианте фартук 2 выполнен из упругого материала, например полиэтилена толщиной 1-2 мм, а во втором между элементами 3 установлены упругие элементы 4, например полосы. Через герметизированные полости 5, образованные слоями 6 фартука и элементами 3, пропущен воздухоподающий шланг 7 диаметром 0,5-1 см с отверстиями, в которых установлены ниппельные вентили 8. Фартук 2 состоит из нескольких секций (показано две секции), а концы соседних секций соединены между собой посредством тросов 9 и средства 10 для регулирования их длины на участке между соседними секциями фартука. В первом варианте это средство состоит из контейнера 11 с положительной плавучестью, внутри которого имеется автономный источник питания 12, подключенный через переключатель 13 и 14 к электродвигателю 15, связанному с осью барабана 16, на котором закреплен второй конец 17 троса 9, другой конец которого закреплен на конце второй секции сопрягаемой пары секций фартука. Управляющий вход первого переключателя 13 подключен к датчику 18 положения этого контейнера 11 на воде, например, поплавка, взаимодействующего с контактами этого переключателя 13. Управляющий вход второго переключателя 14 подключен к датчику 19 минимальной длины участка троса 9 между концами сопрягаемых секций фартука, например утолщения на тросе 9, взаимодействующего механически с контактами переключателя 14. В другом варианте выполнения средство регулирования длины троса 9 содержит на конце секции фартука поплавок 20 с первым механическим блоком 21, а также второй блок 22, закрепленный на грузе 23. При этом трос 9 пропущен с многократным огибанием этих блоков, а его концы закреплены соответственно на одном и другом концах сопрягаемых секций фартука. В положении на корпусе танкера каждая из секций расположена внутри контейнера 24 с наклонным днищем 25 и крышкой 26, один конец которой прикреплен к нижнему краю контейнера посредством шарнирного соединения 27, а другой конец крышки крепится к борту посредством пироболта 28. При этом на крышке 26 имеется упор 29, обеспечивающий установку крышки 26 в откинутом положении так, что ее верхняя поверхность является продолжением поверхности наклонного днища 25. Шланги 7 подключены к баллону со сжатым воздухом (не показан). Пироболты 28 подключены к электрической сети через переключатель (не показан) для подачи на пироболты управляющего сигнала. Устройство ограждения танкера работает следующим образом. Перед применением устройства секции фартука 2 находятся внутри контейнеров 24, а крышка 26 удерживают секции от выпадания из контейнеров 24. При возникновении аварии танкера на пироболты 28 подают управляющий сигнал. При срабатывании пироболтов 28 крышки 26 откидываются под действием собственного веса и устанавливаются в наклонном положении. Секции фартука 2 вместе с элементами 3 под собственным весом выпадают из контейнеров 24 в воду. При этом элементы 3 ориентируются в воде вертикально и тем самым ориентируют фартук 2. В первом варианте фартук 2 разворачивается под действием собственных сил упругости, во втором варианте под действием сил упругости упругих элементов 4, а в третьем варианте при наддуве воздухом через шланги полостей 5 фартука 2. В первом варианте выполнения средства регулирования длины троса 9 срабатывает датчик 18, включающий переключатель 13, вследствие чего включается электродвигатель 15, вращающий барабан 16, наматывающий трос 9. При достижении минимальной длины троса 9 между сопрягаемыми концами секций фартука 2 утолщения 19 воздействуют на контакты переключателя 14, отключая электродвигатель 15. Во втором варианте выполнения этого средства под действием груза 23 блок 22 удаляется от блока 21, при этом трос 9 растягивается между этими блоками, а длина участков его между этими блоками в n раз меньше суммарной длины троса 9, где n число таких участков.Формула изобретения
1. УСТРОЙСТВО ОГРАЖДЕНИЯ АВАРИЙНОГО ТАНКЕРА, содержащее фартук и прикрепленные к нему элементы с положительной плавучестью, а также средство для фиксации на корпусе танкера, при этом фартук выполнен по меньшей мере из одной секции, отличающееся тем, что оно снабжено тросами для сопряжения между собой концов секций, имеющими средства для регулирования их длины, а элементы с положительной плавучестью ориентированы своими длинными сторонами поперек фартука и выполнены в поперечных сечениях увеличивающимися по площади от их нижних участков к верхним участкам или с нижними участками из более плотного материала, чем материал верхних участков. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что упомянутое средство для фиксации на корпусе танкера включает в себя контейнер с наклонным во внешнюю от танкера сторону днищем и крышкой, поворотно закрепленной в нижней части контейнера и присоединенной к верхней части контейнера посредством пироболта. 3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что средство для регулирования длины троса включает в себя установленный на одном из стыкуемых концов секций фартука контейнер, обладающий положительной плавучестью, в котором размещен барабан, соединенный с одним из концов стягивающего троса, ось барабана соединена с электродвигателем, подключенным к источнику питания через последовательно соединенные два переключателя, один из которых подключен к датчику расположения контейнера на воде, а другой к датчику минимальной длины участка троса между стыкуемыми концами секций фартука. 4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что средство для регулирования длины троса включает в себя два блока, один из которых установлен на поплавке, расположенном на конце соответствующей секции фартука, другой соединен с грузом, а стягивающий трос запасован между этими блоками. 5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что фартук выполнен из упругого материала. 6. Устройство по п.1, отличающееся тем, что соседними элементами положительной плавучести расположены упругие элементы преимущественно в виде упругих полос. 7. Устройство по п.1, отличающееся тем, что фартук выполнен двухслойным с образованием герметичных полостей между слоями и соседними элементами с положительной плавучестью, а через эти полости пропущен воздухоподводящий шланг с отверстиями, в которых установлены ниппельные вентили.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6